Инки

Часть II
Великое перемещение
Глава 5. Изоляты: Америка и Тихоокеанский регион
5.6. Инки

Когда испанцы в 1532 году прибыли в Перу, империя инков простиралась более чем на 2500 миль от южных границ современной Колумбии до реки Моль в Центральном Чили. Это была самая большая из империй доколумбовой эпохи в Америке, по своим размерам превосходившая любую подобную империю и в Евразии. Подобно государству ацтеков, она возникла незадолго — примерно за столетие — до прибытия испанцев.

С падением государства Тиуанаку около 1200 года н.э разные небольшие государства на плоскогорье находились в состоянии постоянного междоусобного конфликта. Примерно в это же время в южных Андах впервые была получена бронза, которая годилась не только на украшения, но и для производства оружия. Изначально инки были крестьянами из небольших деревень в районе Куско и долгое время являлись подданными царств Колла и Лупака, располагавшихся возле озера Титикака. Их социальная организация, вероятно, была близка организации народа в долине Мехико и, без сомнения, походила на многие другие социальные группы мира, находящиеся на этом уровне развития.

Основой общества были айлю — клановые группы, вероятно происходившие от одного предка и владевшие землей, которую обрабатывали отдельные семьи, объединявшиеся только для постройки домов друг для друга. После создания империи инков айлю возглавляли вожди, называемые куракас. Они могли организовать общественные работы, хотя неизвестно, применялась ли подобная система в ранней истории инков. Политическая организация инков до 1400 года также остается неизвестной. Вполне может быть, что власть в ней делилась между предводителями айлю и временными военачальниками — сити, чей статус мог становиться постоянным в случае успеха их деятельности в бесконечных конфликтах с деревнями других народностей.

Ранняя религия инков была сложной. От Тиуанаку они переняли идею бога-создателя Виракока, бога-солнца Инти, а также Иллапа — бога грома и погоды. Однако все это были не разные боги (ошибка, происходящая от испанского заблуждения), а ипостаси единого бога. Одновременно имело место поклонение уакка, которые могли быть как человеком (мумифицированное тело), так и местом (например, усыпальницей) или предметом (статуей). Уакка были священны, и каждое айлю имело несколько таких святынь, о которых тщательно заботилось. Обычно это было обязанностью тех жителей айлю, которые были слишком стары для работы в поле.

Экспансия инков началась в начале XV века под предводительством Виракока. Он был восьмым царем в династическом списке инков и первым, о котором хоть что-то достоверно известно. Он, вероятно, был первым настоящим царем, в отличие от временных военачальников. Он начал с завоевания территории вокруг Куско. Главные завоевания начались при Пачакути (1438—1471 годы правления), который, по всей видимости, захватил власть в Куско при удачном стечении обстоятельств, когда город был осажден коалицией городов, выступивших против инков.

Пачакути реформировал государство инков — так же, как первые ацтекские правители реформировали государство в долине Мехико. К 1450 году инки контролировали большую часть плоскогорья и бассейна озера Титикака. Они выдвинулись из высокогорья Анд на прибрежные территории, стремясь на север для того, чтобы победить государство Киму в период с 1463 по 1417 год, а к 1493 года завоевали регионы на юге. Но в 1490-х годах главная волна экспансии прекратилась.

Империя инков
Карта 13. Империя инков
Завоевания:
1 — Пачакути (1438—1463);
2 — Пачакути и Топа Инка (1463—1471);
3 - Топа Инка (1471-1493);
4 - Гуайана Капак (1493-1525)

Свою империю инки называли Тавантинсую — «Страна Четырех Четвертей». Это название отражает их мировоззрение. Столица Куско (что означает «пуп земли») была поделена подобным образом, хотя четверти не были равными по размеру, что расположенная на северо-западе была самой большой. Городом управляли четыре апус, по одному на каждую четверть, как и в империи. Каждая четверть сложным образом соотносилась с социальной организации инков, которая в ранний имперский период была поделена на три группы. Каждая из них была представлена в секуе — ритуальной и социальной организации империи. В центре Куско находился Кориканча или Храм Солнца. Он считался центром империи (и мироздания) и был тщательно сориентирован на солнцестояние — то есть на восход летом и закат зимой. Другие значительные астрономические линии связывали храм с различными башнями на возвышениях в долине; очевидно, они играли роль в определения даты посевов.

Почитание предков у инков было развито еще более, чем в империи Киму. Тела умерших правителей мумифицировали и выставляли в специальных нишах в Храме Солнца, где они стали самыми священными уакас инков (испанцам потребовалось 27 лет, чтобы найти и уничтожить все тела, спрятанные инками).

С мертвыми правителями обращались так, как если бы они были живы. На каждого работало армия слуг, ему шли доходы с обширных поместий. С увеличением количества мертвых правителей и непроизводящей элиты — вождей и потомков правителей (панаква) — для обеспечения элиты требовалось все больше земель. Практика общественных работ внутри айлю была в государстве инков расширена до такой степени, что каждый гражданин был обязан обрабатывать землю, работать на строительстве либо служить в армии.

К концу XV века империя инков столкнулась с теми же проблемами, обусловленными внутренним развитием, что и ацтеки в Центральной Мексике. Оба государства нуждались в увеличении земель и населения для поддержания основных функций своего общества — земель для обеспечения мертвых царей либо людей для жертвоприношения Уицлипочтли. Оба государства не могли более увеличивать свои территории из-за трудностей с контролем над ними. Для инков уже не осталось легкодоступных земель, и Гуайана Капак большую часть своего правления (1493—1525) пытался завоевать относительно небольшую территорию в современном Эквадоре. Даже при развитой системе дорог и государственных курьеров (унаследованной инками от своих предшественников) донесения с границ доходили до столицы Куско за 10 дней. Таким образом, контроль над империей был затруднен — особенно в связи с тем, что на ее территорию постоянно проникали все новые разрозненные группы людей.

Многие из этих проблем достигли апогея со смертью Гуайана Капака в 1525 году, когда империя оказалась втянутой в гражданскую войну. Противостояние возникло между сыновьями покойного царя — Уаскаром и Атагуальпой. Притязания последнего имели меньше оснований, так как он не был рожден от союза брата и сестры, предназначенного укрепить чистоту царской линии. Однако он пользовался поддержкой армии. Уаскар, проигравший битву в 1532 году, был менее популярен из-за того, что собирался покончить с основным юридическим аппаратом и главным слабым местом общества инков — обеспечением мертвых правителей. Как и в случае с ацтеками, испанцы, прибывшие в 1532 году, нашли империю серьезно ослабленной.