Европа: появление королевств

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.13. Европа: появление королевств

В Западной Европе одновременно с ростом населения и числа городов с конца X века усиливалась роль государств, и из хаоса предыдущих двух столетий выделялись наиболее заметные и влиятельные королевства. Раньше всего этот процесс произошел в Англии, где королевство Эссекс, которое меньше всех пострадало от набегов викингов, в течение десятого века расширило свои владения, завоевало районы поселений викингов и установило контроль над большей частью Англии.

13.13.1. «Империя»

Наиболее заметным было развитие на востоке части старой франкской империи. После смерти в 911 году последнего из династии Каролингов, Людовика IV, аристократы выбрали на престол франконского герцога Конрада. Он умер в 919 году, оставив престол Генриху Саксонскому (Птицелову) — тот стал основателем Саксонской династии (иначе их называют Оттонидами), которая правила до 1024 года. В XIX веке и позже это рассматривалось как основание Германской империи. Однако это неверная точка зрения. Королевство не называло себя Германией, а его территории далеко не везде совпадают с границами современной Германии. В реальности это была попытка реставрации Римской империи, что и стало очевидно при правлении Карла Великого.

Сначала у королей было очень мало реальной власти за пределами своих личных феодальных владений. Частично это изменилось при Оттоне I (936—973) благодаря уважению, которое он получил за выдающуюся победу над венграми в битве при Лехе в 955 году и вторжении в Италию, где он стал королем Ломбардским. В 962 году Оттон был коронован папой как император. Как и в случае с Карлом Великим, это было результатом обоюдовыгодной торговли между двумя сторонами — Оттон получил легальный статус, а папа — право на земли, подтвержденное Каролингами.

Как и раньше, эта империя была искусственным образованием, и борьба за власть между императором и папой продолжалась долгие века. Добавим к этим проблемам общую слабость империи и недостаток авторитета императора внутри государства. Земли, которые он контролировал, были маленькими и разобщенными, их не хватало ни на обеспечение государственной казны, ни на военную поддержку — многие феодалы были гораздо более могущественными в своих владениях, и могли даже сильнее, чем император, повлиять на решение вопросов о внешней политике империи и о пределах вмешательства в их дела папы. Империя была слабее, чем более ранние государства, существовавшие на этой территории. Неясно было, передавалась ли монархия по наследству или короля избирали, а в последнем случае — кто именно должен его избирать? У империи не было столицы, и император путешествовал по королевству только между своими владениями, и небольшим числом епископств и монастырей, которые он контролировал. Только таким способом он со своим двором мог получать достаточно продовольствия.

Единственным сильным императором был Фридрих Швабский, основатель династии Гогенштауфен (по названию их замка в Штауфене). По средневековой традиции это произошло благодаря тому, что он правил достаточно долго — с 1150 до гибели в Третьем Крестовом походе в 1190 году. Он удачно использовал ослабление папства, хотя главной его проблемой был поиск эффективного способа управления Италией, разрывающейся между интересами империи, папства и Ломбардской Лиги независимых городов.

Вскоре после его смерти баланс сил изменился, потому что его сын Генрих VI унаследовал власть над Сицилией. Объединенные силы двух этих областей были серьезной заявкой на лидерство, так что империя стала доминировать в этом регионе и Генрих мог противостоять и папе, и немецким феодалам, которые пытались оспорить его право на наследование престола.

Возможность управлять империей, раскинувшейся от северной Германии до Сицилии, сомнительна, и смерть Генриха в 1197 году, оставившего после себя трехлетнего сына Фридриха, положила конец этому объединению. Империя фактически распалась на Германию и Сицилию — и, хотя Фридрих был коронован как император, он проводил почти все время в богатейшей многонациональной Сицилии, лишь изредка посещая Германию. Династия Гогенштауфенов закончилась после его смерти в 1250 году (он был похоронен в арабской гробнице в Палермском соборе). Его последний наследник (внук Конрадин) был казнен Карлом Анжуйским, который стал правителем Сицилии в 1266 году, так что больше не существовало легальных возможностей возродить династию. В 1272 году граф Рудольф Габсбург был избран императором — но сама империя существовало только номинально. В течение следующего века ей правили императоры из разных семей, хотя фактически власть принадлежала не им, а местным аристократам, а также духовенству.

Западная империя в X веке

Карта 44. Западная империя в X веке

13.13.2. Франция и Анжуйская династия

На западе Франция оставалась раздробленной не дольше, чем на востоке. В 987 Гуго Капет был избран королем, он объединил бывшие королевские земли со своими владениями, и началось возрождение королевства. Появление Капета на троне часто сравнивается с пробуждением от сна, в последующее время королевская власть начала успешно усиливаться. В реальности в X веке никто не представлял, как нужно называть восточную часть старого королевства франков. Сама по себе «Франция» была небольшой местностью около реки Луары на самой границе Лотарингии (которая доходила на западе до Вердена), а королевство населяли множество разных племен. Гуго Капет не называл себя «королем Франции» — он был «королем галлов, бретонцев, норманов, аквитанцев, готов, испанцев и гасконцев», причем почти все из упомянутых ему не подчинялись.

