Распространение ислама: Восточная Африка

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.11. Распространение ислама: Восточная Африка

В отличие от Западной Африки, где было несколько климатических поясов, тянувшихся с востока на запад, разделяя кочевников и земледельцев, климат и ландшафт Восточной Африки состояли из смешанных климатических зон. Освоение территорий и расселение жителей было, как и на западе, основной движущей силой развития истории. К 400 году н.э. земледельцы, говорившие на языке банту, уже использовали железные орудия труда и распространились на значительные территории Восточной и Южной Африки. Но местность здесь была неоднородной, поэтому и плотность населения являлась очень неоднородной и крайне невысокой.

Восточная Африка очень сильно отличалась от западной, так прибрежная часть Индийского океана всегда участвовала в торговле с другими странами Евразии — торговцы из Красного моря и стран Персидского залива часто проплывали на юг мимо африканского континента. Около 400 года н.э. иранская керамика продавалась на территории Танзании на расстоянии 80 км от берега, а на юге — в районе Шибуэна в Мозамбике. Первые известные следы исламской культуры — это маленькая деревянная мечеть (в ней помещалось менее десяти человек), построенная в VIII веке в Ламу на побережье нынешней Кении. Столетие спустя в торговлю вдоль побережья включились и китайские торговцы.

Основной период распространения ислама на территории Африки начался в IX веке, когда торговцы из Персидского залива основали здесь свои поселения, привезя с собой кирпичи и керамическую посуду. В Гезире (на юге от Могадишо), Унгуджа-Уку на Занзибаре и в Шибуэне выросли торговые порты. Они торговали слоновой костью с Индией и Китаем, экспортировали мачты из мангрового дерева и золото; за год в страны Персидского залива отсюда отправлялось около тысячи рабов. Многие из них работали на сахарных плантациях на юге Месопотамии, но некоторые становились солдатами, а один из них в XV веке даже захватил бенгальский престол.

Примерно с 1000 года торговля с мусульманами стала приобретать более широкие масштабы. В восьми торговых портах появились новые каменные мечети, импорт китайских товаров в Африку во время ранней Сун вырос в десять раз, а около 1070 года в Кильве на юге Танзании к власти пришла мусульманская династия. Она правила в течение двух столетий, пока не была свергнута династией Махдали, предположительно пришедшей из Йемена. Кильва превратилась в крупный порт с населением около 20 тысяч человек, который торговал с самой Африкой и по Индийскому океану — с Индией, в особенности с Гуджаратом. Развивался и местный язык, суахили, хотя в то время в нем еще практически не было арабских слов.

В отличие от торговцев из Северной Африки, которые активно путешествовали через Сахару, исламские торговцы из Восточной Африки редко проникали вглубь материка — им хватало торговли с местными купцами, которые поставляли товары в порты. Внутренняя торговля была развита слабо; развивалась только золотодобыча, первые города появлялись на возвышенности между Лимпопо и Замбези в Зимбабве. Первое поселение возникло вокруг Мапунгубве около 1000 года — это был небольшой торговый пункт, в котором местный вождь и знать жили на вершине холма, над деревнями, населенными податными крестьянами. Два века спустя город пришел в упадок, и на смену ему пришло Большое Зимбабве, возникшее в богатой пастбищами сельской местности к северу от Лимпопо. Это было самое значительное поселение времен африканского железного века. На вершине холма здесь располагался дворец, к нему прилегала обширная территория, огороженная деревянными стенами, а в конце XIII века появились массивные гранитные стены. Этот дворец был резиденцией местной правящей династии, которая контролировала торговлю золотом с Кильвой на побережье. Отсюда уходило больше тонны золота в год; оно доставлялось на кораблях в страны Персидского залива и Индию. Большое Зимбабве пришло в упадок в XV веке из-за оскудения пастбищ и исчерпания золотого запаса.

13.11.1. Христианская Эфиопия

Внутри материка и в гористых областях Верхнего Нила христианство выдержало натиск ислама. В 333 году, во время правления короля Эзаны, христианство приняло королевство Аксум, которое экспортировало слоновую кость, переправлявшуюся по торговым путям Красного моря. Христианство пришло сюда из Александрии, поэтому оно присутствовало здесь в форме монофизитства, а во главе церкви до XII века стояли монахи Египетской коптской православной церкви. Государственная религия распространялась среди народа очень медленно, по мере того как Священное Писание переводилось на геэзский язык (семитский язык, на котором говорили в Аксуме) с использованием письма, заимствованного у южных арабов.

Королевство Аксум сильно пострадало из-за римско-сасанидских войн, а затем из-за распространения ислама. К началу VII века начался процесс, который продолжался до XII века — медленное перемещение королевства на юг. Объединившиеся аксумская и местная кушитская культуры заложили основу для формирования нового Эфиопского королевства, центр которого был не в Аксуме и не в Тыграе, а в Уолло. Перемещение на юг означало не только захват новых лучших земель, но также открывало торговые пути Красного моря, особенно в Зейле. Эфиопское королевство поставляло рабов, золото и слоновую кость исламским торговцам на побережье — а они, в свою очередь, экспортировали их в страны Персидского залива и Индию. Ислам распространялся вдоль этих торговых путей, как и в Западной и Восточной Африке — сначала к народам Сомали, затем далее вглубь материка, где к концу XII века появились маленькие мусульманские королевства в Ифе и Восточной Шоа.

Однако Эфиопия не подвергалась практически никаким внешним воздействиям, поэтому в ней развилась своя собственная уникальная форма христианства. В 1137 году один из местных князей захватил власть и установил новую династию Загуйе, которая правила до 1270 года. Во время правления этой династии были построены огромные резные каменные церкви Лалибелы. Они были расположены по модели палестинских городов — вдоль реки (Иордана) и вокруг холма (Голгофы).

В эфиопской церкви развились сильные монашеские течения, центральными в которых были библейские и иудаистские обряды. У эфиопов были такие же ограничения в пище, как и у иудеев, священный ковчег, и они так же считали себя избранной нацией, а своими святыми — святого Георгия и архангелов, которые бились против ислама. Белое духовенство составляли главным образом женатые крестьяне, которые передавали свой сан по наследству. Монахи же были похожи на обыкновенных христианских монахов.

По мере того как Эфиопия расширялась на юг, местные группировки в Шоа свергли монархию и основали свою собственную династию. Их первым королем был Йикуно-Амлак. Он провозгласил себя прямым потомком Соломона, а его внук Амдэ-Цыйон (1314—1344) завоевал весь Йифат, находившийся под властью мусульман, и северные территории, на которых раньше располагался Аксум. Во время его правления остатки еврейских традиций преобразовались в отдельное общество фалаша.

Эфиопия была первым государством Африки, в котором широко использовалась письменность, поэтому, благодаря найденным записям, возможно восстановить ее историю. В целом она, как и исламские государства, была крестьянской страной. Несмотря на постепенное расширение территории, государственные институты здесь были развиты очень слабо — король был всего лишь первым в группке местных правителей. В государстве не было столицы до середины XV века, но и после появления она просуществовала лишь двадцать лет, а потом была оставлена жителями. Монархии к тому времени уже почти не существовало.