Майя

Часть II
Великое перемещение
Глава 5. Изоляты: Америка и Тихоокеанский регион
5.3. Майя

Еще одна основная цивилизация классического периода в Месоамерике — это цивилизация майя, занимавшая обширную низинную территорию в тропических джунглях полуострова Юкатан, простирающихся от Мексиканского залива до северного Гондураса. Майя переживали период своего рассвета в одно время с Теотиуаканом, но пережили его падение в 900 году н.э. на несколько веков. Из всех доколумбовых цивилизаций Америки люди майя были самыми развитыми. Они единственные разработали настоящую систему письменности, а также довели обычный календарь до нового, более сложного уровня.

Следы первых поселений на этой территории относятся примерно к 2000 году до н.э. На протяжении тысячи лет здесь существовал единый стиль гончарных изделий, а также осуществлялись контакты с ранними ольмеками. Увеличивались деревни, сооружались места для проведения обрядов, а правящая элита направляла общество. Наконец в первые века нашей эры возникло несколько городов с большими храмовыми комплексами и вместительными общественными зданиями.

На протяжении многих десятилетий исследователи не могли понять, как такое общество поддерживало свое существование с помощью обычного для той местности способа ведения сельского хозяйства — подсечно-огневого. Этот метод заключается в том, что крестьяне расчищают участок земли при помощи поджога, на протяжении нескольких лет сажают здесь зерно, а затем переходят на другой участок. Таким способом можно обеспечить лишь относительно небольшое количество населения.

Очевидно, что если количество населения городов майя соответствовало их размеру, то для такого способа производства продовольствия в государстве не хватало территорий — между городами майя часто было не более 10 миль. Однако археологические изыскания с 1970-х годов, проведенные с помощью радиолокационных методов, показали, что майя использовали более интенсивный вид сельского хозяйства, способный обеспечивать достаточно продуктов для содержания элиты. Они расчищали поля на склонах холмов, а для предотвращения эрозии оборудовали серию террас. Еще более важным процессом было обустройство приподнятых полей на болотистых почвах. Для улучшения качества почвы создавалась система дренажных канав, в которых, по всей вероятности, также разводили рыбу. Несомненно, то что такая система земледелия требовала больших усилий по ее обустройству и содержанию — что, однако, компенсировалось высокой продуктивностью основного злака, кукурузы, в дополнение к которой выращивались также бобы, хлопок и какао.

Отличительной чертой городов майя били многочисленные каменные стелы с вырезанными изображениями людей, надписями и датами. Сразу после открытия цивилизации майя европейцами в середине XIX века стало очевидным, что они значительно доработали календарь Месоамерики. Вместо серий из 52 циклов майя ввели намного более сложную структуру, известную под названием «Длинный счет». По принятому ныне соотношению с христианским календарем их летоисчисление началось 11 августа 3114 года до н.э., с создания текущего порядка вещей. Почему ими была избрана именно эта дата, остается до сих пор неясным. Можно предположить, что «Длинный счет» не был изобретением майя — первые известные примеры находятся на «Стеле 2», возведенной в Чьяпа-де-Корсо в государстве Чьяпа в 36 году до н.э., и на «Стеле С» в Трес Сапотес на территории ольмеков в 32 году до н.э. Однако майя возвели эту систему на беспрецедентную высоту. Для своих вычислений они использовали год, или тун, состоявший из 360 дней. Двадцать тун составляли катун (7200 дней), а двадцать катун — буктун из 144 000 дней или 400 тун. С помощью этих понятий майя могли отсчитывать назад и вперед огромные периоды времени, самая большая известная дата — 400 млн лет назад, указанная на «Стеле D» из Куригуа, возведенной в 766 году до н.э.

Майя проводили и другие изощренные вычисления. Наряду с вычислением лунного цикла они установили цикл солнечных затмений — хотя и не могли знать, будет ли затмение видно на их территории. Вероятно, самые сложные вычисления касались Венеры. Они знали о ее 584-дневном обращении вокруг Солнца и смогли соотнести два своих календаря так, чтобы 65 циклов Венеры были равны 146 циклам из 260 дней и 104 циклам из 365 дней. Наряду с этим они знали, что время обращения Венеры вокруг Солнца не равно точно 584 дням, и поэтому внесли поправку в период из 481 календарных лет, чтобы ошибка не превышала в среднем 11 секунд в год. Косвенным образом майя выяснили, что год равняется 365,255 дням — самые точные современные вычисления допускают 365,2422 дня. Таким образом, до последних нескольких веков майя проводили самые точные астрономические наблюдения и вычисления в мире.

