Китай: экономика, общество и идеи

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 8. Экспансия (1000—200 годы до н.э.)
8.4. Китай: экономика, общество и идеи

Одновременно с этими военными и политическими переменами прошел ряд перемен социальных и экономических. Расширение заселенной и обрабатываемой территории сделало Китай после объединения не просто самым крупным, но также и самым населенным государством в мире. Область, занимаемая под сельское хозяйство в долине Вэй, необычайно увеличилась, как и на Центральной равнине, и на равнине Чэн-ду в Сычуани. Кампании по интенсивной расчистке местности часто спонсировались государством, они включали осушение болот, масштабные мелиоративные работы и строгий контроль за водой в уже заселенных районах.

Продолжительные войны не тормозили, а может быть, даже ускоряли экономические и социальные перемены. В результате примерно с 300 года до н.э. Китай замечательно модернизировал свою экономику, создав базис для позднейшего фундаментального технического, экономического и социального рывка. Весь период «Воюющих царств» существовало свободное перемещение людей между государствами, так как цивилизация завоевывала новые области, и росли новые города. Возникновение многочисленных крестьянских армий во многом снизило роль старой военной аристократии, а все государства были сильно заинтересованы в обладании достаточным количеством крестьян, чтобы снабжать людьми свои армии.

Хотя большие поместья и землевладельцы сохранились, Китай развивался в абсолютно ином направлении, нежели Юго-Западная Азия, Средиземноморье и Европа. При каждой переписи крестьян регистрировали как отдельные хозяйства, независимо от их владельцев их земли. Хотя рабы все-таки существовали, они в основном происходили из военнопленных и преступников, Китай никогда не знал крупномасштабного рабства, которое мы видим в «классической» Греции и Италии, основной формой найма в крупных поместьях была издольщина, которая с III века до н.э. определялась контрактом. Стандартной долей между наемщиком и землевладельцем было 50:50, и это соотношение оставалось почти постоянным всю историю Китая — землевладелец получал дополнительные десять процентов, если он предоставлял быка.

Многие семьи не владели и не арендовали землю, а работали за плату в поместьях других хозяев — с начала III века до н.э. это происходило на основе письменного договора: в течение нескольких веков появились стандартизованные формы контрактов для заполнения каждой стороной.

Китай также с очень раннего времени имел свободный рынок, денежную экономику и высокую степень специализации труда. Крестьяне здесь были гораздо менее независимы, чем где-либо в Евразии, но продавали свою продукцию и участвовали в рыночной экономике. Они платили свои налоги деньгами, а не продуктами, все товары имели цену; рабочим, призванным на государственные объекты, также платили деньгами, и крестьянские семьи оценивали свое имущество в денежном эквиваленте. Первый крупный китайский историк Сыма Цянь в своем труде Ши-чжи («Исторические записки») так описал китайскую экономику и общество:

«Должны быть земледельцы, чтобы производить пищу, люди, добывающие богатства в горах и болотах, ремесленники, чтобы изготавливать вещи, и купцы, чтобы замыкать круг. Нет нужды ждать приказов правительства, каждый человек вносит свою долю, делая все наилучшим образом, чтобы получить желаемое. Так дешевые товары пойдут туда, где они подходят больше всего, дорогие же товары заставят людей искать дешевые. Когда все работают с желанием в своих областях, подобно воде, текущей непрестанно вниз с холма день и ночь, вещи появятся без усилий, и люди произведут их без упрашиваний. Потому что это явно созвучно с движением вперед и согласуется с природой».

Это было написано около 100 года до н.э. — почти за две тысячи лет до Адама Смита, и все-таки дает похожее описание работы рыночной экономики, в котором метафора текущей воды играет ту же роль, что и «невидимая рука» Смита.

Во время периода, ведущего к образованию объединенного китайского государства, выявилось множество скрытых черт китайской мысли и идей. Для китайцев они были такими же основополагающими, какими библейские заповеди и классические традиции стали для Европы. Сложность оценки этой ситуации в том, что «Запад» стал верить, будто она может быть заключена в одном слове — «конфуцианство» — и что эта традиция неотъемлемо статична и чрезвычайно консервативна.

Ни одна из этих точек зрения не может быть подтверждена. Китай был необычайно динамичным обществом, а его экономика включала в себя множество взглядов и идей, значимость которых варьировалась во времени. В течение нескольких веков примерно после 400 года н.э. унаследованная традиция уже мало значила, так как Китай стал страной буддизма и главным центром его распространения.

Происхождение «конфуцианства» можно проследить вглубь до китайских писателей II века до н.э., которые авторитетно цитировали древнюю книгу Кун-цзы. Иезуитские миссионеры в XVII веке латинизировали это имя как «Конфуций» — от Кун фу-цзы, что означало «Мастер Кун». Традиционно считается, что Кун-цзы жил с 551 по 479 год до н.э., и очень малое количество его высказываний после его смерти было собрано в «Лун-юй» или «Литературный сборник». В этих высказываниях главная цель личности была подана как самосовершенствование через собирание мудрости и правильное поведение — добродетель становилась результатом личных усилий. В этой системе нет ничего, что неотъемлемо «консервативно». Нет в ней и религиозности в таком количестве, в каком она присутствовала у европейских верующих — это была этическая система, но без какого-либо «бога» для ее подкрепления.

Еще более важным для китайских взглядов был даосизм, известный в основном по работам Чжуан-цзы (ок. 370—300 до н. э). который написал большую часть «Чжуан-цу». Для даосистов целью была простота (поу), близость к ритмам природной жизни, удаление от мира (в особенности от общественной жизни) и концентрация на личном эксперименте, а не на выученном или описанном кем-то другим опыте. Единственной реальностью была бесконечная трансформация. Даосизм стал широко популярен и оказал гораздо более глубокое влияние на китайскую мысль, чем идеи Кун-цзы. Во многих смыслах даосизм был близок некоторым течениям буддизма (который предвосхитил даосизм на несколько веков) — что позднее облегчило внедрение даосизма в Китай. Некоторые параллели с буддизмом могут быть также найдены в работах Мэн-цзы (позднее латинизированном как Мэнси), который жил в конце V века до н.э. Его работы не особенно глубоки и оригинальны — они по большей части идеализируют прошлое, но выступают за гуманное правительство и за то, чтобы все люди имели внутри себя моральные качества, способные принести им добро. Эти работы имели мало влияния в Китае почти до X века н.э., когда они слились с господствовавшим взглядом образованных китайцев на мир.

На более практическом уровне находилось множество мыслителей, которые оправдывали растущую власть государства, — они были известны как фа-цзя или «легисты». Одним из самых значительных авторов легизма был Хань Фэй (ок. 280—234 до н.э.). Он утверждал, что правитель должен быть абсолютом, что его приближенные и чиновники обязаны исполнять свои функции, ограничиваясь целью и связывающими правилами. Закон должен быть общедоступным, четким, одинаковым для всех и поэтому не являться предметом различных человеческих суждений.

Эти мысли оказали фундаментальное влияние на путь развития объединенного Китайского государства, а также на природу закона. В китайском законе роль судьи не заключалась, как в конце концов стало в Европе, в оценке свидетельств и в принятии решения о соответствующем наказании на основе анализа различных факторов. Вместо этого его функция сводилась просто к правильному определению преступления — как только это было сделано, налагалось предопределенное наказание. Для китайского государства ключевым было создание правильных правил и механизмов — тогда личностный характер вещей становился менее значимым.