Периферия Евразии: Япония и Юго-Восточная Азия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.7. Периферия Евразии: Япония и Юго-Восточная Азия

11.7.1. Япония

В VI веке в Японии появилось первое настоящее государство. Однако, как и большинство периферийных государств, оно находилось под влиянием Китая и его культуры. Именно эта страна послужила образцом, с которого японская знать копировала свои политические институты. Еще до объединения Китая под властью Суй его влияние на Японию было сильно заметно, хотя многое, в особенности буддизм, приходило через Корею — первые буддийские изображения и сутры были заимствованы из корейского государства Пекче в 538 году. Буддизм стал официальной религией Японии в 587, сразу после обращения императора и главы одного из самых важных кланов, Соги, который правил при дворе до середины VII века.

Выделяют две большие волны китайского влияния на Японию — в начале и в середине VII века. В это время в Китай отбыло 16 официальных посольств, буддисты-пилигримы свободно перемещались между странами. Все буддийские школы, которые существовали в Японии, — это заимствования китайских школ эпохи Тан. Китайцы также придумали оскорбительную кличку японцев — «Ва» (то есть «гном»), а страну стали называть «Ниппон» —«Источник солнца», или в китайском произношении Жи-бэнь (Япония). Процесс заимствования японцами китайских идей начался с календаря в 604 году. Затем страну разделили по китайской системе на 66 провинций и 592 района, а на нижнем уровне — на объединения из трех деревень, в каждой из которых жили по пять семей, они сообща платили налоги и вели хозяйство.

Провинции делились на округа, отражающие пути, по которым передвигались инспекторы, проверяющие местную власть. Названия японских островов произошли от этих первых административных районов: Кюсю — это «Девять провинций», а Сикоку — «Четыре страны». Император стал называться Тэнно — «Небесный Император», что было очень по-китайски; новые дворцовые церемонии тоже были калькой с китайских. В Японии был Великий Государственный совет, куда входило восемь министерств — шесть таких же, как в Китае, и еще два для придворных нужд. Однако чиновников здесь не экзаменовали — все должности получали аристократы, и вскоре они стали передаваться по наследству.

Правительство постепенно наращивало свое влияние, заменявшее старую систему юдзи (кланов). Были введены налоги на сельскохозяйственную продукцию и ткани, трудовая повинность (которую можно было отдавать продуктами) и военная обязанность. В 701 году был опубликован кодекс Тай-хо — первый в Японии, созданный по образцу китайского законодательства. В 646 императорским эдиктом были отменены все существующие землевладения и провозглашена схема равного владения землей, аналогичная существовавшей при династии Тан.

Сейчас представляется непонятным, как власти собирались управлять такой сложной системой. Японское правительство могло сколько угодно копировать китайское, но у него не было ни такой эффективной экономической и социальной структуры, как в Китае, ни своей валюты, а вдобавок существовал только один крупный город. Это был Нара в провинции Ямато, он стал столицей Японии в 710 году, а до того все правители жили в своих владениях.

План города Нара напоминал Чанъань за исключением отсутствующих городских стен — у страны не было внешних врагов. Большинство из западных строений так и не было построено, но столица была окружена множеством буддийских монастырей. Нара был столицей до 794 года, пока не построили новый город, Хэйан. Он также был построен по образцу Чанъаня, и тоже без городских стен. Через некоторое время его переименовали в Киото, он являлся столицей до 1185 года и навсегда сохранил ключевое значение для Японии. В современном городе оригинальные номера улиц сохранились с VIII века. Киото быстро стал крупным городом с населением около 200 000 человек (больше любого в Европе — в Париже в это время жили около 25 000 человек).

Изолированная от мира, Япония не страдала от внешних врагов, так что это было время полного мира — после восстания в 764 году в течение следующих пяти веков не было ни одного бунта. Население непрерывно росло, но в стране все равно оставалось достаточно земли, пригодной для обработки, так что крестьяне не оставались без работы. В VIII веке к Японии присоединили юг Кюсю, а на севере Хонсю ослабла власть айнов — потомков племени охотников-собирателей «дзомон», и японцы стали переселяться на эти земли.

Однако, хотя власть кланов (юдзи) была подорвана, авторитет правительства тоже постепенно снижался. Оно оказалось неспособно контролировать местных землевладельцев, а китайская система равного разделения земли очень скоро опять превратилась в наследственную. Сбор налогов контролировала местная знать, так что она могла увеличивать их по своему разумению. Крестьянам приходилось идти в подчинение к аристократам, так как подневольные крестьяне освобождались от налогов.

