Китай: расцвет династии Мин

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 15. Восстановление (1350—1500 годы)
15.2 Китай: расцвет династии Мин

Крестьянские восстания и религиозные движения, которые все больше и больше влияли на Китай с конца 1320-х годов, достигли своего пика после середины 1340-х годов, что и привело к концу монгольского правления. Восстания выдвинули новую группу лидеров, которые не были связаны со старой элитой. Они пришли из самых бедных слоев китайского общества и возглавляли то, что по современным меркам можно описать как революционные движения.

Общественная и политическая смута после ухода монголов в 1368 году привела к появлению ряда разных китайских государств. Вдоль центрального и южного побережий восстания возглавлялись Фан Го-чжэнем, который был родом из семьи рыбаков и торговцев солью. К концу 1350-х годов он имел военно-морской флот, насчитывавший более тысячи кораблей, которые захватывали и грабили портовые города. Почти все низовья Янцзы и старая столица правителей Сун, Ханчжоу, контролировались Чжан Шиченом, который был родом из семьи лодочника. Самым выдающимся из лидеров был Чжу Юань-чжан, который в 1368 году стал императором Хунь-ву, основателем династии Мин («ярчайшей»). То, что Чжу выбрал такое необычное династическое имя, возможно, было связано с его ранними религиозными верованиями — частично испытывавшими влияние манихейства.

Революционные крестьянские восстания середины XIV века часто изображаются китайскими историками как национальные, направленные против ненавистных монголов. Однако, по-видимому, антимонгольские настроения в этих бунтах, вызванных преимущественно социальными причинами, проявлялись слабо. К примеру, Чжу охотно брал монголов на службу в свои армии и награждал титулами.

Чжу Юань-чжан — одна из центральных фигур в китайской истории. Он установил образец государственного устройства, применявшийся многими поколениями и приведший к восстановлению Китая и росту его влияния. Чжу родился в 1328 году. Его дед по отцу был старателем, занимался промывкой золота, а дед по матери — шаманом. Его отец был батраком, нанимавшимся работать на фермах в провинции Аньхой. После великого голода в 1344 году, когда Желтая река (Хуанхэ), прорвав дамбы, вышла из берегов, Чжу стал буддистским монахом.
 
Чжу Юаньчжан был младшим из четырёх сыновей в семье. Его отец жил в Нанкине, но под гнётом налогов бежал в провинцию Аньхой. В 1344 году, во время эпидемии, родители и братья Чжу Юаньчжана умерли, и он вынужден был пойти в буддийский монастырь, чтобы не умереть с голода. В монастыре он получил начальное образование (уже будучи императором, продолжал писать с ошибками и недолюбливал интеллектуалов). Монастырь закрылся из-за нехватки средств; какое-то время Чжу Юаньчжан попрошайничал, чтобы не умереть от голода, и поэтому позже прослыл как «император-попрошайка». Однако знакомство с крестьянским бытом и другими реалиями Китая оказало ему впоследствии большую услугу. Бывший монарх также успел примкнуть к разбойникам — будучи талантливым лидером, скоро стал одним из главарей шайки. (Прим. перев.)

К 1348 году он уже был вожаком небольшого отряда крестьянских повстанцев на северо-востоке Аньхоя. Потом присоединился к движению «Красных повязок» и стал его лидером.

По мере того, как восстание ширилось, Чжу собирал под свои знамена все больше крестьян. В 1359 году он захватил Нанкин, а через четыре года уже контролировал большую часть центрального Китая. В 1365—1367 годах Чжу устранил большинство соперничающих вождей повстанцев, а в 1368 году взял столицу монголов, Пекин. Менее чем через десять лет контроль новой династии Мин простирался на весь Китай и за его пределы, включая Сычуань (1371), коридор Ганьсу (1372), Юннань (1382) и в итоге Корею (1392).

