Ранний Китай: Шан

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 7. Взаимодействие
7.8. Ранний Китай: Шан

Процесс, путем которого ранние сельские деревни и коммуны центральной равнины Китая вокруг рек Вэй и Хуанхэ развились в сложную цивилизацию, доподлинно нам неизвестен. О нем нет записей, как это было в Месопотамии, и проведено очень немного археологических изысканий. Но около 1800 года до н.э. уже можно выделить почти созревший культурный комплекс цивилизации, известной как Шан.

Ее природа предполагает, что процесс эволюции в предыдущее тысячелетие был удивительно похож на процесс, шедший по всему миру — рост присвоения сельскохозяйственных излишков все более могущественной религиозной, военной и политической элитами, которые начали организовывать и направлять остальное общество. Появление Шан было частью этого долгого процесса эволюции, оно отмечено гораздо более сложной и доминантной культурой элиты, в которой центральным местом являлась обработка бронзы.

Хотя это развитие имело место почти на тысячу лет позднее, чем в Месопотамии и Египте, не приходится сомневаться, что оно происходило совершенно независимо — не найдено следов какого-либо значительного внешнего влияния. Вдобавок техника работы с бронзой, которую применяли в Китае, — отливка из кусочков — была неизвестна где-либо еще в мире.

Развитие при цивилизации Шан культуры, письменности и институтов управления стало основанием для более позднего развития сильно отличающейся китайской цивилизации. Шанская цивилизация просуществовала почти все второе тысячелетие — она была побеждена в 1122 или в 1027 году до н.э. (обе даты имеют свои подтверждения).

7.8.1. Общество и государство Шан

Почти вся наша информация о Шан исходит из местечка Аньян, которое было раскопано в 1928 году. Оказывается, Аньян был столицей Шан приблизительно первые пять веков. Это не город в общепринятом смысле — он был больше похож на крупный церемониальный центр. Он занимал площадь более двух миль длиной и около мили шириной вдоль реки Хуань и состоял из нескольких районов с дворцами, храмами, могилами и домами для простого населения. На широком пространстве, протянувшемся на 150 миль на север и юг от Аньяна, расположилась подвластная ему территория с деревнями.

Шан наверняка было не просто «государством» в центральном Китае, но и одним из самых важных государств. Существуют указания на то, что в разное время возникло от восьми до тридцати трех других государств, связанных брачными союзами и клановыми отношениями. О роли и статусе элиты можно судить по некоторым царским захоронениям в Аньяне, содержащим жертвоприношения в виде людей и животных. В одной из шахтных гробниц, найденной в 1976 году, второстепенный член царской семьи был похоронен с 400 бронзовыми предметами, включая более 200 прекрасных ритуальных сосудов для питья и пару котлов весом более 300 фунтов каждый, а также 7000 раковин каури (валютная единица, доставлявшаяся на далекое расстояние с южного берега) и более 600 редких предметов из жадеита. В своих религиозных ритуалах элита могла иногда убить больше 1000 коров, хотя 100—500 животных за раз было более обычным приношением.

Организация государства Шан была сложной смесью клановых и других элементов. Правящим кланом был Цу, но не все его представители могли быть царями — внутри клана существовала отдельная царская линия. Неясно, как она выделялась из других; и точная родословная, то есть линия происхождения, тоже неизвестна, но отдаленные предки (реальные и мифические) царей были центром клановых ритуалов. Имелись четкие правила наследования по царской линии, которая была разделена на десять неравных групп (кан) с целью проведения ритуалов и заключения браков. Новый царь не мог быть из того же кана, что и его предшественник, и если происходила смена поколения, то наследование должно было решаться между двумя «надгруппами», на которые делились десять канов. Царь имел совет для совещаний, самым важным членом которого был глава группы кан из другой надгруппы. В некоторых случаях наследование происходило по соглашению — иногда с конфликтами, а в иных случаях и с кровью.

Все члены царского клана имели религиозные и административные функции в столице, они же составляли центральный орган Шан в каждом городе или йи. Это было осмысленное, запланированное мироздание, а не природное развитие. Во главе каждого города стоял член королевской семьи, от которого город брал свое имя. На городском церемониальном холме устанавливали таблички, которые указывали его положение в отношении клана предков и в царской линии. Похоже, что некоторые из этих глав городов становились местными правителями, которых кооптировали в царский клан. Глава города контролировал окружающие сельскохозяйственные земли и поставлял пищу и услуги царю. Насколько царь в Аньяне мог контролировать этих местных правителей — не вполне ясно, и власть царя, без сомнения, сильно колебалась. В действительности совсем непонятно, являлось ли Шан объединенным государством, связанным на деле или только номинально.

