Исламский мир — центр евразийской торговли

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 12. Мир поздней Евразии
12.2. Исламский мир — центр евразийской торговли

Распространение ислама изменило не только политическую, но и экономическую структуру Евразии. Хотя Китай и страны Средиземноморья и объединялись между собой Великим Шелковым путем и морскими путями еще со последних веков до нашей эры, эти связи не были прямыми. Сначала Парфянская империя, а позже империя Сасанидов успешно пресекла торговое сообщение между Левантом и странами Средиземноморья и Китаем, не давая купцам двигаться по торговым путям Центральной Азии. Морские торговые пути через Индийский океан также находились в руках череды иранских купцов.

Ислам коренным образом изменил ситуацию, создав экономическую зону и сферу влияния невиданных ранее размеров. Хотя она и была сконцентрирована вокруг своего центрального и наиболее богатого региона — Леванта и Месопотамии, но образовала открытую торговую систему, которая объединила почти все части Евразии. На востоке эта сеть протянулась через Индийский океан (включая восточное побережье Африки) к Юго-Восточной Азии и, соответственно, Китаю, которого можно было достичь и по центральноазиатским торговым путям. На юге она распространилась вдоль Нила до Судана, а благодаря караванам, пересекавшим Сахару, — до Западной и Центральной Африки. На западе в нее входили не только страны Северо-Западной Европы, но и торговые пути вдоль берегов Атлантики. На севере она смыкалась с торговыми путями вдоль великих русских рек.

Основой этой торговой системы были зажиточные города в центре исламского мира — Дамаск, Каир и все увеличивающий свое влияние Багдад, который через несколько десятилетий со своего основания Аббасидами стал крупнейшим городом в мире, не считая китайских городов. Первоначально он был круглым, в центре находились дворец и мечеть, а их окружали концентрические круги внутренних стен с домами между ними. Богатство города, появившееся во многом благодаря пребыванию в нем халифского двора, вызвало резкий рост населения, и город окружили пригороды. На пике своего расцвета Багдад занимал территорию, в пять раз превышавшую территорию Константинополя, а его население было составляло около 900 тысяч человек. Типичный городок в Англии того времени, такой как Лестер, в то время имел около 1300 человек населения.

Центральная роль исламского мира отражалась в преобладании мусульманской валюты в евразийской торговле. Старые византийские и сасанидские монеты находились в обращении до конца VII столетия. Затем, благодаря доступу к золоту, которое добывалось на западе Африки и транспортировалось через Сахару, халифат пустил в обращение свою собственную валюту. Золотая монета получила название динар, а серебряная — дирхем. Последняя получила большее распространение на востоке, но динар был главной денежной единицей при торговле. Византийцы также пустили в обращение свою золотую монету — номизму, но ее употребление было ограниченным.

Исламский мир пускал в торговое обращение товары, которые приходили с его периферии — из России, Северо-Западной Европы и Африки. Каждый товар был типичным для своей местности. Одним из наиболее ценных видов товаров были рабы, которые использовались на сахарных плантациях в Южной Месопотамии, в шахтах и для выполнения работ по дому. Они прибывали из трех основных регионов. Рабы из Центральной и Восточной Европы перевозились через Верден (главный центр кастрации), Арль и Венецию либо через Черное море. Рабы из Центральной Азии провозились через Самарканд (другой центр кастрации) и Бухару. Рабы из любой части Африки — через Сахару на север Африки и в Египет, из Эфиопии и Судана — в Египет и с восточного африканского побережья — в Аден, на Сокотру и затем — в страны Персидского залива.

Также важную роль в торговле с европейской периферией играли янтарь, меха и особенно древесина, которой было очень мало в исламской части мира, а она требовалась для кораблестроения, производства сахара и древесного угля. Однако основными торговыми партнерами исламских стран были другие развитые части Евразии — Индия и Китай.

