Корея, Япония и Юго-Восточная Азия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 15. Восстановление (1350—1500 годы)
15.5. Корея, Япония и Юго-Восточная Азия

15.5.1. Корея

Корея находилась под монгольским контролем до того, как владычество монголов в Китае рухнуло. При возникновении династии Мин она ненадолго стала полунезависимой — пока Китай не восстановил свое господство после переворота, когда корейский полководец Ли Сон-Ге выступил против династии Коре в 1388 году.

Внешняя политика новой корейской династии Ли может быть охарактеризована как «служение великим» — три раза в году собранная дань отправлялись в Китай. Многочисленные институты были заимствованы у династии Мин. С помощью системы экзаменов велась подготовка административного класса «янбан», который управлял страной. Огнестрельное оружие, особенно пушки и ракеты, было перенято у Китая — при этом был создан новый правительственный департамент, Главное управление огнестрельного оружия.

В 1401 году в Корее была введена бумажная валюта по китайскому образцу. В 1400 году все старые аристократические подразделения были включены в центральную армию, которая состояла из призывников и профессиональной элиты. В 1390 году было проведено полное обследование земель государства, аристократические семьи лишены собственности, сторонники Ли Сон-Ге получили земли в окрестностях столицы, остальная часть земель отошла государству.

Однако такая система не могла быть устойчивой. Она изжила себя в течение XV века, земли стали переходить в частное владение, выделялись для поддержки армии, государственных учреждений, буддистских монастырей и храмов. Так как богатство Кореи увеличивалось, должностные лица чаще получали денежные оклады, чем земли.

В начальный период правления династии Ли в Корее произошли также два важнейших события. Первым было самое первое в мире использование разборного металлического шрифта в полиграфии. Вторым — развитие корейской системы письма. В первые века нашей эры Корея, как и позже Япония, пользовалась китайской письменностью — хотя, как и в Японии, здесь она была непригодна для многосложного, агглютинативного корейского языка. В конце VII века из китайских иероглифов развился силлабический алфавит с тридцатью шестью знаками, но вскоре, после добавления новых знаков, система стала чересчур путанной. Через несколько десятилетий после введения разборного печатного шрифта она была реформирована при короле Сечжоне, и в 1446 году был введен новый, широко распространившийся, алфавит. В нем было одиннадцать гласных и семнадцать согласных. Он не заменял китайские знаки полностью (как и японская система), но был гораздо проще и использовался, чтобы уточнить неясности, которые были свойственны старым алфавитам.

15.5.2. Япония

Сотни миль океана, разделяющего Японию и Евразийский материк, обеспечили истории Японии самобытный характер — ее развитие почти полностью обуславливалось внутренними факторами. Она избежала нападения монголов в 1274 и 1281 годах, когда камикадзе, то есть «божественный ветер» (тайфун) раз за разом уничтожал флот вторжения. Однако расходы на подготовку к его отражению и строительство укреплений были большими и вызвали серьезные трудности у правительства сёгуната Камакура.

Внутри страна была разделена, и многие военные роды не были преданы семье Ходзё, которая пришла к власти в 1230-х годах. Класс потомственных воинов расширялся (не было принципа первородства), но количество земли для него пропорционально не увеличивалось — у самураев росли долги, они все более беднели. В целом полномочия сёгунов в Камакуре были ограничены, а центральное управление оставалось слабым.

Решающим событием в начале XIV века стал раскол в императорской семье в Киото и попытки усиления власти различных фракций за счет сёгуната. В 1331 году восстание Го-Дайго, принадлежавшего к императорскому роду привело к гражданской войне — так называемому инциденту Гэнко, последствия которого распространились по всей территории Японии.

Весь этот эпизод изложен автором поверхностно и путано. Сам Го-Дайго (1288—1339) являлся 96-м по счету императором Японии (1318—1339), сыном императора Го-Уда. После того, как его отец целиком посвятил себя религиозной деятельности, он решил, что настало время восстановить единоличное правление, избавившись от многочисленных регентов, экс-императоров и военных феодалов сёгуната. Выбирая себе тронное имя, принц Такахару вспомнил о золотом веке Японии, когда правитель Дайго сам управлял мирной, процветающей страной, и назвался Го-Дайго — «последователь Дайго». В первую очередь он отдалил от себя наследственных аристократов и воспользовался услугами пусть и не столь родовитых, зато более способных и талантливых помощников. В 1319—1322 годах он провел серию товарно-денежных реформ, гибко реагируя на финансовую обстановку в стране с помощью налогов.

