Евразийские связи: Великий Шелковый путь

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 9. Смыкание Евразийского мира (200 до н.э. — 200 н.э.)
9.8. Евразийские связи: Великий Шелковый путь

Международные проблемы, существовавшие и в империи Хань, и в Римской империи в I веке до н.э., мало повлияли на рост связей между различными государствами и империями Евразии. Решающим для этих связей было расширение китайского влияния на запад. Область, контролируемая Китаем, начала продвигаться на запад в конце IV века до н.э. вместе с распространением Цинь в Сычуань. Одновременно развивались торговля и контакты с кочевниками Центральной Азии.

Ключевые события произошли в конце II века до н.э. и стали следствием новой китайской политики, принятой при императоре У-ди для борьбы с сюнну. Для поиска союзников против них в 139—126 годах до н.э. на дальний Запад был послан с разведывательной миссией некто Чжан Цянь. Он пробыл десять лет пленником у сюнну, но спасся и добрался до Ферганы и Бактрии, где столкнулся с племенем юэ-чжи, которое было выдавлено на запад сюнну. Однако юэ-чжи оказались не заинтересованы в реванше.

В 115 году до н.э. Чжан Цянь был послан со второй миссией, теперь он добрался до Ферганы, Согдианы и оазисов Центральной Азии (известных в Китае как У-сун). У-ди решил, что контроль за этой областью весьма важен. В 101 году до н.э. так называемый «Западный край», протянувшийся до дальнего конца пустыни Такла-макан возле гор Памир, был взят Китаем под контроль, Фергана была завоевана, и в регионе У-сун возникло государство, платящее дань Циням. Государства-оазисы в этом регионе предпочли платить дань китайцам, а не сюнну, потому что первые поддерживали торговлю, от которой так сильно зависело их благополучие. С началом конфликтов среди сюнну после 59 года до н.э. Ханьская империя стала единственной крупной силой в регионе. Ее контроль над этими землями покачнулся, когда власть в Китае захватил Ван Ман, но был легко восстановлен при повторном возвращении к власти династии Хань.

Связи Евразии в римско-ханьский период
Карта 23. Связи Евразии в римско-ханьский период

Пути через среднеазиатские страны образовали первые прямые связи между Китаем и Парфянской империей, а оттуда протянулись дальше на запад до Средиземноморья. Так возник «Великий Шелковый путь», который стал жизненно важным элементом в евразийской истории на протяжении следующих 1500 лет. Это был не просто торговый путь, а канал, по которому важные идеи и технологии распространялись между различными обществами по континенту. Он использовался не только торговцами, но и миссионерами, религиозными пилигримами, мастеровыми и многими другими.

Когда Чжан Цянь прибыл в Фергану, он удивился, обнаружив, что здесь продается огромное количество китайских товаров — в том числе шелк, который тогда производился только в Китае. Эти товары прибыли по пути, возникшему в IV веке до н.э. Из Китая через Сычуань и Юннань он вел в Бирму и Восточную Индию, оттуда товары продвигались вдоль Великой Индийской дороги (построенной при империи Маури) через долину Ганга до большого торгового города Таксила и затем в Центральную Азию.

Возникновение Шелкового пути проложило прямую дорогу с Дальнего Востока не только в Иран и Средиземноморье, но также в процветающие государства северо-западной Индии. Великий Шелковый путь не оставался природным маршрутом — он тянулся более чем на 5000 миль по негостеприимным землям, в большой своей части по пустыне, где имелось только несколько оазисов. Немногие купцы совершали путешествие полностью, хотя многие ходили между Индией и Китаем. Вместо полного пути возникла сложная цепочка промежуточных перекупщиков, которые совершали каждый свою часть пути. Это давало возможность контролировать и блокировать торговлю — как делали парфяне, чтобы быть уверенными, что римские и средиземноморские купцы не выйдут на прямой контакт с купцами из Китая и Центральной Азии. Такая торговля позволяла скопить большие богатства, ради которых стоило идти на риск.