Районы Китая (современная карта)
Карта 16. Районы Китая (современная карта)

Известны имена более 800 городов, но их расположение и территории, которыми они правили, идентифицировать невозможно. Города часто воевали друг с другом. Население организовывалось в объединения по 100 домов, известные как цу. Они исполняли главным образом военную функцию и должны были поставлять в случае необходимости 100 солдат — постоянная армия предоставлялась лишь некоторыми цу. Неясно, как были устроены цу, но они не были другими кланами и совершенно точно имели весьма различные статусы.

Правители Шан соединяли в себе светские и религиозные функции, именно последние делали государство законным. Верховный бог Ти обеспечивал два момента, важных для общества и государства: урожай и военную победу. Предки царя могли ходатайствовать за него, и поэтому важно было поклоняться им. Их воля передавалась царю через гадание. В до-шанский период для гадания использовались трещины на нагреваемых костях животных (общества Юго-Западной Азии обычно интерпретировали будущее по внутренностям животных), и пророки, которые выполняли эти функции, были очень важными государственными персонами. Новым в Шанском периоде было то, что на костях записывался вопрос — обычно эти вопросы посвящались военным кампаниям, предзнаменованиям перед охотой и дани с подчиненных правителей. Эти кости являются главным источником наших знаний о государстве Шан.

7.8.2. Китайская письменность

Вопросы, записанные на гадальных костях, также являются и первыми образцами китайской цифровой системы. Эта система всегда была десятичной со знаками от одного до десяти и для сотни (знак для десяти тысяч был добавлен позднее). Самое позднее к 1300 году до н.э. китайцы развили также систему измерения пространства. Кости эпохи Шан показывают раннешанскую письменность как уже достаточно развитую, но ее эволюцию в течение предыдущих трех тысячелетий от примитивной формы, найденной на керамике, датированной примерно 5000 годом до н.э., проследить невозможно, потому что не осталось иных материальных следов.

Китайское письмо — одно из трех абсолютно оригинальных письменностей в мире. Две другие — это месопотамская клинопись и алфавит майя. Письменность в Египте и в долине Инда, может быть, и оригинальна — но скорее всего произошла под влиянием Месопотамии. Китайская письменность хорошо адаптирована к природе китайского языка, который является позиционным — функция слов в нем определяется их положением в предложении, а не грамматикой, как в других языках (особенно индоевропейской группы). Китайский язык в основном однослоговый, и, так как число слогов ограничено, в нем много омофонов — слов, имеющих одно и то же произношение, но с различными значениями на письме.

Китайское письмо основано на значении — каждый знак является семантической единицей, не связанной с произношением, как в других письмах. Знаки в китайском письме могут быть разделены на шесть типов. Самыми основными являются около 600 рисуночных или объектных. Второй тип — это очень ограниченное число символических рисунков — например, половинка луны означает вечер. Третий тип — это символические сложения, в которых, например, знак ребенка, повторенный дважды, означает близнецов. Четвертый — перевертывание — очень редок; его примером является знак ребенка вверх ногами, означающий рождение. Пятый тип — это заимствование. Шестой, последний и один из самых важных — это знаки, указывающие звук, они появились примерно после II века до н.э.

Китайское письмо очень утонченное и гибкое, из таких комбинаций знаков (а теперь около 90 процентов знаков — знаки сложения) можно создать почти бесконечное число новых слов. Внутренняя структура знаков остается постоянной последние четыре тысячелетия, хотя их вид изменился с развитием новых типов писчих материалов. Китайское письмо также является единственным в мире, где число знаков со временем увеличивается, а не уменьшается. В период Шан существовало 2500 знаков, около 100 года н.э. число их увеличилось и составило более 9000, энциклопедия XI века содержит около 24 000 иероглифов, а современный китайский язык имеет их около 70 000 знаков — хотя только несколько тысяч используются в обычной жизни.

Для многих западных людей китайское письмо с его множеством знаков является, по сравнению с алфавитом, очевидным «провалом» — их трудно и выучить, и писать. Однако оно имеет одно громадное преимущество над системой западного европейского письма, и это преимущество глубоко повлияло на китайскую историю. Китайское письмо не было привязано к языку и не подвергалось влиянию фонетических изменений, вариациям диалектов, различиям произношения и даже различным лингвистическим культурам. Стандартизованное письмо, установленное при первом объединенном китайском государстве Цинь (незадолго до 200 г. до н.э.), сыграло главную роль в этом объединении. Неизменность китайского письма при фонетических переменах и эволюции языка позволила в массе сохранять прежнюю культуру и знания — классические тексты, датированные вплоть до II века до н.э., читаются легко, хотя мы и не знаем, как их произносили в то время. Поэтому Китай избежал сложных изменений, которые имели место в Средиземноморском и европейском мире, где, например, греческий и латинский, современный румынский языки, а также английский и немецкий непонятны друг другу. Это делало возможным накопление громадного количества знаний и традиций, которые часто «терялись» в Европе при смене языка.