Вместе с падением налоговых сборов падала и власть центрального правительства. К X веку большинство крестьян и сельских угодий принадлежали крупным землевладельцам, а налоги, шедшие в казну, были минимальны. Власть императора, и так не очень сильная, еще ослабла в течение IX века. Женщины лишились права управлять страной — между 592 и 770 годах почти половина императоров были женщинами, а после этого — только две. Императоры подчинялись роду Фудзивара, который владел большими участками земли и контролировал почти все министерства с 857 до 1160 года. Фудзивара сохраняли ведущую роль при дворе вплоть до XIX века, и правители почти всегда выбирались из одной из пяти ветвей этого рода.

Приблизительно в течение четырех веков после основания японского государства китайская письменность была адаптирована для японского языка. Это привело к появлению, по-видимому, самой неудобной и неэффективной системе письменности в мире. Сначала японские аристократы говорили на китайском, и важнейшие буддистские тексты читали и писали на этом языке. Постепенно, по мере уменьшения интенсивности контактов с Китаем, к VIII веку японцам понадобилось собственная азбука. Китайская письменность совершенно не подходила для японского языка, который, в отличие от китайского, является полисиллабическим и имеет много падежей — китайская письменность не приспособлена ни для передачи склоняющихся окончаний глаголов и прилагательных, ни для отражения связей между словами. Проблема была в том, что японцы были почти полностью изолированы, испытывали на себе сильное китайское влияние и по сути у них не было выбора, кроме как приспосабливать для своих нужд китайскую письменность, хотя слоговое или алфавитное письмо было бы намного более предпочтительным (например, для Японии X века понадобилось бы всего 14 букв).

К X веку в Японии появились три различные системы письменности. Китайские иероглифы использовались для множественных слов-заимствований и текстов на китайском (или, скорее, на японской версии китайского, поскольку сами китайцы с трудом его понимали). Вторым алфавитом была кана — слоговая письменность, предназначенная для стихов и прозаических произведений. Третий был комбинацией китайских иероглифов (для существительных, корней глаголов и прилагательных) и каны (в основном, для флексий и грамматических форм). Однако даже с такой сложной системой произношение и даже значение написанного часто было неясным и определялось только с помощью контекста. Именно от третьей системы произошла современная японская азбука.

11.7.2. Юго-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия была не так изолирована, как Япония. Наоборот, через нее проходили все евроазиатские торговые пути, соединявшие Индийский океан с Китаем. Соответственно, этот регион был открыт для влияния как Индии, так и Китая. Прибыль, получаемая от торговли, и престижные контакты с двумя самыми развитыми культурами и религиями в этой части мира позволили аристократам этого района усилить свою власть и создать несколько небольших государств. Мы уже рассматривали, как действовал этот процесс в случае с перешейком Кра и Южным Вьетнамом. В V веке торговые пути переместились отсюда к Малаккскому проливу и привели к подъему государств Суматры и Явы.

Эти государства образовывались вокруг портов, где находились важнейшие перевалочные пункты для купцов из Индии и Китая. Некоторые из них, в основном арабы, ехали за товаром прямо в Китай — однако и им были необходимы места, где можно было отдохнуть и дождаться попутного ветра. Возникшие тут государства оставались очень слабыми, их правители контролировали лишь окрестности своего города-порта. Они использовали доходы от налогов на торговлю для подкупа вождей племен, населявших остальные земли, — а те в ответ предоставляли им продукты и формально подчинялись им.

Первым и наиболее важным государством в этом районе было Шривиджая со столицей в городе Палембанг на юго-западном побережье Суматры. Оно контролировало торговые пути с конца VIII и до начала XI века. Правительство сумело удерживать в разумных рамках пиратство в своем регионе, что способствовало развитию торговли в тринадцати принадлежащих стране портах. Главной задачей королевской администрации была инспекция рынков, проверка веса монет и подлинности валют. Вначале правители Шривиджайи были индуистами и поклонялись Шиве и Вишну, привлеченные их призывами к социальной упорядоченности. Однако к концу VII века на территории Юго-Восточной Азии распространился буддизм ответвления Махаяны. Один китайский путешественник, в 670-х годах посетивший Шривиджайю по пути из Индии, насчитал здесь более 1000 буддийских монахов.

Большая часть западной Явы испытывала влияние Шривиджайи, но далее на восток, в районе Матарам, правители из династии Салиендра создали свои небольшие государства и стали называть себя звучным титулом «магараджа», чтобы увеличить свой престиж. В этом регионе были построены крупные храмовые комплексы, такие как Боробудур, ставшие центрами объединения местного населения. Эти государства сохранялись до поражения Шривиджайи от морских набегов со стороны южно-индийского королевства Чолас в 1025 году. Юго-восточная Суматра так никогда и не оправилась от этого поражения, и власть над морскими сообщениями между Востоком и Западом перешла к государствам центральной и восточной Явы.