Европа: раздробленность на Западе

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 15. Восстановление (1350—1500 годы)
15.9. Европа: раздробленность на Западе

В Европе сельскохозяйственные проблемы начала XIV века вкупе с опустошительныме воздействием Чёрной Смерти послужили причиной большого кризиса. Повсюду население сократилось на треть, сельское хозяйство пришло в упадок, база налогообложения основных государств была подорвана, значительно ослабив их и сделав гораздо более уязвимыми.

Европа до сих пор являлась наиболее отсталым регионом Евразии (Восточная даже более, чем Западная), и восстановление после катастрофы середины XIV века заняло здесь больше времени, чем где-либо ещё, несмотря даже на то, что этот регион избежал разрушительного воздействия монгольских вторжений и кампаний Тимура. Европа оставалась сильно раздробленной политически — хотя культура аристократии, консолидирующейся вокруг католической церкви, была в значительной мере единой, особенно на Западе. В районах с более слабой централизованной властью становилось возможным возникновение небольших независимых сообществ. Зачастую, как и в других регионах Евразии, это были торговые города, где правители опирались на доход от налогов с купечества. Такие города страдали от внутренних неурядиц не менее, чем крупные политические объединения — здесь случались весьма серьезные классовые конфликты, а ссоры между знатнейшими семьями были в порядке вещей.

Повсюду период между 1350 и 1450 годами явился периодом значительного ослабления всех монархий Европы (включая папскую), и только во второй половине XV века стали появляться явные признаки восстановления.

15.9.1. Империя

Наиболее раздробленным из всех регионов Европы была Империя, включавшая территории современных Германии и Австрии плюс некоторые прилегающие области.

В отечественной литературе она обычно именуется Священной Римской империей — но автор такого термина не употребляет. И действительно, до XVIII века империя в Европе была всего одна. (Прим. ред.)

На западе, в наиболее развитой части империи, находилось множество мелких государств — тогда как на востоке располагались крупнейшие области — герцогства Бавария и Австрия, Бранденбургская марка и Пруссия (находящаяся под властью Тевтонского рыцарского ордена и его великого магистра). После угасания рода Гогенштауфенов в конце XIII века титул императора сохранился, но стал даже более бессмысленным, нежели в прошлом. Не поднималось и вопроса о том, чтобы империя стала по-настоящему единым политическим объединением — реальной власти императорский титул не нёс и являлся немногим более чем внешней формальностью. Согласно традиции императора должен был короновать папа — что могло послужить основанием для вторжения в Италию, хотя эти земли император контролировал ещё слабее, чем Германию. Император избирался семью крупнейшими феодалами: четырьмя из Рейнской области — архиепископами Майнца, Кёльна и Трира, а также пфальцграфом Рейнланда, и тремя восточными — курфюрстом Саксонским, маркграфом Бранденбургским и королем Богемии.

Большую часть XIV века каждый новый император действительно избирался коллегией курфюрстов. Основной конфликт разворачивался между тремя аристократическими домами — Люксембургами, Габсбургами и Виттельсбахами. Первые происходили из герцогства, давшего имя этому дому, но в течение большей части XIV столетия они также были королями Богемии. Габсбурги происходили из Швейцарии, где в 1315 году в битве при Моргартене потерпели поражение от армии небольших крестьянских кантонов, еще в 1291 году образовавших первую Швейцарскую конфедерацию (Ури, Швиц и Унтервальден). Эта победа обеспечила выживание конфедерации, к которой в середине следующего столетия присоединились города Люцерн, Цюрих и Берн. Габсбурги в основном уделяли внимание своим владениям в Австрии. Виттельсбахи являлись герцогами Баварскими и пфальцграфами — но были относительно слабы из-за разногласий внутри семьи.

История Империи в XIV веке сумбурна и содержит мало действительно важных событий. В основном она вращается вокруг использования титула императора для увеличения семейных владений. Действительно выдающихся императоров было всего двое. Первым стал Людвиг Баварский (1314—1317) из Виттельсбахов, победивший своих соперников Габсбургов в битве при Мюльдорфе в 1322 году. Людвиг был главным врагом папы, особенно в Италии, и за время нахождения на престоле смог добавить к семейным землям Бранденбург и Тироль. Ему наследовал Карл IV, в начале 1340-х годов заключивший союз с папой против Людвига и не заботившийся об интересах империи в Италии. Большую часть времени своего правления он укреплял фамильные владения на востоке.

Наиболее значительным событием правления Карла IV стала Золотая Булла 1356 года, которая привела в порядок и зафиксировала имперскую избирательную систему, обеспечив наследование престола его сыном Венцесласом. К концу XIV века три великих аристократических рода все больше ослаблялись продолжавшимся дроблением фамильных земель. Это фактически на долгое время положило конец власти Виттельсбахов, земли Люксембургов были разделены на три части после смерти Карла IV в 1378 году, как и земли Габсбургов в 1395 году.

