Письменность

Часть II
Великое перемещение
Глава 4. Появление цивилизации
4.8. Письменность

Развитие письменности занимает центральное место в развитии цивилизации. Хотя некоторые народы (например, инки) смогли обойтись без нее, именно она лежала в основе функционирования государства в большинстве ранних цивилизациях. Задача письменности — не вербализовать речь, а хранить и передавать информацию. Сначала она хранила сведения о торговле и административных задачах. В течение длительного времени художественная литература не развивалась, а устно передавалась от поколения к поколению. Не развитие письменности «породило» цивилизацию — она развилась для удовлетворения потребностей элиты и постоянно совершенствующегося общества, а затем использовалась для усиления власти и контроля.

До самого недавнего времени грамотность оставалась привилегией меньшинства, а система письма намеренно делалась очень сложной для того чтобы ограничить распространение знания. Письменность была основным инструментом элиты для осуществления контроля над обществом и для его эксплуатации. Только представители элиты обладали доступом к информации. Они могли принимать определенные решения и регулировать жизнедеятельность общества. Их монополия на образование и грамотность представляла собой мощный механизм, обеспечивавший ощущение единства среди элиты и позволявший навязывать большинству свою систему ценностей. Именно это мы сейчас называем культурой и цивилизацией.

Хотя все виды письменности во всех обществах несли одну и ту же функцию, они очень сильно различаются между собой. До недавнего времени считалось, что письменность в своем развитии проходила несколько стадий и достигала высшей точки своего развития — алфавита, используемого в «западных цивилизациях». Теперь стало очевидно, что не существует такой «лестницы», по которой должна подняться письменность, и что те системы письма, которые не развились до использования алфавита, отнюдь не являются «неудачницами».

По своей сущности ни одна письменность не бывает лучшей или худшей — у каждой есть свои достоинства и недостатки. Первой стадией в создании письменности могли быть пиктограммы, в которых, например, картинка ступни могла быть использована для обозначения соответствующего слова. В дальнейшем пиктограммы легко изменялись в идеограммы, где такая картинка уже обозначала понятия «стоять» или «ходить». Два типа знаков могли быть совмещены и образовывать такую письменность, как в Китае. Недостаток такой системы в многочисленности необходимых знаков. В китайском их около 70 000, и хотя большинство из них употребляются крайне редко, даже для ограниченного понимания языка необходимо знать 3000 символов. Преимущество такой системы — в ее независимости от используемого языка: картинку, изображающую корову, можно прочитать как «vache» по-французски или как «cow» по-английски.

Следующей стадией развития считается силла-бографика — фонетическая система, в которой знаки соответствуют звукам. Для большинства языков достаточно 80—100 знаков такой системы. Последующее уменьшение количества знаков возникает в алфавитных системах — в большинстве таких систем их около 20—30 знаков.

Процесс развития и адаптации систем письменности был далеко не легким. Очень часто одно общество адаптировало для себя письменность другого общества. Одним из первых подобных случаев (примерно после 2000 года до н.э.) можно считать использование в Вавилоне клинописи, разработанной, как мы еще увидим, в Шумере для агглюнативного шумерского языка, хотя данная система и не была идеальной для семитского языка, используемого в Вавилоне. Греческий алфавит — это адаптация финикийского. Самой замечательной была японская адаптация китайского алфавита, хотя он абсолютно не подходил для японского языка. В результате современные японские дети на обучение чтению и письму затрачивают в среднем на два года больше, чем дети в Европе и в Соединенных Штатах. Однако это не сказалось на развитии успешной современной экономики. Кроме того, письменность насаждалась доминирующими политическими силами. Пример тому — распространение кириллицы (искусственного создания византийских монахов) в Центральной Азии.