Сначала торговцы, прибывавшие по торговым путям, продавали и покупали в основном предметы роскоши, но постепенно эти пути стали связующим звеном между странами, по ним осуществлялись перевозки грузов в те места, где они были наиболее нужны. Торговля одним из предметов роскоши — шелком-сырцом из Китая — затухала. В конце VI или начале VII века один несторианский монах контрабандой вывез из Китая немного шелковичных червей. Он также узнал, как нужно разводить червей и прясть шелковые нити. Исламские шелководы превратили Дамаск и Алеппо в район производства шелка-сырца, и сделали его главным поставщиком шелка для всего мусульманского мира, включая Византию. Однако, несмотря на то, что шелк-сырец производился теперь в Юго-Западной Азии, высококачественный китайский шелк, лучший в Евразии, оставался одним из важных предметов торговли.

Торговля в исламском мире была развита очень хорошо — приблизительно 8000 купцов каждый год путешествовали вдоль северного побережья Африки на кораблях или караванами. Главенствующее положение в купеческом деле занимали несколько групп торговцев. Одними из наиболее влиятельных были еврейские группы, особенно «раданиты» — происхождение этого слова неясно. Возможно, они существовали еще до начала широкого распространения ислама, но теперь здесь у них оказалось гораздо больше свободы, чем в христианских королевствах с их антисемитской политикой. Еврейские купцы вытеснили многих сирийских купцов (главным образом христиан-несторианцев, яковитов и армян, контролировавших основную долю торговли между исламским миром и Византией). Только они вели торговлю на большие расстояния и сохраняли свою монополию до XI века. Основная их часть проживала в Египте, особенно в Каире, который контролировал значительную часть торговли с Индией через Красное море (после распространения ислама этот торговый путь был, вероятно, еще более важен, чем торговые пути через Персидский залив) и с Южной Европой, особенно с Италией. Медь, свинец и ткани шли в Индию, а оттуда приходили специи, краски для тканей и продукты питания.

В XIX веке в каирской генизе (хранилище в синагоге) были обнаружены документы, принадлежавшие купцам XI—XII веков — они были оставлены там для хранения. Они содержат подробное описание того, как в исламском мире осуществлялась торговля. Большая часть торговли осуществлялась мелкими купцами, объединявшимися для осуществления отдельных сделок. Для проведения деловых операций обычно выдавались кредиты сроком на два месяца. Деньги, использовавшиеся для этих операций, выдавались обычно не отдельными монетами, а в запечатанных ящиках, содержимое которых подтверждалось правительством, купцом или банкирским домом. В Каире было множество менял, они могли обменять любую иностранную валюту. Однако стоит заметить, что многие сделки не предусматривали использования наличных денег. Банки выдавали разрешительные бумаги, предоставляли кредиты, «платежные поручения» (чеки) и векселя — развивая таким образом техники учета, чтобы следить за обращением капитала. Исламский запрет на ростовщичество можно было легко обойти, и мусульманские банкиры предоставляли полный спектр услуг для торговцев.

Одной из других значительных торговых групп были хариджиты из Северной Африки — представители народа, который обрел независимость от халифата Аббасидов в конце 750-х годов. Они основали большой торговый город Сиджилмасу, который стал центром пересечения караванных торговых путей через Сахару в Сахель и Судан, откуда в исламский мир прибывали золото и рабы.

Распространение ислама в центре Евразии: торговые пути 600—1500 годов
Карта 36. Распространение ислама в центре Евразии: торговые пути 600—1500 годов

12.2.1. Регион Индийского океана

Регион Индийского океана был намного более пестрым по национальному составу. Мусульманские купцы являлись лишь одним из элементов в его сложной торговой системе. Никакая торговая группировка не обладала здесь значительными преимуществами перед другими, и никто не пытался занять лидирующее положение в торговле или взять под свой контроль торговые пути. Многие караваны судов, путешествовавшие через океаны, объединяли купцов из самых различных мест — они путешествовали вместе из-за опасностей, которые подстерегали торговцев в дальних плаваниях.