Великий Шелковый путь начинался в Чанане, бывшим китайской столицей вплоть до I века н.э. Первые пятьсот миль были легкими — вплоть до Вэй и долины реки Хуанхэ, вдоль края Нан-Шан (Южных Гор). Затем он шел через коридор Кансу к пограничному городу Дуньхуан на краю громадной пустыни в бассейне реки Тарим. Это была самая безлюдная и опасная часть пути. Тут существовало два маршрута. Южный путь был более трудным, так как оазисы здесь далеко отстояли друг от друга, а дневная температура была чрезвычайно высокой; преимуществом его было отсутствие в этом районе разбойников. Пользуясь этим путем, купцы обычно шли ночью, ориентируясь по звездам. Первой основной остановкой был Шан-Шан (Черчен), затем дорога выходила к крупному городу Хотан, откуда начинался маршрут по горам Каракорум к Кашмиру и Индии. Однако многие торговцы предпочитали продолжить путь к Яркенду и Кашгару, то есть через Памир и Гиндукуш к Тахиле и далее в Северо-Западную Индии.

«Великий Шелковый путь» в Центральной Азии
Карта 24. «Великий Шелковый путь» в Центральной Азии

Второй, северный, маршрут через бассейн реки Тарим пересекал соленую пустыню Лоб-Нор и выводил к городу в оазисе Лоулан, а затем через песчаную пустыню вел к Корле. Вода в Корле высохла в III веке н.э., что заставляло идущих этим путем делать огромную петлю через Турфан, главный узел передвижения кочевников из степей на юг. Отсюда северный маршрут шел через Кучу и Аксу к Кашгару, где северный и южный маршруты сливались.

От Кашгара дорога круто сворачивала на запад через Памир, но на дальнем краю гор уже начинались богатые сельскохозяйственные районы. Теперь Шелковый путь расходился в зависимости от цели торговли и местных политических условий. Те, кто шел в Индию, направлялись через Бактрию к началу Индийской дороги вдоль Ганга, то есть одному из великих перекрестков Евразийской истории. Те, кто продолжал идти на север и двигался к Мерву (Маргиане), могли сделать большой объезд через Мараканду (Самарканд) и Бухару, чтобы добраться до Мерва. Из Мерва маршрут на запад пересекал Иранское плато, следуя вдоль гор Эльбурс, чтобы иметь регулярный доступ к источникам воды. Затем маршрут следовал вдоль цепи обнесенных стенами городов — Гекатомпил, Раги и Экбатаны — к центральной Месопотамии (Вавилон, Селевкия, Ктесифон или Багдад, в зависимости от периода). Оттуда по хорошо развитым дорогам можно было добраться до Алеппо, Антиохии и Средиземного морю или, что реже, двигаться к Пальмире и Петре.

Торговля вдоль самого тяжелого маршрута была доходной из-за высоких потребностей в шелке и, соответственно, очень высоких цен на него на Юго-Западе Азии и в Средиземноморье. Шелк был роскошью, которую хотела иметь вся элита — но секреты производства которой тщательно охранялись китайцами. Вдоль дороги он использовался даже как валюта. Но не только шелк жаждали получить римляне — другим ключевым товаром был чугун, который Плиний признавал лучшим по качеству из всех известных римлянам сортов чугуна.

Хотя знания о китайских технологиях распространились на запад до сюнну около 75 года до н.э., до оазиса У-сун примерно на пятьдесят лет позднее и до Ферганы в I веке н.э., до сих пор они не доходили дальше на запад. Западная часть Евразии оставалась в неведении относительно того, как изготавливать чугун, еще более тысячи лет.

Проблема Шелкового пути, как и всей торговли между двумя концами Евразии (как мы увидим в следующем разделе), состояла в том, что запад производил мало или вообще не производил ничего из нужного в Индии и Китае. Доход давала только торговля с востока на запад.