Появление ислама

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)

Появление и распространение ислама ознаменовало собой переходный период в истории Евразии. Менее чем за сто лет с момента создания новой религии мусульмане основали империю с особым, уникальным культурным и социальным устройством. Ни одна религия в мировой истории не находила последователей так быстро и легко. Ислам распространился до Испании через юг Средиземноморья, а также в Юго-Восточную Азию, Иран и далее в Центральную Азии и Индию. Это была первая империя, которая смогла объединить настолько отличные друг от друга культуры, и первая, простиравшаяся от побережья Средиземного моря до Индийского океана. С течением времени мир ислама включил в себя Юго-Западную Азию, западное побережье Африки и большие области Восточной Африки. Исламский мир, наряду с Китаем, был центром цивилизации в мире в течение тысячи лет, он создал великолепные города и области развитого земледелия.

Распространение мусульманской религии привело к появлению расширяющегося мира, объединенного единой валютой — динаром, и международным языком — арабским. Новое вероисповедание, которое тысячу лет было величайшей и наиболее влиятельной в мире монотеистической религией, создало социальную структуру, открытую для новообращеных. Исламский мир состоят из космополитических торговых империй и независимых купеческих элит больших городов, связанных морскими и караванными путями с окраинами империи — от Кордовы до Самарканда, и его центром — Дамаском, Багдадом, а впоследствии Каиром.

Во многом распространение ислама арабами является еще одним примером столкновения кочевых групп с периферии с устоявшимся обществом «цивилизованных» государств. После недолгой борьбы арабская элита была поглощена существующим обществом, хотя и оно изменились под влиянием новой религии. В итоге возникла новая синкретическая цивилизация Юго-Западной Азии и Ирана. В этом регионе ислам наследовал идеи эллинизма, в особенности Платона и Аристотеля, а также Эвклида, Архимеда, Птолемея и Галена, став главным проводником этих знаний в Западную Европу. В Иране появился персидско-арабское общество, а контакты мусульманского мира с Индией стали основой для знакомства с достижениями индийцев, в особенности математикой, и для дальнейшей передачи этих знаний в исламский мир, а в итоге — в Западную Европу.

Одновременно с распространением ислама в начале VII века наблюдался расцвет Китая при правлении династий Суй и Тан. Помимо сильного экономического подъема это было время китайской военной экспансии — особенно в Центральную Азию, где влияние Китая стало намного шире и сильнее, чем это было при династии Хань. К середине VIII века в Центральной Азии столкнулись две мощные завоевательные силы. Это был первый случай в мировой истории, когда империи Юго-Западной Азии и Средиземноморья вступили в прямой контакт с великим государством Евразийского континента. Кроме этого противостояния, указанным двум силам приходилось соперничать с крупнейшими империями Центральной Азии — тюркской и Тибетом. К тому же на окраинах Евразии, в Японии и Западной Европе, также началось образование государств.

В течение четырех веков после 600 года в Евразии произошло много событий. У великих империй и государств наступил период расширения и внутренней стабильности, который длился в течение примерно ста пятидесяти лет. Неурядицы в Китае начались в 750-х годах, с битвы при Таласе между мусульманами и китайцами в 751 году. Противоречия между арабским и китайским миром множились и стали очевидны при возвышении империи Аббасидов и упадке династии Тан. Скорость распада увеличивалась, и к X веку Китай снова раскололся на несколько государств, а Аббасиды более не контролировали весь мусульманский мир. Кроме того, в Центральной Азии распались Тибет и империя тюрков, так что начавшееся возрождение Западной Европы около 800 года закончилось дальнейшим вторжением племен с периферии.

11.1. Появление ислама

Возвышение арабов с Аравийского полуострова в 630-х годах стало полнейшей неожиданностью. Этот район всегда был неразвитым из-за сухой бесплодной почвы. Земледелие существовало в Южной Аравии, Омане и в нескольких разрозненных оазисах — но по большей части на полуострове жили кочевники, перегонявшие стада верблюдов по пустыне или разводившие овец и коз на более плодородных побережьях. В Йемене, а также на севере около торговых городов Петры (столицы Набатайского царства до 106 года, когда оно было завоевано римлянами) и Пальмиры существовали небольшие царства. Римская империя и Сасаниды несколько раз пытались установить контроль над полуостровом — но в его глубине всегда жили дикие племена. Местные кочевники были бедны и очень отличались от племен Центральной Азии — в Аравии не было культурного обмена с более развитыми странами. Крупнейшее достижение VI века — это увеличение роли Мекки как торгового города, контролирующего караванные пути с юга на север. Это произошло в результате упадка городов, расположенных севернее, особенно Пальмиры, и увеличения количества пиратов на Красном море, что заставило направило торговцев пользоваться другими путями.

