Евразийская экономика: Оттоманская империя, Индия и Китай

ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 17. Ранний этап развития мировой экономики: Атлантический и Индийский океаны
17.14. Евразийская экономика: Оттоманская империя, Индия и Китай

17.14.1. Оттоманская империя

Оттоманская империя, или Порта, стала центром развития мировой экономики, начиная с первых лет XVI века. После 1517 года она превратилась в одну из тех немногих империй в истории Евразии, которые могли контролировать все три ключевые торговые пути Юго-Западной Азии — через Босфор в Черное море, из Леванта в Месопотамию и по суше в центральную Азию и Китай, а также маршрут из Египта по Красному морю в Аден и Индию. Другие, дополнительные пути были проложены из Дамаска через Бурсу во Львов и страны восточной Европы, в том числе на Дунае; они были намного важнее для торговли пряностями, чем путь между Египтом и Венецией. Оттоманская империя была также центром поставок шелка, как на собственный внутренний рынок, так и в Европу. Примерно до 1650 года эта торговля концентрировалась в Бурсе, затем переместилась в Смирну (современный Измир). Оттоманская империя была представлена многочисленными торговыми землячествами в ключевых городах, таких как Константинополь, Алеппо и Каир. Оттоманское правительство почти не облагало их налогами, позволяя им такую же, если не большую свободу, чем правительства европейские. Порта владела крупным военным флотом, способным защитить торговые пути, особенно те, по которым везли зерно из Египта в столицу. Использовался флот также для поддержки османских купцов, как видно из нападения на португальцев на Диу в 1538 году, в рамках успешной кампании по восстановлению торговли пряностями прежним путем через Египет. Контроль над этой частью Индийского океана, особенно Мохой и портом Аден, способствовал также получению прибылей от торговли зернами кофе. И ресурсы у Оттоманской империи были значительными — в начале XVII столетия правительство было в состоянии нанять 118 судов, принадлежащих консорциуму 56 судовладельцев, чтобы они совершали 658 рейсов в год, доставляя зерно с берегов Черного моря в столицу.

17.14.2. Индия

Оттоманская империя была крупнейшей сухопутной и морской державой. Империя Моголов в Индии базировалась преимущественно на суше, извлекая свои богатства прежде всего из высокопродуктивного сельского хозяйства. Купцам позволялось свободно торговать; государство почти не поддерживало их, зато купцы почти не платили налогов. Многие из могольской знати и правящей семьи были тесно связаны с торговлей, особенно в больших портовых городах, содержали собственные флотилии, которые обеспечивали им торговое преобладание в Бенгалии. Эта область была также одним из основных производителей шелка в мире — к концу XVII столетия отсюда им снабжалась почти вся Индия, а голландские моряки доставляли ткани в Японию, поскольку шелк был высокого качества. В южных султанатах Биджапур и Голконда (завоеванных Моголами только в 1680-е годы) продолжали существовать давние и очень прочные связи между правителями и торговыми городами, а также с представителями торгового класса. Эти города, как и в прошлом, сохраняли тесные связи с азиатскими торговыми системами, и правители получали основные доходы также благодаря торговле.

Как и повсюду в Евразии, промышленным производством в Индии в основном занимались крестьяне в качестве дополнительного источника доходов в периоды, когда сельскохозяйственные работы прекращались. Отдельные районы специализировались, в частности, на производстве шелковой и хлопчатобумажной пряжи, добыче соли и селитры. Так, область Касимбазар поставляла 2,2 млн фунтов [около 880 тонн] шелка в год. Три европейских компании нанимали 1600 ткачей, но даже их труд обеспечивал лишь половину от всей продукции шелка — остальное продавалось на месте или через индийских купцов. К 1640-м годам в областях Масулипатам и Варанаси работало по семь с лишним тысяч ткачей, изготовлявших хлопковые ткани как для местного рынка, так и для экспорта в Европу и Африку. Индийские хлопчатобумажные ткани были, пожалуй, наивысшего качества во всей Евразии. Еще одним видом продукции, в котором Индия не знала себе равных, была сталь. Вплоть до начала XIX столетия, вероятно, только Швеция производила товары столь же высокого качества.