В течение X века местные феодалы дрались между собой за власть — например, Вильям V Аквитанский сражался с Отто де Блуа за владения в Италии, Бургундии и Лотарингии. Во всех этих междусобойных распрях корона была почти бесполезна, поэтому никто и не пытался заполучить ее. Первые Капетинги контролировали небольшие участки королевских земель около Парижа, и даже на этих территориях обладали ограниченной властью. Единственное значимое преимущество Капетингов (в отличие от германских императоров) было то, что они были достаточно защищены и каждый из них правил долго — за два века после 1060 года сменилось всего шесть королей. А для королей в то время долгое пребывание на престоле означало рост влияния и власти.

В XI и XII веках Капетинги не были самыми влиятельными правителями на землях современной Франции. В начале XI века сильнейшим из местных королевств была Нормандия. Завоевания Вильгельма Нормандского начались с середины 1040-х годов и достигли пика, когда он стал претендовать на английский трон в 1066 году. Впоследствии до 1204 года ( за исключением коротких периодов в 1087-1096, 1100-1006 и 1144-1154) Англия и Нормандия имели общее правление, хотя Англия была более сильной частью этого союза.

Правитель Нормандии чувствовал себя сильнее, чем Капетинги, так что в 1109 году Генрих I отказался платить налоги за Нормандию, объясняя это тем, что это отдельное королевство. Баланс сил сместился еще больше, когда в 1154 Генрих II, граф Нормандский, Мэнский и Анжуйский стал королем Англии, женившись на Элеоноре Аквитанской (разведенной с Луи VII из династии Капетингов) и получив ее обширное наследство.

И снова территория объединилась под общим правлением из-за аристокрастических интриг, союзов и простого случая. «Анжуйская империя» простиралась от границ Шотландии до Пиренеев и имела сильнейшее войско в Западной Европе XII века. Однако она была слишком большой, чтобы ей можно было эффективно управлять, а требования растущей армии, еще увеличившиеся после участия Ричарда I в Третьем Крестовом походе, ухудшили состояние страны, и привели к внутренним проблемам и кризису при правлении Иоанна.

«Франция» в середине XI века
Карта 45. «Франция» в середине XI века

Рост влияния графов Анжуйских, как ни странно, помог Капетингам — другие мелкие феодалы обращались к ним в поисках союза. До начала XII века Капетинги не имели никакого влияния за пределами своих владений, и практически не имели союзников. Позиции короля медленно улучшались, он приобретал влияние на епископов, начал выпускать свои монеты, улучшил экономическую ситуацию на своих землях (теперь они назывались Иль-де-Франс), утвердил за собой право набирать армию из людей местных феодалов, кроме того, он много выезжал к соседям.

Только при правлении Филиппа II (1180—1223) эти изменения стали очевидны, кроме того, распалась Анжуйская империя. Капетинги завоевали Анжу, Пуатье, Нормандию и Бретань, а после битвы при Бувине в 1214 году их контроль над севером Франции никто не бы не смог оспорить. Новые земли значительно увеличили доходы и власть короны, так что пришлось переходить на более эффективную систему управлению, проверенную норманами.

Ситуация на юге была другой. Короли Англии сохранили за собой большую часть Гасконии, и только при поддержке папы и с помощью Альбигойского крестового похода против катаров монарх смог противостоять могущественным графам Тулузы. Дополнительный доход принесло завоевание Лангедока к 1240 году и дальнейшее успешное управление этой областью.

Однако теперь Капетинги должны были уже контролировать много разнородных территорий с различными социальными институтами, историей и языками. Центральная власть была довольно ограничена и районы оставались почти автономными даже при сильнейшем короле из династии Капетингов — Филиппе IV Красивом в 1285-1314 годах. Преимущество, которое Капетинги получили благодаря долгим периодам правления и отсутствия борьбы за власть хорошо продемонстрировала ситуация, сложившаяся после смерти Карла IV в 1328 году. Страна на долгие годы погрязла в пучине гражданских войн, придворных склок и борьбы между аристократическими семьями.

Анжуйская империя
Карта 46. Анжуйская империя

13.13.3. Центральная и Восточная Европа

В это время монархии на востоке Европы из стран, находившихся на обочине культурного и производственного развития, медленно, но верно превращались в высокоорганизованную часть евроазиатского мира. На севере скандинавские государства окончательно сформировались в Норвегию, Данию и Швецию. В Центральной Европе германские племена мигрировали на восток, здесь формировались государства Богемия и Польша. В 963 году король Мешко I основал династию Пястов и принял радикальное решение, повлиявшее на развитие всех польской истории — он принял латинскую, а не греческую версию христианства. С тех пор Польша (название происходит от слова «Польска» — по-польски это означает поле, открытую равнину) всегда ориентировалась на Запад.