Приоритетной задачей правительства Мин стала перестройка сельскохозяйственной базы Китая, которая была подорвана войнами XIII столетия, наводнениями, чумой, а также двумя с лишним десятилетиями крестьянских восстаний и гражданской войны. Масштабы деятельности новой власти демонстрируют не только глубину китайской инфраструктуры, которая уцелела в ходе беспорядков, но также и силу китайской системы правления. Для поощрения подъема заброшенных земель была организовано переселение людей, иммигранты получали новые земли и налоговые льготы. Когда программу только начали осуществлять, в начале 1370-х годах, распахивалось около 200 000 акров в год, а через несколько лет этот показатель возрос до двух миллионов акров в год. Главным в программе было насаждение садов и лесов — в 1391 вокруг Нанкина было посажено году 50 миллионов деревьев, а через пять лет в провинциях Хунань и Хубэй — 84 миллиона фруктовых деревьев.

В целом к концу XIV столетия в Китае было посажено около миллиарда деревьев. Кроме того, для поддержки ирригационных систем было построено или отремонтировано около 40 000 водохранилищ. К 1381—1382 годам правительство Мин смогло провести пробную перепись, проверить ее результаты через десять лет, а в 1387 году осуществить перепись населения по всей стране.

Чжу и его советники верили, что они восстанавливают классическую модель правительства Тан и Сун. Однако им не оставалось ничего другого, как сохранить и некоторые монгольские приемы, использованные в прошлом столетии, а также вводить новшества. Результатом оказался совершенно другой стиль правления, продержавшийся в Китае до середины XIX века.

Чжу не доверял ни людям, которые пришли к власти вместе с ним, ни образованной элите, из которой большей частью состояла китайская администрация. Он пытался привлечь к управлению людей из менее привилегированных сословных групп, и сразу же основал в Нанкине национальный университет для подготовки новых поколений бюрократов. Однако отбор и продвижение кандидатур в рамках системы производились по старым принципам. Чжу разогнал старый Дворцовый секретариат, который являлся сердцем администрации при монголах, и принял прямое управление шестью главными министерствами. Было создано три главных ведомства — финансов, общественных работ, военное ведомство, а также ведомства юстиции, общественной администрации и церемоний. Чжу также взял на себя контроль над выработкой военной стратегии, которой ведал координационный совет.

Не прошло и десяти лет, как новый император обнаружил, что невозможно лично принимать все решения — масштабы и сложность китайской системы управления (особенно в сопоставлении с ограниченными возможностями большинства евразийских правительств того времени) были больше способностей одного человека. В 1382 году состоялась крупная реорганизация. Был создан особый институт пяти «великих секретарей» для действия в тесном контакте с императором и от его имени. Чжу все равно не доверял половине управляющих и параллельно создал «цзиньи-вэй» («охрана в парчовой форме») — нечто вроде примитивной тайной полиции, задачей которой было контролировать правительственных служащих (к 1387 году их власть очень уменьшилась). В целом новая система правления сконцентрировала в руках императора намного более сильную власть, чем когда-либо в прошлом. Кроме того, были учреждены секретные комитеты и должности особых советников, работающих только для императора — в отличие от менее централизованных и более унифицированных бюрократических систем, которые существовали раньше.

Чжу умер в 1398 году, обеспечив социально-экономическое восстановление китайского правительства. Его преемник пытался ограничить власть имперских принцев, которые были, по обыкновению доиндустриальных империй, правителями главных провинций. Это привело к восстанию одного из его дядьев — Чжу Ди, который командовал армией в регионе Пекина.

Чжу Ди был средним сыном императора Чжу Юань-чжана, полководцем и образованным человеком, очень популярным в войсках. Наследником престола был назначен старший сын Цзинь, но он умер раньше отца. Поэтому наследником стал сын Цзиня, Юньвэнь. Он не допустил Чжу Ди даже на похороны и поклонение умершему отцу. Мятеж стал естественной реакцией на такое отношение. (Прим. перев.)

В 1402 году Чжу Ди захватил Нанкин, принял власть как император Юн-лэ и правил до 1424 года. Его правление, которое опиралось на итоги широкого процесса восстановления, достигнутые в последние три десятилетия XIV столетия, стало одним из наиболее выдающихся периодов в китайской истории.