Благодаря очевидной важности таких вычислений для племени майя, у ученых сложилось определенное представление о структуре их общества, которое было разрушено лишь несколько десятилетий назад. Несмотря на многочисленные сцены военных действий, изображенные на стелах и стенах, археологи продолжали считать, что майя находились под властью теократии — жрецов, проводивших свое время в сложных вычислениях. Такое мнение было в основном навязано английским археологом Эриком Томпсоном. Он писал в 1954 году: «Иероглифические тексты классического периода по большей части касаются исчисления времени и вопросов астрономии... по всей вероятности, в них совсем не упоминаются отдельные люди». Если такая интерпретация была верной, то майя не походили ни на одно другое известное человеческое общество.

Томпсон также придерживался мнения, что письменность Майя, по всей вероятности, не может быть переведена и вообще не соотносится не с одним разговорным языком региона. Однако его позиции были поколеблены уже через несколько лет после произнесения упомянутой выше цитаты. А в последние несколько десятилетий письменность майя наконец-то была расшифрована — с использованием той самой системы, которую Томпсон полагал неверной.

Письменность майя оказалась чрезвычайно трудной. Она содержала 800 знаков, некоторые из которых дублировали значения друг друга, плюс серии специальных суффиксов и префиксов. Это была смесь идеографического и слогового письма с очень сильной фонетической составляющей. Постепенное распознавание значений некоторых основных знаков, особенно символов, обозначающих отдельные города, полностью изменило наше представление об обществе майя. Теперь стало очевидно, что империя майя была разбита на небольшие государства, управляемые военной элитой, возводившей стелы для того, что бы увековечить память о себе, своих деяниях и о деяниях своих предков — реальных и вымышленных.

Самые ранние церемониальные центры и города возникли в этом регионе около 50 года н.э. В течение последующих двух столетий на равнине Юкатана шли постоянные военные конфликты, в ходе которых небольшие кланы и царства сражались между собой — некоторые из них увеличивались, а некоторые были захвачены и исчезали. Параллельно происходило расслоение самого общества майя, где правители усиливали свою власть, основывая первые династии.

За относительно короткий промежуток времени между 250 и 300 годами н.э. масштаб изменений значительно увеличился. По всему региону были возведены монументальные архитектурные произведения и первые стелы, прославлявшие достижения правителей. На них же находят и даты «Длинного счета», а также очень сложную иконографию. Наиболее ранняя из известных стел — № 29 в Тикале — была возведена 8 июля 292 года.

Один из самых трудных вопросов касается взаимоотношений Теотиуакана и первых правителей майя. Дело в том, что влияние Теотиуакана было таким всеобъемлющим, что нельзя предположить, что майя были от него изолированы. Укрупнение организаций внутри общества Майя, развитие городов и возвышение правящей военной элиты совпадает по времени с возникновением великого города Теотиуакана. Вероятно, это была прямая реакция на распространение влияния — но, с другой стороны, вполне вероятно, что возвышение элиты майя произошло именно при помощи Теотиуакана, и правила она от его имени. Частично это влияние оказывалось через «колонию» Теотиуакана в Каминальюу на территории народа майя. Влияние Теотиуакана четко прослеживается в скульптуре, керамике и изображениях 350—500 годов н.э. Также вполне вероятно, что некоторые из первых правителей Тикала либо были родом из Теотиуакана, либо же зависели от его военной поддержки. Стела №31, возведенная в Тикале в 445 году н.э. изображает воинов, похожих на солдат Теотиуакана, окружающих правителя, известного под именем «Грозовое Небо».