Однако исламские купцы путешествовали дальше, чем большинство их предшественников, несмотря даже на то, что для путешествия в Китай и обратно требовалось как минимум 18 месяцев в связи с сезонными изменениями в направлении ветра. Корабли собирались в устье Персидского залива и Красном море в сентябре, они пересекали Индийский океан, направляясь против северо-восточного муссона и останавливаясь в южных портах Индии. Затем в декабре они пересекали Бенгальский залив по направлению юго-западного муссона, а потом с южным муссоном шли в Южно-Китайском море, добираясь до Кантона в апреле или мае.

Первое исламское посольство приплыло в Китай в 660 году, а через несколько десятилетий в большинстве портов на юге Китая уже существовали крупные общины мусульманских торговцев. Эта торговая связь не была односторонней — китайские купцы не только преобладали в торговле с Явой и Суматрой, но также часто путешествовали на запад через Индийский океан. Уже в V веке китайские корабли можно было часто видеть в Персидском заливе и в Адене, а к VIII веку они уже вели широкую торговлю вдоль восточноафриканского побережья. Китайские пленники, которых захватили исламские войска во время битвы при Таласе в 751 году, были привезены в Месопотамию, откуда они смогли вернуться в Китай на китайской джонке, которая отплыла из Персидского залива в 762 году. Знаменитый мусульманский географ аль-Мукаддаси в своем сочинении конца X века говорил, что весь арабский мир развивается благодаря Китайскому морю.

Города средних размеров, расположенные вдоль торговых путей, ведущих с востока на запад, продолжали играть первостепенное значение для поддержания торговли. Здесь имелись порты, в которых можно было остановиться, здесь можно было пополнить запасы и найти рынки сбыта для обмена товаров. Некоторые из самых важных городов были расположены вдоль индийского побережья, на Шри-Ланке, на Мальдивах и в Юго-Восточной Азии (на Суматре, Яве и в Южном Вьетнаме). Наиболее важными среди них были индийские города. Основные индийские государства имели развитое сельское хозяйство и обычно позволяли торговым городам, находящимся на побережье, сохранять независимость и процветать — до тех пор, пока они приносили государству доход.

В целом Индия оставалась процветающим регионом благодаря своей сельскохозяйственной базе и промышленности, которая была способна удовлетворить все внутренние потребности. Таким образом, Индия имела возможность экспортировать свои товары туда, где в них была нужда — главным образом, хлопчатобумажные и шелковые ткани, а также краски для тканей и изделия из металла. Импорт значительно уступал экспорту, и давно стабильная утечка золота и серебра на восток, существовавшая еще во временя Римской империи, продолжалась. Гуджарат уже давно поддерживал связь со странами Персидского залива, так как у здешних купцов была возможность отправиться туда практически в любое время года, не дожидаясь сезона муссонов. Главным портом был Хамбхат, в котором имелась значительная диаспора арабских торговцев из стран Персидского залива, но который и сам вел торговлю со многими странами, особенно вдоль восточного побережья Африки. Приблизительно к XII веку торговля в этом регионе переориентировалась с предметов роскоши на продукты первой необходимости — такие, как ткани (особенно хлопчатобумажные), оружие, частично обработанное сырье, а также шелк, лошадей, зерно, сахар, соль и сушеные продукты.

Южнее по Малабарскому берегу находился Каликут, который после упадка Коллама стал самым значительным портом в этом регионе. Он был главным пунктом остановки для торговцев с Красного моря и главным промежуточным портом для китайских джонок, когда они плыли в Индийский океан. Местные купцы торговали с Явой и Суматрой, и к концу XV века в Каликуте жило уже более 15 000 мусульманских купцов.

Государство Чола на юго-востоке Индии также играло большое значение для торговли между востоком и западом и оказывало сильную поддержку местным тамильским торговцам и их различным объединениям. В отдельные периоды Чоле принадлежал контроль на Шри-Ланкой и Мальдивами, и она совершала набеги на восточные регионы вплоть до Суматры, где чольские войска подорвали торговое превосходство Шривиджаи. Ключом к успеху в торговле были высококачественные ткани, которые производились в регионе Индийского океана и были основным источником благосостояния для купцов из Канчипурама.

Мир Индийского океана. 600—1500 годы н.э.
Карта 37. Мир Индийского океана. 600—1500 годы н.э.

