Столкновение империй в Центральной Азии

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.6. Столкновение империй в Центральной Азии

11.6.1 Тюрки

Возросшее влияние Суй и Тан, и объединение Китая подтолкнуло схожий процесс в Каганате и подъем конкурирующей империи Сюнну в степях. Кочевое государство тюрков {«тюрк» означало «мощный», «сильный»), известное в Китае под именем Ту-чжуе, начало развиваться одновременно с возрождением Китая.

Империя тюрков — первая из всех степных империй, от которой сохранились летописи. Хотя они очень фрагментарны, благодаря им стало возможно получить еще один взгляд на события того времени, свободный от китайской интерпретации. Тюрки появились как независимая кочевая группа в середине VI века, под предводительством Бумина и в союзе с Западной Вэй они уничтожили кочевые племена Юань-Юань в 552 году. Сразу после смерти Бумина тюрки раскололись — но восточная их часть вскоре объединилась под властью Мугана (553—572), завоевала другие степные народы и создала государство, достигшее границ Китая как раз ко времени его объединения при династии Суй.

Тюркская империя оставалась разделенной на западную и восточную часть весь следующий век. Китай пытался использовать ее раздробленность, и в 630 году Тан смогла победить в войне с восточными тюрками. Западная часть империи кочевников демонстрировала мирные намерения, ее лидеры, казалось, были увлечены буддизмом. Тюркское общество было разделено на «тенты» (что-то вроде большой семьи), кланы и племена. Политическая власть концентрировалась на уровне управления племенем, но количество кланов (не имевших родственных отношений друг с другом) внутри племени зависело от лидерских качеств вождя.

В отличие от предыдущих империй кочевников, таких как Сюнну, империя тюрков имела более развитую политическую систему. Всем управлял каган, которым мог стать только член племени основателей империи, ему помогал советник, ябху, эту должность мог занимать, например, его брат. И, как во всех степных империях, не было никаких правил престолонаследования — власть переходила к тому члену правящей семьи, который лучше подходил для этой роли. Богатство тюркам приносили налоги, взимаемые с купцов, едущих по Шелковому пути. Сначала их основной целью было вытеснение Сасанидов и прямая торговля с Западной Римской империей — они отправляли послов в Константинополь в 567—568 годах, но поддерживать эти отношения они не стали, слишком сильным стало влияние ислама. Набеги на Китай преследовали не столько цель получения военной добычи, сколько навязывание дани, которую тюрки брали с шелка, отправляемого на запад. Средний объем дани составлял 100 000 рулонов шелка в год.

11.6.2. Тибетская империя

Тибетская империя (самоназвание — Бод-па) возникла как организованное государство из небогатой группировки племен в начале VII века. Династия Ярлун была основана Слон-бцан рлун-намом (570—620), хотя окончательно государство сформировалось при правлении его сына Сронг-бцана Сгам-по в 640-х годах. Это был типичный процесс формирования государства в периферийном регионе, на который с запада оказывала давление китайская экспансия. Основой государства стал контроль над центрально-азиатскими торговыми путями. Письменность Гупта была заимствована и адаптирована для Тибета из Кашмира. Из Индии сюда пришел буддизм, но ему составила конкуренцию существующая религия Бон (во многом это был анимизм), так что официальной религией его признали только в 779 году. Тибет был разделен на три (позже на четыре) ру, или «знамени», которые управлялись военной элитой.

Завоеванные регионы в отдалении от центра Тибета почти не поддавались контролю. Они были государственной собственностью, подвластной императору, — но фактически он мог управлять этими пустынными пространствами только через своих наместников, пытавшихся контролировать местное население, только на словах признавшее тибетское владычество. Правители Тибета были зачастую слабы, особенно в конце VII века, и подчинялись влиянию различных придворных группировок и военной элиты. Тибетское государство была слабым даже по меркам ранних евроазиатских империй.