Долина Мехико
Карта 11. Долина Мехико

Ситуация радикально изменилась в начале VI века нашей эры. Между 500 и 550 годами влияние Теотиуакана на регион майя исчезло — по всей видимости, из-за растущих внутренних проблем. Этот уход совпадает по времени со значительным промежутком в возведении стел на территории майя — в период с 534 по 593 год их практически не было. За этим периодом последовала самая эффектная фаза в истории цивилизации майя, длившаяся около двух веков. В самом большом городе, Тикале, было построено шесть главных храмов и множество групп двойных пирамид. В других городах также возводились подобные архитектурные шедевры и многочисленные резные стелы.

Точная политическая структура общества Майя еще до сих пор не установлена. Несомненно, что отдельные города играли в ней очень важную роль. На данный момент известные нам иероглифические знаки, вырезаемые на стелах, соотнесены с 35 известными и 3 неизвестными городами. Абсолютно точно, что это названия столичных городов и подконтрольных территорий, а не титулы правителей. Их использование совпадает с периодами политической независимости, а забвение — с периодами различных завоеваний. С этой точки зрения можно предположить, что города, не имевшие своих знаков, по всей видимости, не имели и независимости.

Тем не менее до сих пор не ясно, состояло ли государство майя из восьми регионов с главными городами (такими, как Тикаль, Паленке и Копан), или же оно насчитывало около 50 мелких княжеств. Некоторые завоевания уже идентифицированы — например, захват Уакзактуна Тикалем в 378 году, владычество Дос-Пиласа над Сейбалем в течение 40 лет после 735 года. Территория большинства таких княжеств, вероятно, составляла 15 миль вокруг их столицы — хотя некоторые были явно больше. Например, Тикаль контролировал территорию, где проживало 1 500 000 человек (столько же жило в англосаксонской Англии того времени). Военные конфликты не были локальными и обычно приурочивались к засушливому сезону между ноябрем и маем, когда достаточно мужчин было свободно от земледельческих работ.

На протяжении всего этого периода майя подчинялись малочисленной элите. В последнее время исследователи склонялись к версии существования «династий» в разных городах, однако вопрос наследования до сих пор остается открытым. По всей вероятности, так время от времени и было. Хотя власть передавалась по мужской линии, известны две правительницы, обе в Паленке — госпожа Каналь-Икаль (583—604 годы правления) и госпожа Зак-Зук (612-615 годы). Впрочем, последняя могла быть регентшей при своем сыне. Некоторые стелы содержат свидетельства о царских браках между городами.

Зачастую внутри элиты возникали жестокие конфликты. Несколько стел в Тикале были намеренно разрушены последующими правителями, а в царской семье в Копане постоянно велись внутренние интриги. Теперь представляется ясным, что государство майя управлялось политическими силами, хотя в нем наверняка была и группа священнослужителей, способных выполнять сложные вычисления для возведения стел. Эти монументы обычно строились на пятую или двадцать пятую годовщину восшествия на престол, а также чтобы отметить значительные даты — день рождения правителя и основные события его царствования. Они могли быть связаны с особой правителя обрядом крови — когда игла с ушком и шнур пропускались через язык супруги властителя или через его собственный пенис. Вытекшая кровь использовалась для заклинания духов предков правителя — отсюда и исчисление мифических предков на тысячи лет в прошлое.

Расцвет цивилизации майя был сравнительно недолгим. В период с 731 по 790 год было возведено больше памятников, чем в другие годы. Тем не менее после 800 года по всему региону наблюдается быстрый упадок. Последние династические монументы возводились в Копане в 820, в Тикале в 879 и в Уаксактуне в 889 году. Последняя известная дата по Длинному Счету — 909 год, в дальнейшем эта система так и не была возрождена ни одним последующим обществом Месоамерики.

Причины заката цивилизации майя давно обсуждаются в научных кругах, однако единого решения по этому вопросу еще не найдено. Одним из основных факторов, несомненно, было давление элиты на общество в условиях хрупкой продовольственной базы. С ростом населения вырубалось все больше и больше лесов для создания сельскохозяйственных угодий, обеспечения древесиной и топливом, а также для производства большого количества лаймовой штукатурки, которой покрывали церемониальные постройки.

Тропические почвы долины были подвержены эрозии. Она поражала не только поля на склонах холмов, но и хрупкую систему приподнятых участков на болотах. Первые признаки проблем в сельском хозяйстве стали очевидны в VIII веке — захоронения того времени свидетельствуют о высоком уровне детской смертности, заболеваниях от истощения и недостаточном питании крестьян.