В 1324 году в Киото администрацией сёгуна был раскрыт заговор против военных. Были сведения, что в нем через подставных лиц принимал участие и император. Го-Дайго послал личное письмо в Камакуру, отрицая свое участие. Ему поверили, и все кончилось для него благополучно. Но в 1326 году внезапно умер наследный принц Куниёси и, вопреки требованиям Го-Дайго, его место занял представитель другой линии императорского семейства — Кадзухито. Го-Дайго снова прибег к помощи антиправительственного заговора, на этот раз лично возглавив его. Самураи узнали о намерениях императора, и тогда, забрав с собой священные реликвии императорского дома, Го-Дайго бежал из Киото в провинцию Кавати, под защиту преданного ему полководца Кусуноки Масасигэ. Началось военное противостояние, известное как «инцидент Гэнко». Кончилось на этот раз плохо — Го-Дайго попал в плен и был отправлен в ссылку на острова Оки в Японском море. Но, хотя он и отдал священные реликвии новому императору Когону, власть его признать отказался. В стране возникло партизанское движение, которое возглавили принц Мориёси, сын Го-Дайго, бывший настоятель храма, и все тот же Кусуноки Масасигэ. Они нанесли несколько сокрушительных поражений правительственным войскам, и вскоре вся страна оказалась охваченной мятежом.

Надеясь на реванш, Го-Дайго вернулся из ссылки и в 1333 году возглавил восстание. Исход борьбы решил командующий армией сёгуната Асикага Такаудзи, в самый решающий момент борьбы принявший сторону Го-Дайго и захвативший Киото. Весь дом Ходзё, включая многочисленных вассалов семьи, совершил сеппуку. В итоге дружины императора свергли сёгунат, и Го-Дайго вернулся на трон в Киото. Он наградил своих сторонников, особенно Асикагу Такаудзи. Однако вскоре возрастающее влияние Асикаги в правительстве и его необычайная популярность среди самураев вызвали у Го-Дайго опасения, и он присвоил самый высокий воинский титул — сэйи тайсёгун — принцу Мориёси, конфликтовавшему с Такаудзи. Но остановить растущее недовольство самураев император уже не мог. Вновь по всей стране вспыхнули мятежи — на этот раз уже в поддержку Асикаги. Тот ушел с войсками в Камакуру и сам провозгласил себя сёгуном. Более того, в 1336 году он возвел на престол своего протеже, ставшего императором Комё. Го-Дайго был вынужден оставить столицу и укрылся в горах Ёсино под защитой немногочисленных верных ему дружин. Там он основал альтернативный Южный двор, положив начало многолетней гражданской войне. В 1339 году Го-Дайго покинул трон, оставив его своему сыну Го-Мураками, и на следующий день скончался. (Прим. перев.)

В 1333 Асикага Такаудзи, генерал из Камакуры, был направлен для захвата Го-Дайго. Но он выступил против Ходзё, перешел на сторону Го-Дайго и поддержал его. В течение следующих трех лет Го-Дайго пытался восстановить власть имперского правительства, но в конце концов Асикага победил соперников в районе Канто, завоевал Киото, а затем схватил Го-Дайго в 1336 году. Почти сразу же тот бежал и создал слабое имперское правительство в Ёсино. Более пятидесяти лет существовало два конкурирующих имперских правительства в Японии, вокруг которых различные военные группировки боролись за власть и влияние. Этот период закончился в 1392 году, когда род Ёсино отказался от борьбы и вернулся в Киото.

После захвата Киото, начиная с 1338 года, Асикага при поддержке союзной ему линии императорской семьи стремился упрочить свою позицию сёгуна. Он стал родоначальником дома сёгунов, который оставался у власти до 1573 года. Однако система их правления весьма отличалась от изначального сёгуната в Камакуре, созданного за 150 лет до описываемых событий. Хотя у семьи Асикага и не было конкурентов и на их титул сёгунов никто не претендовал, их власть была очень ограничена. В теории они назначали местных и провинциальных губернаторов — но на практике могли только одобрять выбор знати и помещиков. Эти местные князья, позже известные как даймё, были ключевыми фигурами, которые на протяжении последующих двух столетий постепенно накапливали все больше и больше власти, объединяясь то в одни, то в другие союзы. Эти семьи привлекали все больше последователей и воинов, и постепенно создали систему, в которой семейная преданность была на первом месте, и только один сын — выбранный или усыновленный, а не по праву первородства — мог стать наследником (женщины были исключены из этого права).

