Япония: гражданская война и объединение

ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 18. Империи, государства и огнестрельное оружие
18.6. Япония: гражданская война и объединение

К середине XV столетия сёгунат Асикага, установленный за сто лет до того, находился в глубоком упадке. В 1467 году вспыхнула смута Онин между враждующими группировками; поводом к ней послужил спор о наследовании сёгуната.

Онин — война между домами Сиба Хатакэяма, Хосокава и Ямана, получившая название «смута годов Онин» (1467—1477). Эта война способствовала ещё большему усилению раздробленности и концентрированию земельных владений в руках нескольких сотен крупных даймё. (Прим. ред.)

Спустя шесть лет вожди обеих партий погибли, но война продолжалась вплоть до 1477 года, когда обе стороны полностью истощили свои ресурсы. К этому времени авторитет сёгуната окончательно упал, и Япония осталась без всякого центрального правительства.

Почти все следующее столетие прошло в постоянных военных столкновениях, но они практически не касались сёгуната. Это были междоусобицы местных владетелей (даймё) за власть и влияние. Даймё, или князья, вышли на первый план в конце четырнадцатого столетия по мере того, как ослабевала центральная власть, к началу XVI столетия, после войны Онин, их позиция вполне сформировалась. Князья могли налагать поборы и трудовые повинности на крестьян, которые поставляли основную часть военной силы, поскольку копейщики стали важнее кавалерии знати. Даймё умножали свои поместья и удерживали собранные суммы налогов вместо того, чтобы отправлять их, как полагалось, к императорскому двору в Киото, который соответственно все более нищал. Столицами этих княжеств были «укрепленные города», строившиеся вокруг крепостей. Они были также центрами торговли, где даймё могли устанавливать налоги. Все чаще князья издавали собственные законы и именовали свои земли кокка — «государствами» или «странами». Когда в XVI столетии в Японии появились первые европейцы, им показалось, что здесь все устроено, как в Европе, и они понятия не имели о роли сёгуна или императора.

Беспрерывные распри между князьями привели к угасанию многих старых правящих семейств, таких, как Сиба, Хатакэяма, Хосокава, Ямана и Уэсуги. Их место стали занимать новые семейства, такие, как Хойо и Мори. Распад Японии достиг апогея в середине XVI столетия. Затем последовал период, когда три военных предводителя начали постепенно восстанавливать единство страны, подчиняя князей. Первым из этих лидеров был Ода Нобунага, не слишком влиятельный князь, чьи владения располагались близ современного города Нагоя. Он укрепил свою власть, а затем в 1568 году захватил Киото. Он поставил марионеточного сёгуна Асикага, но в 1573 году устранил его, тем самым официально положив конец сёгунату Асикага. Нобунага сумел укрепить свою позицию в Киото, для чего ему пришлось вести долгие изматывающие войны, строить замки и сокращать военный потенциал больших монастырей. Однако он не сумел добиться влияния ни в западной, ни в восточной Японии, а в 1582 году был убит.

Объединение Японии было достигнуто в первую очередь благодаря внедрению огнестрельного оружия. Хотя оно издавна ввозилось в небольшом количестве из Китая, первое европейское оружие появилось только после прибытия португальцев на остров Танегасима к югу от Кюсю в 1543 году. К 1550-м годам в японских войсках уже применялись мушкеты (изготовленные в Японии), а в 1575 году в сражении при Нагасино участвовало более 3000 мушкетеров, применявших метод залповой стрельбы в рядах, чтобы увеличить скорострельность (метод был принят в Европе примерно два десятилетия спустя). Для того, чтобы противостоять артиллерии, начали строить огромные крепости с бастионами сложной конструкции и поясами защитных фортов (Одавара, твердыня рода Хойо, насчитывала более двадцати фортов), хотя сами замки, в отличие от европейских, представляли собою изящные семиэтажные постройки. К 1580-м годам в боях за объединение Японии участвовали армии численностью более 300 000 человек.

С европейцами прибыло не только огнестрельное оружие, но также миссионеры — первым был Франциск Ксаверий (Франсиско Хавьер) в 1549 году. Многие князья поддерживали торговлю и контакты с португальцами, усматривая в этом способ укрепления своих позиций и благосостояния. В 1562 году Омура принял христианство и в 1571 году сделал Нагасаки главным портом, куда могли прибывать португальцы.

По другим данным, Омура Сумитада из провинции Хидзэн стал первым даймё, принявшим христианство в 1563 году. (Прим. ред.)

К концу XVI столетия в Японии насчитывалось около 300 000 христиан на 12 миллионов населения. Поэтому распад центральной власти в Японии был выгоден португальцам и миссионерам. Как только центральная власть восстановилась, европейцам стало намного труднее проводить свою политику в Японии.