12.2.2. Торговля в Европе

Европа находилась в крайней западной части евразийского торгового мира, и это положение много веков отражалось на сложившейся здесь схеме торговли, уровне ее развития и уровне развития финансовых механизмов (или, точнее, их отсутствии). В целом Европа продолжала поставлять в основном сырье — вино, шерсть, древесину, рыбу и меха, — и лишь постепенно начала торговать готовыми товарами. Но даже после того, как у нее появилась такая возможность, она все равно могла удовлетворить лишь малую часть спроса на такие товары, существовавшего в исламских странах, а в связи с крайней несбалансированностью в торговых отношениях постоянно испытывала проблемы при оплате товаров, поступавших оттуда.

Европа была вовлечена в евразийскую торговую сеть в XI веке через свои южные страны, благодаря таким городам, как Амальфи и Бари. Самой важной особенностью развития европейской торговли того времени было ее медленное расширение на север — за границы Фландрии (производство одежды на протяжении многих веков основывалось на шерсти, которую поставляла Англия), в Скандинавию, Балтийские страны и Россию. Торговля между севером и югом Европы была настолько незначительной, что ее с легкостью поглотила и включила в свою сеть медленно осуществлявшаяся торговля дорогостоящими товарами с другими регионами Евразии, которая проходила на ярмарках Шампани в таких городах, как Труа и Провен.

Однако даже эти торговые связи не выходили за рамки местных ярмарок до тех пор, пока в конце XII века итальянские купцы не начали торговать с исламским миром. Торговые рейсы между Европой и Средиземноморскими странами не могли совершаться до конца XIII века, так как путешествие через Атлантический океан было слишком опасным для европейских кораблей — в отличие от кораблей мусульман, индийцев и китайцев, которые регулярно совершали продолжительные путешествия по океанам.

С XI по XIV век главными европейскими торговыми центрами являлись города на севере Италии. Одним из самых важных среди них была Венеция, которая использовала свои связи с Византией для того, чтобы установить контроль над Адриатическим морем, до того как в 1204 году профинансировала коалицию западноевропейских «крестоносцев», отправленных в поход для захвата Константинополя. Основными соперниками Венеции были Пиза, а затем Генуя, которая к середине XIII века занимала лидирующее положение на Черном море.

Эти города торговали главным образом с промышленными итальянскими городами Ломбардии, в особенности Миланом. По мере того, как германские поселения распространялись на восток, в северной Европе складывалась торговая сеть, которая действовала через Балтийское море и в летний сезон связывала такие города, как Любек, Росток, Штеттин и Рига. Торговля велась в основном товарами, которые давали леса на восточном побережье: мехами и древесиной. Она находилась в руках Ганзейского союза, в котором главенствовало несколько крупных городов (большинство городов, состоявших в нем, имели менее тысячи человек населения). Только в XV веке у немецких городов стали появляться серьезные конкуренты в лице Фландрии и Голландии, так как тогда основным товаром стало зерно (главным образом рожь), которое поставлялось во фландрские и голландские города.

К XV веку торговля в Европе очень сильно расширилась по сравнению с тем, какой она была пять столетий назад, — однако по евразийским меркам товарооборот здесь все еще был очень маленьким. Даже в 1400 году в Венеции было всего лишь двадцать купеческих галер, примерно пять из которых совершали путешествие в Левант летом, столько же отплывало из Генуи и немного меньше — из Барселоны, каталонского торгового города. Общее количество груза, которое они привозили из путешествий, составляло около 4000 тонн — примерно столько же, сколько переводит одно небольшое современное грузовое судно.

Уровень проведения коммерческих операций также был невысоким. Ярмарки в Шампани проводились так, что почти все сделки осуществлялись по бартеру. Это было необходимым условием, поскольку в Европе не хватало золота и серебра, чтобы использовать их в качестве валюты. Большинство золотых монет было либо исламскими динарами, либо византийскими номизмами. Даже несмотря на рост торговли, в Европе не чеканили собственных золотых монет до 1252 года, когда в Генуе появился дженовин, вслед за которым во Флоренции практически сразу появился флорин, а в Венеции — дукат.

