Кризис поздней Римской империи

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.11. Кризис поздней Римской империи

Ко времени, когда Китай начал выходить из самого страшного хаоса, последовавшего за паданием династии Хань, а империя Гупта господствовала в большей части Индии, Римская империя входила в период глубокого кризиса. Стабильность при Диоклетиане и Константине разрешила некоторые внутренние проблемы, но основная слабость осталась. Первейшей проблемой оставался вечный вопрос имперского наследования. После смерти Константина в 337 году три его сына разделили империю и начали долгую гражданскую войну. К 350 году Констанций II, единственный оставшийся в живых, стал единоличным императором. Однако он не имел наследника, и Юлиан, один из сыновей двоюродного брата Константина, восстал и захватил власть после смерти Констанция в 361 году.

Юлиан правил всего два года, и его таинственная смерть (возможно, в результате заговора христиан, так как он поддерживал язычество) привела к концу линию Константина. Следующие императоры, Иовиан и Валентиниан, были выбраны армией, последний возродил практику назначения со-императора (Валента), хотя формально империя не была разделена. Это случилось только в 395 году, когда после смерти Феодосия империя была поделена между двумя его сыновьями — Гонорием на западе и Аркадием на востоке. Это формальное разделение просуществовало до свержения последнего императора на западе в 476 году. За весь этот период не нашлось способа, гарантировавшего стабильность наследования по линии императора, поэтому проблема каждый раз решалась сочетанием происхождения, браков, придворных интриг и, что самое важное, поддержки армии.

Второй основной проблемой стало содержание адекватной армии. При сильно подорванной экономике военных приходилось кормить из местных ресурсов, и вдоль границ большинство солдат (как и в приграничных районах Китая) было крестьянами-ополченцами, содержащими себя самостоятельно. Но по мере уменьшения налоговых сборов и способности центрального правительства поднять годовой доход, уменьшалась возможность набирать рекрутов и платить наемникам. Размер римской армии значительно упал — с примерно 150 000 человек при возникновении империи до менее половины этого количества к концу IV века.

Размер армии имел большое значение — римляне не обладали ни технологическим, ни тактическим превосходством над своими противниками. Равно сближало римлян и китайцев то, что им приходилось опираться на все большее количество наемников «варваров». Это могло бы и не стать проблемой, если бы центральное правительство оставалось достаточно сильным, чтобы контролировать их Но так как власть слабела, независимость «варварских» военачальников возрастала.

Третья проблема возникла из споров о наследовании. Вкупе с ослаблением центрального правительства и все растущей неэффективностью армии росла и неспособность защищать границы империи. До конца IV века контроль еще осуществлялся за всеми провинциями, кроме Дакии, которой овладели поздно, и ее трудно было защищать — она была потеряна уже в середине III века. Первые признаки основных проблем появились в 370-х годах после жестокого поражения Юлиана в Месопотамии от сасанидов в 363 году. Германское племя готов выталкивалось на запад гуннами, и в 376 году готам было позволено расселиться в широком регионе на Балканах и во Фракии — в основном потому, что у имперских властей не было особого выбора. Двумя годами позднее они восстали, и в битве при Адрианополе император Валент был убит. Своего финала продвижение поселений готов достигло в 382 году, когда они стали военными союзниками и начали получать ежегодную субсидию от имперского правительства.

Хотя проблема готов была устранена, способ ее разрешения проиллюстрировал последний момент в трудностях, которые вставали перед империей. По крайней мере на востоке она была еще достаточно хорошо организована, сильна и, что еще важнее, достаточно богата, чтобы в случае необходимости, откупаться от «варваров». Поэтому острые проблемы впервые возникли на западе, где империя была слабой, испытывала основное давление «варваров» и была слишком бедна, чтобы покупать мир. Основной упадок империи происходил тут с начала V века. Он отмечен уходом с контролируемых «цивилизованными» государствами территорий, относящихся к периферии Западной Евразии, которые были освоены более тысячи лет тому назад, и отступлением в старое ядро — в регион Восточного Средиземноморья.

Проблемы начались в 406 году с перехода через Рейн немецких племен, хотя их продвижение на этом этапе было ограниченным. На следующий год претендент на имперский престол, Константин III, поднял мятеж в Британии. Он забрал с собой на континент легионы, которыми командовал, чтобы попытаться заявить свои права на трон, и римские войска уже не вернулись на острова. «Римские» армии на западе находились уже под командованием «варвара» — Стилихона, который обладал большей властью, чем император. Такие же командиры из «варваров» существовали и на востоке, но их держали под контролем. На Балканах готы разделились, и остроготы (То есть восточные готы, остготы. Прим. ред.) под предводительством Алариха двинулись на запад. В 410 году они захватили Рим, а на следующий год последние римские легионы покинули Иберию.

В 418 году другая часть готов, визиготы (Западные, готы вестготы. Прим. ред.), начали селиться в южной Галлии, а позднее двинулись в Испанию. В 428 году римские армии провели свою последнюю кампанию у Рейна. Так как контроль над западными провинциями ослабел, имперскому правительству, которое переехало из Милана в более защищенную Равенну, ничего не оставалось делать, как попытаться столкнуть одну группу «варваров» с другой. В 432 году почти все римские войска были выведены из Северной Африки, чтобы принять участие в гражданской войне, вспыхнувшей в Италии.

Количество «варварских» захватчиков оставалось сравнительно небольшим. В 439 году менее 80 000 вандалов захватили всю Северную Африку. К 455 году вандалы предводительством Гейзериха установили контроль над Корсикой, Сардинией и Балеарскими островами, а также разграбили Рим. Старая столица едва избежала такой судьбы двумя годами ранее, когда гунны под предводительством Аттилы, от которого восточное правительство откупилось в начале 440-х годов выплатой 6000 фунтов золота в год, двинулись на запад, так как новый император Марсиан прекратил им субсидии. Только смерть Аттилы и война между гуннами за наследование пощадила Западную империю от дальнейшего разрушения.