Воссоединение было достигнуто благодаря Хидэёси, солдату-пехотинцу из бедной семьи, который за счет своих способностей стал главным военачальником у Нобунага. Когда тот был убит в 1582 году, Хидэёси быстро одержал победу в борьбе за власть и за три года подчинил своей власти почти всю центральную Японию. Имея более 250 000 войска, он завоевал Кюсю, разбив Хойо во время долгой осады крепости Одавара, которую голод принудил сдаться в 1590 году. К началу 1590-х годов Япония была фактически объединена под рукой Хидэёси, который, подобно своему наставнику Нобунага, не претендовал на титул сёгуна и оставался, во всяком случае теоретически, всего лишь главным министром императора в Киото.

Тоётоми Хидэёси (1536—1598). После гибели Ода в 1582 году Тоётоми сконцентрировал в своих руках фактическую власть, формально занимая лишь пост канцлера. Он также осуществил ряд походов против князей с целью укрепления центральной власти. В 1588 году издал указ об изъятии оружия (мечей, коротких мечей, луков, ружей и пр.) у крестьян. Помимо прочего, в 1589—1595 годах была проведена перепись населения; крестьянам, записанным в реестровых книгах за определёнными земельными участками, было запрещено покидать их. (Прим. перев.)

Тем не менее его власти хватило для проведения землеописания всей Японии, установления валюты и участия в международных отношениях.

В 1587 году христианских миссионеров официально изгнали; хотя многие остались, их деятельность находилась под жестким надзором, и наконец, в 1597 году, декрет об изгнании был применен со всей строгостью. Хидэёси также смог организовать вторжение в Корею в 1592 году с армией численностью более 160 000 человек. Оно окончилось провалом, как и вторая попытка в 1597 году, с ненамного меньшей армией. Других попыток расширить свою власть за пределы родного острова Япония не предпринимала вплоть до конца XIX столетия. Эти кампании также вызвали серьезные проблемы у правителей Китая (династии Мин); первые признаки внутреннего разлада в Китае относятся именно к этому периоду. Хидэёси умер в 1598 году, оставив регента при пятилетнем сыне Хидэёри. Спустя два года регентство кончилось гражданской войной. Победителем в этой войне стал Токугава Иэясу, который начал свою карьеру в качестве местного правителя в провинции Микава в восточной Японии. Он был союзником Нобунага и занимал видное положение при Хидэёси. Добившись контроля над всей Японией в 1603 году, он, в отличие от своих непосредственных предшественников, принял титул сёгуна. С тех пор Япония остается объединенным государством с сильным центральным правительством.

В конце XVI столетия, после воссоединения Японии, произошли важные общественные и экономические перемены. Изначально даймё были местными военными магнатами, с личными отрядами воинов (самураев), которых они использовали для расширения своих доменов. Однако на протяжении XVI столетия им пришлось рационализировать землевладения, поскольку прежняя система поместий разрушилась — увеличилось число крестьян, владеющих землей, и князьям пришлось заняться административной деятельностью — проводить в своих землях переписи, чтобы установить разумное налогообложение. Сельские общины все чаще превращались в самоуправляющиеся поселения (мура) с передачей земли по наследству, и князьям оставалось полагаться лишь на выплачиваемую им за землю аренду. Кроме того, самураи постепенно отошли от земледелия, переселились в укрепленные города и стали получать плату (рисом) за свою службу. Даймё не были уничтожены при восстановлении сёгуната и жесткого центрального правительства, их включили в новую систему. Когда внутренние военные столкновения закончились, военная основа власти в Японии сменилась на политическую. Самураи оставались воинами с высоким социальным статусом, но их функции все больше сводились к церемониалу — войн не было, ни внутренних, ни внешних. Так даймё превратились в политических деятелей, администраторов, исполняющих волю центрального правительства и использующих законные и бюрократические методы для управления собственными доменами. Их сила основывалась теперь на местных органах управления, созданных имперским правительством, которые они возглавляли и обычно могли передавать свои должности по наследству. На протяжении XVI столетия даймё имели возможность эффективно собирать налоги с торговли посредством контроля над укрепленными городами и их рынками. Однако японская система торговли всегда имела общенациональный характер, и потому система была подконтрольной, а купеческое сословие поддерживало отношения с имперскими властями. У Хидэёси было достаточно сил, чтобы ограничить вмешательство князей в торговые дела и сделать общенациональный рынок одной из опор восстановления объединенного государства.

Япония в XV и XVI веках
Карта 54. Япония в XV и XVI веках