Общее число выпускаемых монет было очень невелико, а серебряные монеты редко использовались за пределами той области, в которой их чеканили. Основной проблемой была очень небольшая добыча золота и серебра в Европе до конца XV века, когда были открыты залежи драгоценных металлов в Центральной Европе, — но большая часть добычи уходила в исламский мир в уплату за товары, которые он поставлял. В середине XIV века монетные дворы во Франции прекратили свою работу, так как не было серебра, из которого можно было бы чеканить монеты. Таким образом, снижение ценности монет было необходимым и неизбежным. С 1250 по 1500 год содержание серебра в 240 пенни упало с 80 до 22 граммов во Франции и с 70 до 9 в Милане.

Благодаря связям с исламским миром итальянские купцы постепенно перенимали у мусульманских купцов умение проводить более сложные коммерческие операции. Векселя стали впервые использоваться в Италии около 1300 года, и за 50 лет стали обычной практикой для торговли на большие расстояния. Ганзейские города на севере все еще торговали по бартеру, а использование кредитов было крайне редким. Двойная бухгалтерия редко применялась за пределами Италии, а на севере не использовалась вообще до XVI века. Ссуды выдавались вопреки возражениям церкви (как и в исламских странах), вдобавок риск невыплаты долга был очень велик. Когда английский король Эдуард III попросту отказался платить свои долги в 1341 году, флорентийские семьи Перуцци и Барди разорились за пять лет.

12.2.3. Торговые регионы

К XV веку Европа все еще занимала промежуточное положение среди частей Евразии. Однако у нее появились отдельные черты все более и более сплоченной торговой системы, которая функционировала гораздо лучше, чем тысячелетие назад, так как количество и разнообразие товаров увеличивалось. Вокруг крупнейших городов в таких регионах, как южное побережье Китая, Бенгальское побережье, долина Нила, Северная Италия и Фландрия, шла оживленная торговля сельскохозяйственной продукцией, которая находила сбыт на городских рынках. Крестьяне здесь платили арендную плату деньгами, а не продукцией. В более отдаленных регионах все еще преобладало натуральное хозяйство.

Уровень финансового и промышленного развития во многих областях был одинаковым — например, во Фландрии и Канчипураме на юге Индии, специализировавшихся на производстве тканей. Однако не подлежит сомнению тот факт, что в Китае и Индии уровень промышленность и коммерция были развиты намного лучше, чем в Европе, — приблизительно десятую часть населения Китая составляли городские жители, в то время как в Великобритании такое соотношение сельского и городского населения появилось лишь к 1800 году.

Практически независимые (или полностью независимые) торговые города, такие, как Венеция, Аден, Каликут и Малакка, везде являлись центральными узлами торговых сетей. Эти города, особенно расположенные не на территории Европы, были очень разнообразны по своему национальному составу, и каждая группа купцов вела свои дела. К XV веку Малакка торговала со странами Средиземноморья, Центральной Азии, Восточной Африки, Индии, Китая, Японии и всей Юго-Восточной Азией, а в городе можно было услышать 84 различных языка.

Правители государств, как правило, старались поддерживать такие города, так как то богатство, которое в них сосредотачивалось, служило основным источником дохода. Государство могло играть различные роли в жизни этих городов: в Венеции оно строило корабли, а затем сдавало их в аренду купцам, в Китае иногда происходило то же самое, но в большинстве случаев правительство предоставляло купцам возможность использовать свои собственные средства на свой страх и риск.

С течением времени политическая обстановка менялась, менялись и торговые маршруты, открывались новые торговые пути, а старые приходили в упадок; соответственно, и уровень благосостояния различных городов мог увеличиваться и уменьшаться. Однако в целом объем торговли на всей территории Евразии рос, а торговые сети очень медленно, но становились более прочными и взаимозависимыми. В результате события в одной части этой сети и их возможные разрушительные последствия оказывали все более и более очевидное влияние на другие территории, передаваясь через весь континент.