Эволюция типов алфавита
Схема 3. Эволюция типов алфавита

Написание также отличается в разных культурах, и не один способ не является изначально лучшим. Современные алфавитные системы, используемые на «западе», идут справа налево и сверху вниз страницы. Вся семитская письменность идет в обратном направлении, но также сверху вниз, однако книга, в западном представлении, читается от конца к началу. Китайский (а вместе с ним и японский) текст записывается вертикальными колонками сверху вниз и, опять-таки, от конца к началу книги. Письменность майя в Месоамерике представляла собой две вертикальные колонки. В большинстве пиктографических письменностей, таких как египетская, иероглифы «глядят» на начало строки — в то время как знаки алфавита «глядят» в конец строки. Ранняя греческая письменность была по природе своей «бустрофедоном» — строки могли идти справа налево и слева направо, направление знаков тоже менялось.

Разделение знаков на слова и предложения происходило очень медленно. В египетских иероглифах, в клинописи и в санскрите не существует такого деления вообще. Нет его и в средневековых религиозных манускриптах Европы. Самое раннее известное нам деление произошло в мероитской письменности в Судане, а также на Кипре — в обеих системах для разделения использовались точки и штрихи, а не пробелы.

Первая известная нам письменность была разработана в Месопотамии. Ее предшественники относятся к Убайдскому периоду (5500—4000 годы до н.э) и представлены в двух формах — печатей и полых глиняных шаров с оттисками по всей поверхности и небольшими глиняными метками внутри. На некоторых изображены цифры. Печати предположительно использовались для определения принадлежности вещи, предназначение же шаров неизвестно. Первые настоящие образцы письменности в виде целой серии глиняных табличек обнаружены в храмовом комплексе Эанна в Уруке и относятся примерно к 3200 году до н.э. Их содержание доказывает тот факт, что письменность была разработана для удовлетворения административных нужд уже достаточно сложного иерархического общества. Примерно 85% содержания табличек занято экономическими записями администрации храма касательно движения товаров, провизии и так далее. Другие таблички содержали в себе иерархический список занятий, начинавшийся с «царя» или «предводителя. Далее там содержатся 15 знаков, обозначающих различных руководителей, ответственных за «закон», «город», «войска», «плуги», «ячмень», а также знаки для религиозных деятелей и таких профессий, как кузнец, ювелир, пастух и глашатай.

Всего на табличках из комплекса Эанна 2000 знаков, большинство из которых — пиктограммы. Такие знаки легко изображать на влажной глине, но они имеют ряд недостатков. Таблички достаточно массивны (вес некоторых из них более 12 фунтов), и, как только глина высыхала, в них нельзя уже было вносить никаких изменений.

Неудобство в использовании глины и заостренного пера привело к переменам в технике письма. Знаки стали менее пиктографическими и приняли более абстрактную форму — развилась клинопись. Количество знаков уменьшилось к 2000 году до н.э. до 1000, хотя в постоянном употреблении было значительно меньше. Изначально текст записывался вертикальными колонками, но затем превратился в горизонтальный, слева направо, а сами знаки повернулись на 90 градусов. Сначала знаки не отображали звуки шумерского языка, но постепенно ситуация изменилась. Например, по-шумерски глагол «давать» был «сумм», и для него не существовало пиктограммы, вследствие чего писцы употребляли для обозначения чеснока знак, также писавшийся sum — но произносившийся, вероятно, немного по-другому. После завоевания Шумера Саргоном Аккадским в общее употребление вошел аккадский язык, а шумерский пришел в упадок, но клинопись была адаптирована для аккадского. Для него разработали три типа знаков: слоговые — чтобы показать произношение, идеографические — для слов или идей, и определительные — чтобы читатель понял, какой тип знака следует далее. Еще более удивительно то, что некоторые знаки в разное время носили все три функции. Менее чем за тысячу лет сравнительно простые шумерские пиктограммы превратились в очень сложную письменность, применимую к разным языкам.