Очевидно, что с уменьшением избытка продовольствия для обеспечения элиты майя, та в свою очередь утяжелила бремя народа. Государство майя было очень слабо, оно практически не имело бюрократии и обладало ограниченными средствами для поддержания самого себя. Поэтому деградация оказалась очень быстрой. Растущие внутренние проблемы и напряжение, по всей видимости, привели к «крестьянским бунтам»; в добавление к этому нападения извне, следы которых обнаружены в некоторых местах, усугубили внутренний упадок. Менее чем за столетие общество майя вернулось на более примитивный уровень, покинуло города, а династические монументы оказались поглощены джунглями.


Теотиуакан

Часть II
Великое перемещение
Глава 5. Изоляты: Америка и Тихоокеанский регион
5.2. Теотиуакан

Вскоре после начала новой эры в Месоамерике начали возникать первые крупные города и империи. Здесь начался классический период, продлившийся до 900 года. Место под названием Теотиуакан располагается в северо-восточной части долины Мехико и занимает значительную территорию. Здесь располагались многочисленные жилые дома, храмы и две большие пирамиды, которые сейчас названы в честь Солнца и Луны — хотя почти наверняка это не их исконные названия. В пору рассвета, примерно в 500 году, там проживало около 100 000 человек (то есть это был один из самых больших городов мира) и его влияние простиралось на всю Месоамерику.

Тем не менее Теотиуакан остается самой неразгаданной цивилизацией Месоамерики и почти все на вопросы касательно него не найдены ответы. По-видимому, в городе не было настоящей письменности — все, что дошло до нас, это лишь несколько иероглифов. Эти знаки похожи на знаки других систем, использовавшихся в Месоамерике, — но свидетельств того, что его обитатели жили по обычному для других календарю, также очень мало. Также остается неизвестным что за народ построил город, на каком языке он разговаривал и как называл свою столицу. Очевидно, что это было многосословное общество с сильной элитой, выполнявшей смешанные религиозные и военные функции. Однако в нем явно не хватает памятников, которые бы прославляли правителей — таких памятников очень много у майя. Недостаточно сохранилось и сцен завоеваний и захватов, которые обнаруживаются в более раннем по времени Монте-Альбане. Очевидно, что военные играли важную роль в жизни города, тем не менее оборонительной стены вокруг него не было.

Территория эта была заселена примерно в 150 году до н.э. — позднее, чем вся остальная долина Мехико. Она быстро развивалась, благодаря плодородию почвы, применению орошения и разработке местных запасов обсидиана. Еще более важным было ее использование в качестве места проведения религиозных и ритуальных действий. Их центром служила сильно реконструированная естественная пещера, которая сейчас находится под пирамидой Солнца. Сама пирамида и служила неким астрономическим приспособлением, означавшим главную часть календаря. Место продолжало увеличиваться в размерах примерно до 150 года, когда город большей частью был перестроен по тщательно спроектированному, но абсолютно искусственному плану.

Это был наиболее тщательно спланированный город во всем мире.

Основной осью являась так называемая «Улица Мертвых» — серия площадей вокруг 23 комплексов по три храма, каждый очень своеобразной архитектуры. Такие строения нигде в Месоамерике больше не встречаются. В добавление к этому имелись еще и «дворец» и административные здания. Две больших пирамиды также расположены вдоль этой оси, сориентированной точно на 15 градусов 28 минут к востоку от направления на север. Главная улица, идущая с востока на запад, намеренно проведена так, чтобы не быть перпендикулярной «Улице Мертвых», она проложена на 16 градусов 30 минут к югу от направления на восток. Было невероятно трудно проложить улицы именно таким образом, так как этому препятствовал рельеф местности.

Тщательная продуманность плана города подтверждается и находками многочисленных крестов, выдолбленных на поверхности тротуаров и в горной породе. Они состоят из серии концентрических кругов, поделенных двумя осями и повторяющих основную планировку города относительно сторон света. До сих пор не разгадано значение эти тщательно выбранных направлений, однако известно, что ориентация с востока на запад указывает на восход Плеяд в день наивысшего весеннего прохождения солнца над Теотиуаканом, который в 150 году н.э. приходился на 18 мая. Одновременно несколько стен делили город на внутренние районы.