Японское общество управлялось воинской элитой с ее рыцарским кодексом доблести, верности и чести. Последний пункт был закреплен в практике самоубийств после военных поражений посредством вспарывания живота, известного как сеппуку (принятый на западе термин «харакири» является вульгарным японским словом, означающим «разрезание живота»). Под формальной властью центрального правительства в Киото военные (в лице сёгуната) осуществляли реальную власть почти в каждой области. Поскольку правительство сёгуна теперь находилось в Киото, в Камакуре, где оставалась большая часть поместий семьи Асикага и где была сосредоточена экономическая власть, ввели ключевой пост канрей, или «управляющего». Пост этот занимал член семьи Асикага вплоть до 1439 года, когда, после неудачного восстания, он перешел к семье Уэсуги. Сёгунату удалось сохранить мир до 1467 года, когда растущие противоречия между даймё перешли в гражданскую войну, длившуюся более чем сто лет.

Несмотря на бурность японского политического развития в эту эпоху, с экономической точки зрения она стала периодом растущего благосостояния и процветания. Сельское хозяйство вышло на высокий уровень производства с использованием тех же урожайных сортов риса, что и в Китае, сложных систем орошения и большого количества удобрений. Судя по всему, около двух третей земли было занято под поместья, принадлежащие знати и дзайчи-рюшу — местным землевладельцам, в основном из военной элиты. Однако крестьяне имели значительную степень самостоятельности — они, а не землевладелец, судили преступления, совершенные в деревнях; крупные крестьянские восстания и протесты в 1428 и 1441 годах обеспечили отмену всех долгов.

Крестьяне постепенно переходили от уплаты налогов и сборов в натуральной форме (обычно киотским помещикам) к денежной, все более широко участвуя в торговле, то есть увеличивая богатство общества. С XI века Япония торговала с Кореей и Китаем на собственных морских судах, а в 1404 году, после того как Ёсимицу, третий сёгун из рода Асикага, вступил в официальные отношения с правителями Мин, торговля регулировалась в рамках официального же межгосударственного договора. Япония продавала Китаю медь, серу, древесину и высококачественные мечи (37 000 в год к 1480-м годам). В свою очередь в страну потоком хлынула китайская валюта. Таким образом возникла монетарная экономика; вскоре купцы создали механизмы кредитования, систему денежных переводов и займов под проценты через банкиров или «людей-складчиков».

Для противостояния местным властям купцы создавали объединения дза, аналогичные европейским гильдиям, эти союзы вели переговоры с правителями и получали освобождение от уплаты местных налогов. Они создали автономные торговые подразделения в крупных городах. На торговле с материком выросли западные порты — Хаката (теперь часть Фукуоки) и Сакаи (позже ставший частью Осаки), во внутренних укрепленных городах появились большие рынки.

С XIII века буддизм в Японии быстро рос. Здесь он приобрел уникальные характеристики, далеко ушедшие от предшествующего китайского варианта этого учения. Большинство воинов-самураев были буддистами — но смешения рыцарства и религии не возникало, в отличие от аналогичных групп в Европе — в Японии эти два понятия стояли отдельно. В 1175 году в Японии появились сектанты направления Дзедо с их верой в рай Будды Амиды и возрождение через простое и искреннее повторение имени Будды. Буддистский двор в Киото объявил эту секту не-буддистской — что было справедливо, поскольку они отвергали почти все учение Будды. Тем не менее, секта Дзедо приобрела широкую известность.

С 1222 года появилась новая секта, Нитирэн. Она переняла многие характеристики из школы «Чистой земли» — но акцентировала внимание на сутре Лотоса, и в ней гораздо больше была выражена японская культура. Наиболее влиятельным, особенно в Киото во время сегуна Асикага, стало движение Дзен, которое принесли сюда в XII столетии монахи, побывавшие в Китае. Дзенская школа Риндзай официально была сформирована в 1191 году, а Сото — в 1227 году. Несмотря на их различия, обе школы подчеркивали необходимость твердости характера, дисциплины и отказа от схоластики вместе с упором на роль гуру (учителя) и непосредственный опыт просветления. Последний мог быть получен путем дзадзен (медитации) и использования коан — неразрешимых интеллектуальных задач, направленных на экзистенциальное просветление.

15.5.3. Юго-восточная Азия

В отличие от Японии, Юго-Восточная Азия по-прежнему оставалась в центре океанских торговых путей. Она была ключевым связующим звеном между Индийским океаном и морями, над которыми господствовал Китай. Важным событием в конце XIII века, после окончания монгольских набегов, было восхождение в 1294 году Кетараджасы на престол царства Маджапахита в центральной части Явы. При его правлении был достигнут более высокий уровень внутреннего контроля, с уплатой налогов непосредственно в центр, а не через местных правителей. По сути, впервые в Юго-Восточной Азии была установлена прямая связь между сельскохозяйственными излишками, производимыми в областях, где выращивали рис на затопляемых полях, и где товарность экономики постоянно возрастала, и контролируемыми центральной властью торговыми портами.