17.14.3. Китай

К XVI столетию Китай давно уже залечил раны, нанесенные монгольским нашествием и «черной смертью». При правлении династии Мин экономика развилась и процветала. Как и в прошлом, она основывалась на высокопродуктивном сельском хозяйстве, которое постоянно совершенствовалось. Между концом XIV столетия и 1600 годом урожайность возросла на 60 процентов, была заведомо выше самых лучших достижений Европы в XVIII столетии, вдвое превосходила соответствующий показатель Франции и, видимо, приблизилась к уровню, максимально возможному в доиндустриальный период. И площади возделываемых земель продолжали расширяться: между 1400 и 1700 годами население Китая удвоилось. Во многих областях существовало высокоспециализированное коммерческое сельское хозяйство, ориентированное на экспортную торговлю. Это было особенно характерно для провинций Фузцянь, Цзянси и Аньвэй, где большие площади либо нанимались чаеторговыми фирмами, либо находились под их контролем. В других областях до трех четвертей земли было занято под хлопок, и крестьяне вынуждены были закупать продукты питания на рынке. Другие провинции специализировались на производстве табака и сахарного тростника.

Эти значительные достижения составляли часть товарно-денежной экономики, развитие которой стимулировалось массовым притоком серебра из Америки. К XVII столетию Китай вновь перешел на бумажные деньги, хотя они по большей части выпускались частными, а не государственными банками. Основной центр частного банковского дела находился в Шаньси, где в XVIII столетии были основаны крупные фирмы — восемь самых больших из них им.ели более тридцати отделений по всему Китаю, а к началу XIX столетия распространили свою деятельность также на Японию. По мере возрастания богатства вложения в промышленность и торговлю росли намного быстрее, чем вложения в земельные угодья, и большие семейства, торговавшие солью в XVIII столетии, или Ко-Хон в Кантоне, ведущие зарубежную торговлю, контролировали огромные концентрированные в их руках капиталы. Естественно, политическая власть торгового сословия возрастала тоже, многие города фактически находились под управлением гильдий и конфедераций купцов, как в Европе и Индии. Города продолжали расти, всё более интегрируясь на огромном внутреннем рынке, на котором проходила значительная часть китайской торговли — хлопковые ткани перевозились иногда на расстояния до восьмисот миль. В Европе, с ее раздробленной политической структурой, перевозки на такие расстояния сочли бы экспортом. Притом «настоящий» экспорт обеспечивал половину государственного дохода Китая к концу XVI столетия. Хлопковые ткани доставлялись также в большом количестве на север, в частности в Манчжурию, где из-за повышенной сухости воздуха устраивались большие подземные мастерские. В конце XVII столетия более 3500 кораблей ежегодно курсировало с юга на север, перевозя по двадцать-сорок тонн грузов. Масштабы производства хлопковых тканей были таковы, что приходилось в большом количестве импортировать хлопок-сырец. К концу XVIII столетия Китай ввозил из Индии более 27 млн фунтов хлопка ежегодно — вдвое больше, чем Британия ввозила из Соединенных Штатов в 1800 году, когда началась «промышленная революция».

Параллельно с этими процессами шло развитие технологий — появилась набойка в пять цветов, сложные станки для тканья шелка и хлопка, которые требовали для обслуживания не менее трех работников. По мере быстрого расширения производства наряду с высококвалифицированными мастерами и ремесленниками образовалось большое количество рабочих малой квалификации, служивших в больших мастерских. В разных местностях существовала своя специализация: в Цзиндэчжене производили фарфор, в Синцзяне ткали хлопок, а наиболее роскошные шелка — в Сучжоу. Провинция Цзянси специализировалась на производстве бумаги — к концу XVI столетия там процветало более тридцати мастерских, по сути, фабрик, на которых работало свыше 30 000 рабочих. Аналогично производство чугуна и стали было сконцентрировано в провинциях Хубэй, Шэньси и Сычуань: комплексы по шесть-семь печей обслуживал персонал в две-три тысячи человек. Производство конопли, шелка и хлопка также было сконцентрировано, в их выработку и продажу были вовлечены более 4000 ткачей и в несколько раз больше прядильщиков. Китай мог себе позволить такую специализацию, поскольку обладал хорошо развитой системой внутренних коммуникаций. Дороги были не хуже тех, которые имелись в Европе до внедрения железных дорог, а судоходные реки и каналы были намного лучше.