Политическая власть повсюду в империи находилась в упадке — Швабский союз городов добился независимости, земли Чехии контролировали революционеры-гуситы и «еретические» армии, а в Швейцарской конфедерации разгорелось крестьянское восстание. Власть императора была почти номинальной, и Сигизмунд, ставший императором в 1410 году, посчитал более выгодным сосредоточиться на управлении другим своим владением — Венгрией. Наиболее важные в перспективе события начались с его смертью в 1437 году. Герцог Альберт Австрийский был избран императором под именем Альберта II. Он был Габсбургом и, хотя сначала слабо контролировал даже фамильные земли, имперский титул закрепился за этой семьей. В течение следующего столетия Габсбурги станут главной династической силой в Европе.

15.9.2. Англия и Франция

Дальше к западу основным стержнем событий было столкновение английской и французской монархий, которое породило период полнейшей нестабильности и конфликт, не разрешавшийся до 1450-х — так называемую Столетнюю войну. Отправной точкой кризиса послужило угасание династии Капетингов и восхождение на престол в 1328 году Филиппа VI, первого короля из династии Валуа.

Речь идет об угасании прямой линии наследования после смерти короля Филиппа IV и трех его сыновей. Филипп VI был сыном Карла Валуа, брата Филиппа — и соответственно Капетингом по крови. Родовое имя «Валуа» было дано по основному земельному владению этой младшей ветви и лишь потом закрепилось как имя династии. (Прим. перев.)

Английские короли предъявили права на трон Франции — хотя их претензии основывались на наследовании по женской линии, что никогда не признавалось во Французском королевстве. Однако этого, вкупе с борьбой за Гасконь (остаток империи Плантагенетов), которая формально считалась вассальной французским королям с 1259 года, оказалось достаточно для начала вторжения англичан и ряда мародерских кампаний.

«Франция», если допустить, что она существовала как единое государство, была далека от сплоченности, и корона могла полагаться только на давний королевский домен, собранный усилиями поколений Капетингов. Власть над Югом, даже не считая Гасконь, оставалась ограниченной, а на Севере графы Фландрские фактически были независимы и контролировали богатевшие торговые города, такие как Брюгге. Главным союзником Франции был старый враг Англии — Шотландия, но ее мощь была невелика из-за низкого политического и экономического уровня развития королевства.

Англия была гораздо беднее Франции, но ею правила более сильная, более централизованная монархия, способная довольно эффективно мобилизовать свои ресурсы для коротких кампаний. Она была в состоянии воспользоваться слабостью Франции. Англия пыталась заключить союз с Фландрией, но почти безуспешно — исключая начало 1340-х годов, когда в 1346 году, после победоносной битвы при Креси, англичане смогли взять Кале и удерживать его два следующих столетия. Первый упадок Франции начался в 1356 году после битвы при Пуатье, когда король был захвачен в плен, правительство развалилось, а большая часть страны оказалась во власти бродячих банд крестьян, грабивших деревни и города, как и английские отряды. Но последние не обладали достаточной силой, чтобы нанести Франции окончательное поражение, и с 1364 года, вслед за коронацией Карла V, началось масштабное усиление Франции. Власть над страной была восстановлена, и Карл смог изыскать достаточно средств от поступления налогов, чтобы создать постоянную армию численностью около 6000 человек (примерно одна сотая от численности современной ей армии династии Мин в Китае).

После смерти Карла в 1380 году следующую четверть столетия значительных столкновений не было, пока Генрих V Английский вновь не заявил права на французский престол. Французская королевская семья разделилась на два лагеря в связи с прогрессировавшим безумием Карла VI, и после победы англичан в битве при Азинкуре в 1415 году во Франции начался новый кризис. Кампании англичан в северной Франции привели к возвращению Нормандии и захвату Парижа при негласной поддержке герцога Бургундского.

Скоропостижная смерть Генриха V в 1422 году (в том же году умер Карл VI) и наследование престола его малолетним сыном Генрихом VI привело к последовательному ослаблению Англии. Возрождение Франции началось в 1429 году под руководством харизматичной религиозной фанатички Жанны д’Арк, но только к 1444 году англичане были заперты в своих старых владениях — Нормандии и Гаскони. Изгнание англичан, наконец, завершилось в 1453 году, и впервые французский король в лице Карла VII правил территорией, приблизительно напоминавшей территорию современной Франции. В то же время Англия страдала от гражданской войны («Война Роз»), которая окончилась только с восхождением на престол в 1485 году первого короля из новой династии Тюдоров, Генриха VII.

15.9.3. Италия и папство

Апеннинский полуостров также был раздроблен на мельчайшие государства. Наибольшим политическим объединением, хоть и весьма хрупким, здесь было королевство Неаполитанское, которое с середины XIII века управлялось династией Анжу. Они также правили Провансом, но не Сицилией, хоть и предъявляли права на нее — островом правил королевский дом Арагона.

Далее на север располагалась Папская область, а остальная часть Италии представляла собой мозаику из независимых городов и графств. Все государства были малы, хотя сравнительно богаты по европейским меркам благодаря торговым доходам. Немногочисленность населения означала, что правители тратили большие средства на наёмные армии кондотьеров, которые было тяжело контролировать и которые весьма склонны были обращаться против собственных нанимателей, если не получали платы или не имели достаточной добычи от постоянных войн.