Маджапахит также распространил свою власть на Суматру, часть Борнео и Малайский полуостров, создав обширную торговую империю. Большая часть богатства образовывалась за счет довольно низких налогов на международную торговлю, которая проходила через порты царства. Торговля с Китаем была особенно важна, поскольку торговцы издалека охотно покупали местные пряности, и в государство Маджапахит постоянно текло золото. Когда Марко Поло прибыл сюда по пути домой из Китая, он решил, что эта страна — самая богатая на Земле, и гораздо богаче, чем Европа.

В конечном счете правители Маджапахита не смогли сохранить контроль над всей империей. В 1402 году принц Парамешвара, беглец с юго-восточной Суматры, завоевал небольшой город Малакка, который удобно располагался на торговых путях с севера через Малаккский пролив. В XV столетии этому городу суждено было стать доминирующим торговым центром в регионе. Это свидетельствовало о появлении нового пути развития, когда отдельно взятый портовый город мог добиться процветания в качестве независимого государства, поскольку богатство, получаемое от торговли, позволяло обойтись без присоединения внутренних районов до тех пор, пока сохранялся непрерывный транзит товаров и провизии. Наряду с Малаккой возвысились другие государства, такие как Ачех и Джохор, но они слишком полагались на импорт продовольствия (в основном — риса, соли, сушеной рыбы и перца) для поддержания своих жителей.

Чем больше различных товаров проходило через рынки таких городов, тем важнее становилась их роль в международной торговле; поэтому между городами возникала интенсивная коммерческая конкуренция. По всей Юго-Восточной Азии торговля вышла на весьма высокий уровень — такого же уровня она достигла только в XVIII веке, когда в регионе уже господствовали европейцы.

Малакка была типичным образцом подобных торговых городов. Она возникла в результате военного завоевания, но быстро перешла к политическому нейтралитету и ввела низкие налоги для поощрения торговли. Опыт был очень успешен — к 1500 году здесь действовали купцы из более чем шестидесяти различных стран и городов с берегов Индийского океана, из Индии и со всей Юго-Восточной Азии, а также представители азиатской торговой сети, раскинувшейся от Каира до Китая и Окинавы на островах Рюкю. Каждое из землячеств имело отдельный жилой район в пределах города, а также внутреннюю автономию и свободу от контроля со стороны местного правителя — это была цена, которую правитель был готов заплатить за получаемый доход. Самой большой группой в Малакке были купцы из Гуджарата — главного центра индийской торговли.

С конца XIII столетия в Юго-Восточной Азии начало проявляться растущее влияние ислама — хотя нам мало известно о том, как это происходило. До этого большинство представителей знати и правящей верхушки находились под влиянием индуизма или буддизма, поскольку эти религии распространялись вдоль торговых путей из Индии — это было частью процесса, посредством которого отдельные области включались в более широкий мир. Основным фактором распространения ислама, по-видимому, стали торговцы из Аравии, Персидского залива и Индии, которые обосновались в портах и часто женились на девушках из местных семей. Распространяемая ими религия привлекла тех местных правителей, которые находились в оппозиции к существующей индуистской элите. Кроме того, сюда прибывали исламские дервиши из Гуджарата, Бенгалии и Аравии — особенно суфии, которые превратили ислам в популярную религию не только для знати, но и для народа.

Мы можем найти лишь немногие указания на то, как распространялся ислам. В 1282 году у малайского правителя области Самудра на севере Суматры, индуиста, уже были мусульманские советники, а когда в 1345—1346 годах сюда в ходе одного своих многочисленных путешествий прибыл Ибн-Батута, он обнаружил большую группу исламских ученых. Марко Поло также сообщил о существовании уже в 1292 году большой мусульманской общине в Пасаи, недалеко от Самудры.

Правители Малакки приняли ислам в начале XV века, и это сформировало основу для его дальнейшего распространения. В 1474 году малайские правители Паханга, Кедаха и Патани обратились в ислам, после чего он распространился и на прибрежные общины Явы, такие как Тубан, а оттуда — во внутренние районы острова. В 1498 году обращение в ислам прошло на Молуккских островах, за ними последовали прибрежные города острова Борнео, а оттуда ислам распространился на Филиппины.

В итоге вся территория Юго-Восточной Азии была полностью включена в большую мировую торговую сеть, которая соединяла родину ислама с Индией и Китаем. Ибн-Маджид, написавший лоцию для мореплавателей в конце XV века, еще до того, как европейцы достигли этого района, изложил подробности плавания и описал муссоны, господствующие по пути из Персидского залива и Красного моря до Китая. Он также включил в книгу детальную информацию обо всем побережье Восточной Африки, дал рекомендации, как огибать мысе Доброй Надежды, изложил маршрут до западного побережья Африки и далее в Средиземное море из Атлантического океана.