Природа религиозных верований Теотиуакана также не ясна, хотя в его искусстве очевиден сложный символизм. Во многих храмах представлена богиня с лапами вместо рук, увенчанная короной из человеческих сердец — обычный мотив этого региона. Теотиуакан — первое место, где встречается другой отличительный месоамериканский элемент — храм Пернатого Змея (называемого здесь Нахуа или Кетцалькоатль). Это был герой, принесший, подобно греческому Прометею, людям цивилизацию. Во время постройки храма, окруженного многочисленными змеиными головами (каждая весом в 4 тонны, не считая ошейника из лепестков), было совершенно множество человечески жертвоприношений. Останки 260 человек симметрично расположены на основных направлениях.

Вскоре после постройки храмов люди, населявшие долину, стали, по всей видимости, переселяться в город — построенный по четкому плану. Занимавший обширную площадь, Теотиуакан состоял из 2000 одноэтажных строений. В них не было окон, длина каждого составляла около 60 ярдов, все дома были повернуты входом к сети внутренних дворов. В всех зданиях под полом были проложены канализационные трубы. Предполагается, что в каждом проживало примерно по 60 человек. В соответствии с планировкой улиц, эти строения также располагались по священным направлениям города.

Такие постройки беспрецедентны, нигде в Месоамерике они более не повторяются. Очевидно, в них размещалось войско правителя. Размер зданий, по всей видимости, зависел от занимавших их подразделений, их статуса и рода занятий. Некоторые части города принадлежали людям одной профессии — к примеру, на Юго-Западе жили гончары. Наряду с ними были и секции для «чужаков» — вероятно, торговцев и купцов (из Оаксака на западе и из Вера-Крус на востоке). Каковы бы ни были их реальные отношения жителей с правящей элитой, подобные постройки демонстрируют огромную власть и стремление создать общество, структурированное суровой внутренней дисциплиной.

Главная фаза постройки Теотиуакана завершилась очень быстро — за 50 лет, к 200 году н.э. Затем, на протяжении 400 лет, длился период стабильности. Город раскинул свою торговую сеть по всей Месоамерике. Он ввозил нефрит, копал, каучук и какао-бобы — большая часть этих товаров предназначалась для церемониальных нужд, хотя какао могло быть видом валюты. На экспорт шел обсидиан, гончарные изделия и ткани.

Влияние Теотиуакана простиралось на огромную территорию — Каминальюу, теперь находящийся в пригороде города Гватемала, отделяет от столицы 650 миль, а он являлся ее уменьшенной копией. Неизвестно, была ли это в своем роде колония, построенная местной зависимой группой, или просто торговая фактория. На самом деле до сих пор неизвестна даже вся структура «империи» Теотиуакана. До недавнего времени он считался теократическим и мирным государством. Недавние раскопки показали, что военные, с их особым украшением на головном уборе, были важной частью правящей элиты. Это могла быть империя завоеваний — но также это могла быть лишь сфера культурного и торгового влияния. И Оаксака, и Монте-Альбан оставались независимыми от Теутиукана на протяжении всего этого периода.


Очевидно, что примерно с 600 года н.э. военные стали более важной частью общества Теотиукана, однако остается неясным, связано ли это с уменьшением его влияния по всей территории Месоамерики в то время. Все, что нам известно — это факт, что около 750 года н.э. Теотиукан был разрушен. Почти наверняка это произошло по внутренним причинам, так как не осталось никаких свидетельств нападения извне. Разрушение города не происходило хаотично. Оно начиналось из его центра — все храмы на «Улице Мертвых» были снесены и сожжены, причем процесс повторялся снова и снова. Прежние религиозные символы были сорваны и выброшены. Нет сомнений, что это было направленное, систематическое уничтожение всей политической, социальной и религиозной структуры города и общества. Затем город был покинут на 50 лет, хотя небольшое число зданий так и осталось нетронутым. Затем, спустя поколение, люди снова заселили эти здания, но это уже были всего лишь крестьяне, обрабатывавшие близлежащие земли. А некогда великому городу возродиться уже не было суждено.