С 457 года эффективная власть на западе перешла в руки германского командующего имперскими армиями — Рицимера. После его смерти в 472 году этот пост была захвачен последним главнокомандующим («отцом солдат») Одоакром. В 476 году он сместил последнего императора на западе, который носил скромное имя Ромул Августул, и принял титул царя под номинальной властью восточного императора. Хотя эти события 476 года часто рассматриваются как веха «падения Римской империи», они имели не более чем символическое значение — и в основном важны для востока, который стал единственным наследником римских традиций.

Даже после 476 года многие старые римские традиции сохранились на западе. В 490 году Теодорих, вождь Остроготов, находившийся в плену в Константинополе с 460-х годов и дважды бывший «отцом солдат», взял власть в Италии. В 493 году он захватил Равенну, где был убит Одоакр. Теодорих принял римские традиции. Он восстановил свободную раздачу зерна и возродил в Риме цирки; элита в основном уцелела — Сенат все еще функционировал, а консульство запада продолжало работать до 541 года, когда оно было упразднено восточным императором. В 505 году Теодорих установил контроль над Паннонией, чтобы создать защитный барьер на северо-востоке, а через три года захватил Прованс.

В Галлии имела место более сложная цепь событий. Различные группы пытались установить свое превосходство — визиготы на юге, бургунды в долине Роны, группа под предводительством Гундобада, бывшего римского командира, а также франки. Эта последняя группа не вошла в Галлию как «варвары захватчики», а установила власть на севере под рукой Хильдерика I, который, как и Гундобад, был бывшим римским командиром. Франки установили свою власть в Галлии при сыне Хильдерика, Хлодвиге, после своей победы в 507 году в битве при Вуале (возле Пуатье) над визиготским царством с центром в Тулузе.

До середины VI века, несмотря на появление новых царств, возглавляемых «варварами», в старой империи все еще поддерживалась значительная степень целостности. Действительно, стоит рассматривать ситуацию за весь период между 400 и 550 годами в Западной Европе не как захлестнувшую ее одну дикую волну варваров-захватчиков, а как медленную, постоянную эрозию имперской власти. Германцы продвигались в империю веками, в процессе этого они адсорбировали римскую культуру и изменяли свой образ жизни. Власть римских армий и правительства уменьшалась, все больше германцев появлялось внутри границ империи, и их вожди устанавливали контроль над имперскими армиями. В конце концов они создали свои собственные царства — но все еще сохраняли многие римские традиции и проявляли как минимум формальную лояльность восточному императору. Римская элита уцелела, многие из нее уже принадлежали христианской церкви, а римский закон существовал рядом с германским законом. Императоры на востоке приняли прагматичную политику — они не могли оказывать давление на западного императора, но считали возникновение новых царств неизбежным и просто приняли наилучший из возможных для себя компромиссов.

Масса крестьянства сохранилась, но его статус начал меняться по всей империи задолго до окончательного краха на западе. Рабство утратило свое значение, но статусы бывших рабов и свободных крестьян слились воедино и появился абсолютно новый класс несвободных крепостных, которые были привязаны к земле. Этот вариант развития не имел места в Китае, где свободное крестьянство оставалось основной сельской группой.

На взлете Римской империи крупномасштабное рабство в основном ограничивалось Италией. В других местах сохранились свободные арендаторы, они были вольны покинуть место проживания, когда их договор об аренде (обычно пять лет по римскому закону) заканчивался, или же имели право возобновить ее на годовой основе. Социальная группа крепостных, известная как колоны, привязанная к земле, существовала, но их было относительно мало. Основное изменение произошло при Диоклетиане, как результат его налоговой реформы, которую он организовал в отчаянной попытке собрать достаточно денег, чтобы содержать армию. Крестьян расписали по налоговым регистрам и привязали к земле на основе передачи по наследству. Крестьянин-собственник оказался привязанным к своей деревне — но арендатор был прикреплен к своему участку. Первый мог и не заметить особой разницы в статусе, потому что контроль осуществлялся на уровне деревни и не ниже. Но последняя группа наверняка перемену ощутила, особенно когда официальный контроль над ней усилился.

В 332 году Константин позволил землевладельцам заковывать в цепи колонов, которых они подозревали в желании уйти с земли. В 365 году колонам не разрешили отказываться от своего хозяйства без согласия их землевладельца, а в 370-х правительство позволило землевладельцам взимать налоги с колонов вместо государственных сборщиков налогов. На самом дне этой социальной группы находились адскриптиции, которые являлись настоящими рабами, так как они могли продаваться землевладельцами с землей, к которой были привязаны. Эта группа «сформировалась» к концу IV века, когда законодательство запретило продавать рабов отдельно от земли, на которой они работали. В конце V века рабы и адскриптиции не брались на военную службу, потому что не считались свободными. Колоны лично были свободны, но на практике привязаны к земле.

Точная пропорция крестьян в каждой из этих групп варьировалась от района к району. В некоторых местах, особенно в Египте, свободные крестьяне с короткими сроками аренды служили в армии, но в таких областях, как Италия, в которой находились самые крупные поместья, преобладали несвободные крепостные. Такое развитие стало важным для позднейшей истории Европы. Несвободное крепостное крестьянство стало доминирующей частью сельского населения в большинстве районов континента на тысячу лет вперед.

«Варвары» в Западной империи около 525 года н.э.
Карта 28. «Варвары» в Западной империи около 525 года н.э.