После поражения от войск короля Оттона I в 955 венгры осели на равнинах Центральной Европы и основали государство, которое в конце XI века начало успешно развиваться под властью Гезы — правителя из династии Арпадов. Так же, как и поляки, он искал союзников на западе, у императора, и принял латинскую версию христианства. В 1000 годах сын Гезы Важк крестился под именем Ипггвана (Стефана) и его короновали при содействии папы и императора Оттона III. В 1089 году Венгрия завоевала Хорватию и Далмацию, хотя портовые города Адриатического побережья были отвоеваны Венецией в 1102 году. Позже в XII веке влияние Венгрии распространилось на Боснию, и это государство стало главной силой на севере Балкан и в Центральной Европе. После смерти короля Белы III в 1196 в королевстве началась гражданская война, и до середины XIII века Венгрия оставалась только тенью былого величия.

Далее на востоке возникли слабые государства на территории современных Украины, Белоруссии и западной России. В течение IX века викинги-«русы» стали править на территориях восточных славянских племен, здесь были построены первые примитивные города (Киев, Новгород и Смоленск) и проложены торговые пути вдоль крупных рек к Черному морю и Константинополю. Эти племена образовали государство почти одновременно с остальными периферийными странами, вроде Польши и Венгрии — и с падением в южных степях власти Хазарского каганата, управлявшегося еврейской аристократией.

Своеобразие Руси придавали ее близкие связи с Византией. В течение десятого века этот регион постепенно принимал греческое христианство, а в 988 князь крестил всю Русь, что стало важной вехой в формировании государственности. Местная культура развивалась под влиянием греческой церкви, русские использовали кириллический алфавит (созданный в IX веке святыми Кириллом и Мефодием), а церковные тексты писались на старославянском языке, в котором славянские слова произносились на византийский манер.

Русь достаточно плохо управлялась и была экономически не развита. На импорт она продавала в основном то, что добывалось в лесах — меха, мед и пчелиный воск; кроме того, шла торговля рабами. В 1050 году в Новгороде построили каменную церковь, и она была здесь единственным строением не из дерева в течение всего следующего века. В стране была плохо налажена система передачи информации, что делало централизованное управление практически невозможным. Кроме того, в правящей семье постоянно происходила борьба за власть. Был краткий период единовластия Ярослава (1036—1054), но потом Русь снова разъединилась на мелкие феодальные княжества.

Феодалы правили в крупных городах и признавали формальную власть киевского правителя — но в реальности правили по своему усмотрению. К концу XII века Киев пришел в упадок и крупнейшим городом стал Новгород, который объединял вокруг себя все больше территорий. Развитие Новгорода было обусловлено успешной торговлей с Балтикой и контролем над речным путем на юг. В это время существовало около дюжины отдельных княжеств, слабо связанных общей культурой, родственными отношениями правителей и религиозным центром в Киеве.

13.13.4. Падение Византийской империи

Появление новых сильных государств на Балканах, в особенности Венгрии, а также усиление торгового города Венеции и норманнов на юге Италии и в Сицилии, означало, что Византия потеряла гораздо больше территорий, чем мусульманский мир. Потеря большой части Анатолии после битвы при Манцикерте в 1071 году не была скомпенсирована никакими успехами на западе. Византийцам пришлось иметь дело с Венеций и Пизой, и предоставлять им торговые льготы в обмен на помощь.

Разногласия среди мусульман в Леванте в начале XII века позволили Византии предпринять некоторые маневры, она даже захватила Антиохию — чтобы потерять ее и вновь приобрести в 1159 году. Однако, усиление сельджуков привело к катастрофическому поражению в битве при Мириокефале в 1176 году, сравнимому по последствиям с произошедшим веком ранее поражению при Манцикерте. Большую часть Балкан контролировали Венгрия и Сербия, в 1185 году Салоники были захвачены нормандцами, а в 1191 году Кипр захватили участники Третьего Крестового похода под командованием англиского короля Ричарда I.

Византия также вступила в конфликт со своим старым союзником — Венецией. Но окончательно империя распалась в начале XIII века, когда участники Четвертого Крестового похода, намеревавшиеся воевать с мусульманами, остались без денег, и их кредиторы, венецианцы, повернули войска на Константинополь. В 1204 году город был завоеван и разграблен, а империя разделена между рыцарями-крестоносцами. Балдуин Фландрский был коронован ее правителем, Венеция присоединила к своим владениям Крит, Эвбею и остальные греческие острова, маркиз де Монферрат стал королем Салоник, Оттон де ла Рош взял Афины и Боэтию, а Жоффруа де Виллардуэн стал правителем Пелопоннеса. Под контролем Византийской империи, бывшей удачливой наследницы всей Восточной Римской империи, остались только небольшие королевства Трапезунд, Эпир и Никея.

На самом деле Византия оказалась поделена пополам — ее европейская часть отныне называлась Латинской империей, а азиатская (занимавшая всю западную Анатолию) — Никейской империей. В 1261 году никейские императоры воспользовались кризисом государств крестоносцев в Палестине и заручившись поддержкой монголов, со второй попытки смогли отвоевать Константинополь, после чего империя была восстановлена. (Прим. ред.)