К 1320 году большинство городов уже не управлялись республиканскими правительствами, состоявшими из членов главных купеческих семей. Они пришли к правлению либо единственной семьи, либо тщательно контролируемой олигархии. В Милане господствовала семья Висконти, в Ферраре — Эсте, в Вероне — Скалигеры. Государственный строй Венеции немного отличался — это была олигархия, контролируемая Большим Советом, но с 1297 года новые семьи в правящую группу не допускались. Дож (то есть герцог) на деле являлся выборным монархом. Сиена удержалась в рамках республиканского строя, как и Генуя, но последняя была крайне нестабильна и в конце XIV века потеряла свою независимость под натиском усиливавшегося Милана. Флоренция оставалась республиканской с 1340-х до возвышения семьи Медичи столетием позже.

С начала XIV до середины XV века папство переживало раскол и было чрезвычайно слабо. В 1309 году. Франция захватила контроль над Римским престолом и удерживала его во время так называемого «Авиньонского пленения», продолжавшегося до 1377 года. Хотя папы находились вдали от Рима, этот период ознаменовался расцветом папского двора, приумножавшего богатства и все больше участвовавшего в политических маневрах — что было искусно замаскировано религиозными мотивами. Последовала череда французских пап, так как французское духовенство и мирские власти манипулировали избирательным процессом. Папа Григорий XI незадолго до своей смерти в 1378 году вернулся в Рим, но избрание Урбана VI немедленно привело к «Великой Схизме» — соперник Урбана, Климент VII, в 1379 году обосновался в Авиньоне. Существование двух пап разделило Западную Европу — в основном по мирским причинам — на профранцузскую и антифранцузскую стороны.

Слабость папства и раскол внутри церкви привели к подъему «соборного движения», требовавшего, чтобы церковные соборы (принявшие основные религиозные догматы в четвертом и пятом столетиях) стали высшей церковной властью. Основным итогом собора, прошедшего в Пизе в 1409 году, было избрание третьего папы. Ситуация была наконец разрешена на соборе в Констанце (1414-1418 годы), на котором не только был положен конец расколу, но также был осужден и сожжен Ян Гус, лидер гуситов — религиозных реформаторов в Богемии.

Мартин V (1417—1431) вернулся в Рим, но борьба предшествовавших десятилетий значительно изменила сущность папства. Теперь оно в основном основывалось на мирской власти, обеспечиваемой территориями Папской области в Италии. В течение четырех следующих столетий папство играло главную роль в сложной борьбе за власть на полуострове.

15.9.4. Иберийский полуостров

К середине XIII столетия, когда окончился основной этап отвоевания земель у мусульман, Иберийский полуостров был раздроблен на мельчайшие области. В течение следующих двух с половиной столетий «реконкиста» находилась на спаде и сводилась к немногим разрозненным пограничным конфликтам. Мусульманское королевство Гранада процветало, хотя за его границами насчитывалось больше мусульман, чем внутри — те, кто жил в христианских королевствах, официально являлись отдельной категорией подданных (как и евреи), и подвергались всё усиливавшейся дискриминации.

Начиная с середины XIII столетия сильнейшим из христианских королевств полуострова становится Арагон. Его экспансии на юг препятствовала принадлежавшая Кастилии территория вокруг Валенсии, поэтому арагонские короли сосредоточились на укреплении своей средиземноморской империи и сети торговых путей. Вслед за присоединением Сицилии после «Сицилийской вечерни» 1282 года в состав империи вошли Сардиния и Корсика, а с 1343 года — Балеарские острова.

Сицилийская вечерня — национально-освободительное восстание сицилийцев против власти Анжуйской ветви дома Капетингов 30 марта 1282 года, закончившееся ликвидацией власти Анжуйской династии на Сицилии. (Прим. перев.)

В сложных политических баталиях того периода противниками Арагона были папство, дом Анжу, временами — короли Франции, и постоянно — Генуя, основной конкурент арагонцев в торговле.

Крошечное королевство Наварра пережило неоднократные намерения Кастилии и Арагона разделить его — но с конца XIV столетия, благодаря династическим бракам, более вероятным стало его вхождение в состав королевства Французского. Королевство Португалия было очень слабо из-за постоянных распрей в правящем доме (та же проблема была и у остальных королевств Иберии), а формальный сюзеренитет папы порождал постоянные вмешательства Рима и Авиньона. Крупнейшим королевством полуострова являлась Кастилия в центральной Испании. Она постепенно сближалась с Арагоном, начиная с момента смерти Мартина I в 1410 году, с которым угасла мужская линия старого королевского дома Арагона. Эта политика увенчалась в 1469 году свадьбой Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, наследницы престола. С 1479 года они правили обоими королевствами сообща, но вопрос о создании единого испанского государства не поднимался. Арагон и Кастилия оставались отдельными королевствами со своими законами.