С развитием клинописи ее употребление стало повсеместным. Примерно в 2900 году до н.э. она была использована в Уре для того, чтобы выгравировать на камне тексты, касающиеся покупки земли. В течение следующих 300 лет она применялась для царских записей и религиозных текстов, а к 2500 году до н.э. ею были зафиксированы продажи рабов, соглашения по займам и деловые записи. 300 лет спустя появился первый примитивный «свод законов». Письменность распространилась из Месопотамии в Элам в Иране и в Эбла в Сирии. Царский дворцовый архив, обнаруженный итальянской экспедицией в 1975—1977 годах, содержит 15 000 табличек с клинописью, заимствованной в Месопотамии. Таблички относятся к 2500—2300 гг. до н.э. и явно написаны на семитском языке. Точный язык не известен, но это явно не аккадский. Условно его назвали эблаит.

Неизвестно, повлияло ли развитие письменности в Месопотамии на подобный процесс в Египте. Однако очевидно, что при формировании египетского государства письменность возникла очень поздно — и, в отличие от Месопотамии, здесь было найдено очень мало ее предвестников. Египетская письменность развивалась в двух направлениях — монументальное письмо (иероглифы) и письмо, предназначенное для каждодневных нужд (иертическое). Первые небольшие группы иероглифов, очень пиктогрфичных по своей форме, относятся ко времени объединения и перехода к Первой династии. Иероглифы так и остались рисунками и не превратились в клинопись, как это произошло в Месопотамии. Очевидно, что они были изобретены для правителей. Их употребление было очень узконаправленным, главным образом на царских гробницах. Иероглифы придумали с особой целью — для того чтобы подчеркнуть божественно-царственные функции. С их помощью были представлено географическое и административное деление Египта, а также достижения фараона и его окружения. Подобное использование сильно отличало египетские иероглифы от шумерской письменности, изначально имевшей «экономическую» функцию, и отражало абсолютно иную природу египетского общества и намного большую централизованность государства. Лишь во времена Четвертой династии (2500 год до н.э.) очень постепенно письменность начинает использоваться более широко на гробницах различных чиновников.

Иероглифы слишком напоминали картинки и не подходили для обычного письма, поэтому параллельно с ними развивалось иератическое письмо. Первые знаки, которые, вероятно, затем развились в такое письмо, обнаруживаются на гончарных изделиях, изготовлены еще до 3000 года до н.э. Шрифт, в котором иероглифы превратились лишь в несколько легких черточек, сделанных тростниковым пером, появился на папирусах примерно с 2500 года до н.э. Однако подобный способ был весьма дорог, и количество записей, хранившихся в различных храмах и при дворцах, значительно меньше, чем на более дешевых глиняных табличках в Месопотамии. Иератика развивалось примерно так же, как и клинопись, — совмещая идеографическую и слоговую системы с определителями для помощи чтецу. Однако существовало и значительное отличие от клинописи, отражающее природу египетского языка, — в каждом слоге были представлены только согласные.

Письменность долины Инда до сих пор не расшифрована, даже неясно, какой язык она собой представляет. Маловероятно, что когда-нибудь будет возможность ее понять, так как и образцы существуют в очень коротких отрывках, с использованием небольшого количества знаков. Некоторые специалисты полагают, что она развилась под влиянием Месопотамии — как следствие обширных торговых связей между двумя государствами. К сожалению, для того чтобы поддержать эту версию не хватает достоверных сведений.

Тем не менее писцы, создавшие тексты из долины Инда, как и в других ранних цивилизациях, несомненно, принадлежали к элите своего общества. Они выполняли важные функции при государственных и религиозных институтах, управляя и контролируя социум. Их жизнь была намного лучше жизни крестьянина, надрывавшегося на поле и вынужденного отдавать большую часть своего урожая, трудиться на государственных объектах и служить в армии. Как написано в двух египетских папирусах:
  • «Будь писцом — это спасет тебя от тяжкого труда, защитит от любой работы».
  • «Будь писцом. Твои руки и ноги будут стройными, ладони мягкими. Ты будешь ходить в белых одеждах, придворные будут приветствовать тебя».