11.6.3. Соперничество между империями

Соревнование между четырьмя великими империями — Тюркской, Тибетской, Арабской и Китаем — началось в VIII веке. Войска Китая на западе дошли вплоть до Кашгара, а Тибет владел землями на юге. Тюркская империя на севере пережила возрождение после восстания Кутлуга Элтериша в 683 году, поражение в войне с Китаем и окончательное объединение. Войска арабов, пришедшие с запада в 712—713 годах, завоевали Трансоксанию, Бухару и Самарканд. В 715 году китайский генерал Лю Сю-Цзинь отвоевал Фергану и впервые в мировой истории империи с противоположных концов Евразии вступили в прямой военный контакт друг с другом.

До конца VIII века эти четыре империи соревновались за земли в центре Азии. Сформировался некий баланс между силами двух отдаленных империй, Арабской и Китайской, и двух местных, но хуже организованных — Тюркской и Тибетской империи, так что им пришлось образовывать временные союзы. Тибет объединился с тюрками в 720-х годах, в следующее десятилетие они атаковали арабов и поддержали Хусро, потомка последнего правителя Сасанидов в Иране, в его восстании против арабов. Между Тибетом и Китаем постоянно происходили пограничные столкновения, но последним удалось установить контроль над Памиром и торговыми путями в Индию. Тюрки, которые воевали не только с арабами на западе, но и с другими кочевыми племенами, такими как толосы и тюргаши, были побеждены в 730-х годах. Их заменили набирающие силу уйгуры (часть племен толосов), захватившие восточную столицу тюрков Кара-Бальгасун и основавшие степную империю, которая правила от Алтайских гор до Байкала.

Арабы предлагали Тибету союз против Китая, отправляя послов в Лхасу, столицу Тибета, в 732 и 744 годах. Однако Тибет в этот период был ослаблен, а влияние Китая в Таримской долине и в Фергане, напротив, чрезвычайно усилилось. С середины 740-х годов главными соперниками оказались арабы и китайцы. Последние продвинулись на запад до Самарканда и реки Окс. Решающее сражение, одно из самых больших в истории Евразии, произошло в 751 при Таласе. Арабская армия наголову разбила китайцев под командованием корейского генерала Гао Сянь-чжи.

Эта битва обозначила начинавшиеся внутренние раздоры, которые ослабили Китай при династии Тан. Однако арабы не сумели воспользоваться слабостью противника и продвинуться дальше на запад из-за своего номинального союзника, Тибетской империи. Тибет переживал пик своей силы при правлении Хри-Сронг Ид-Брцана (755—797) и сумел отрезать арабов от китайцев. В 756 году Тибет контролировал ключевой город-оазис Турфан, отправил войска на запад и в 762 году завоевал китайскую столицу Чанъань. Война продолжалась в течение следующих 20 лет, лишь в 783 году был заключен мирный договор, подтверждающий право Тибета на бывшие западные владения Китая до коридора Ганьсу на востоке и значительной части Сычуани южнее.

Влияние Тибета простиралось и на юг от Гималаев. Дхармапала, буддийский король Магадхи и Бенгалии (760—815) признал власть Тибетской империи. Мусульманские авторы стали называть Бенгальский залив Тибетским морем. Проблемой для Тибета была необходимость держать военные силы на западе, где существовала угроза нападения со стороны арабов, из-за чего у него не оставалось достаточно войск для завоевания Китая. Следующее вторжение в Китай в 789 году закончилось поражением, хотя двумя годами позже Тибет успешно отбил атаку объединенных китайско-уйгурских сил в битве под Бей-тином и сохранил контроль над Таримской впадиной и ключевыми торговыми путями с востока на запад на следующие полвека.

Хотя арабские армии и не смогли воспользоваться плодами победы в битве при Таласе и развить военный успех в восточном направлении, это сражение повлекло за собой два важных последствия. Во-первых, оно утвердило арабский (то есть исламский) контроль над большей частью Центральной Азии — великие торговые города Самарканд и Бухара стали частью исламского, а не китайского мира, а влияние мусульманства распространилось по торговым путям еще дальше на восток. Во-вторых, в течение следующего века степные племена тюрков обращались в ислам, и в дальнейшем присоединялись к мусульманам, а не к китайцам. Два следующих столетия тюркские племена медленно, но верно продвигались на запад, где им суждено было оказать громадное влияние на исламский мир, ощущавшееся до XX века.