Мекка была и остается центром паломничества, так как в ней находится мусульманская святыня — Кааба. В городе и на окружающей территории обитало племя курайш, появившееся в начале VI века. У племени вместо одного вождя существовал совет клановых вождей, между которыми зачастую вспыхивала кровная вражда. Вот в этом мире в начале седьмого века и появился пророк Мухаммед.

Сложности в выяснении истинных подробностей истории появления ислама и жизни Мухаммеда возникают из-за отсутствия источников — за исключением ортодоксальной версии, созданной в 690-х годах халифом Абд аль-Маликом из династии Омейядов. В процессе редактуры этих текстов была создана мощная традиция. Практически единственный источник, датируемый периодом ранее 800 года — это сам текст Корана, в котором почти ничего не говорится о Мухаммеде. Общеизвестная его биография была написана в XI веке ибн Хишамом на основе работы ибн Исхака, умершего в 767 году.

Мухаммед родился около 570 года в Мекке и начал проповедовать в возрасте около сорока лет, после своего первого религиозного откровения. У него было не более сотни последователей и натянутые отношения с племенем курайш. В 622 году он уехал из Мекки в Ясриб, ставший впоследствии Мединой, куда, по древней традиции, его призвали как религиозного лидера, чтобы он возглавил общину и прекратил вражду между кланами.

Вероятно, его пригласила сюда крупная еврейская община, которой нравился жесткий монотеизм учения Мухаммеда. Вскоре после прибытия Мухаммед написал для Медины конституцию, в которой сформировал как правила существования общества (уммы), так и законы, практически создав новое государство. Еще более важным было создание религиозных посланий, которые впоследствии были объединены в Коран — откровений ангела Гавриила, сделанных Мухаммеду.

Итоговый текст Корана был утвержден халифом Усманом (644—656) и, хотя существуют некоторые вариации, нет сомнений, что это истинное учение Мухаммеда и что этот текст свободен от проблемы «точности передачи сообщений», которой страдает Новый Завет. Вдобавок были записаны хадисы — высказывания Мухаммеда, которые не являются частью вдохновленного божественной волей Корана. В Медине Мухаммед разработал пять столпов ислама: салят (намаз, молитва), закят (благотворительность), хадж (путешествие в святые места), шахада (формула единобожия (Т.е. «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Прим. ред.)) и соблюдение поста в Рамадан.

Ислам многое унаследовал от иудаизма и христианства. В Коране упоминается Адам как предок всех людей, а также ветхозаветные пророки и другие важные фигуры, например Авраам и Моисей, и даже Иисус как один из пророков. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что ранний ислам очень близок иудаизму в отношении монотеизма, морали, религиозных обрядов, а также в подчеркивании важности пророка, посланного богом избранному народу. Кроме того, ислам близок христианству с его идеей Страшного Суда, который ждет каждого человека в конце мира. Первые мусульмане молились, обращаясь лицом к Иерусалиму, а не к Мекке. Значимость Иерусалима (и его завоевания) могла бы оказаться гораздо выше, чем это получилось в результате мусульманского влияния — если, конечно, оно имело смысл для первых арабских военных кампаний.

Несмотря на близкое родство раннего ислама с иудаизмом, в 924 году Мухаммед поссорился с евреями в Медине, и его последователей изгнали оттуда либо поработили. В то же время в Мекке росла напряженность, здесь началась гражданская война, в то время как популярность учения Мухаммеда среди племени курайш усиливалась. В 625 году начались военные столкновения и нападения на караванные пути.

В 630 году Мухаммед завоевал Мекку, освободил Каабу и превратил ее в мусульманское святилище. Ко времени его смерти два года спустя большинство арабских племен Аравийского полуострова (до этого у них существовали некие объединения, но не имелось ничего похожего на государственную структуру) объединились в новую мусульманскую общность — умму. В течение нескольких десятилетий арабские племена проходили одну из самых заметных и интенсивных трансформаций в мировой истории.

Вместо поклонения языческим богам они стали монотеистами и ярыми распространителями новой мировой религии. Жизнь пустынных кочевников они поменяли на оседлость в стабильных цивилизованных регионах. Нищета сменилась благосостоянием. Из наивных провинциалов они превратились в жителей центра Евразии. Это было тем более удивительным, что все перемены очень сильно повлияли и на самих арабов.

Основной проблемой было то, что Мухаммед создал не только религиозное, но и политическое сообщество. Его последователям нужно было найти способ легализовать новое положение мусульман в завоеванных районах, опираясь только на руководство, оставленное Мухаммедом. Необходимо было определить место арабской военной элиты и ее отношения с подавляющим большинством населения новой империи. Менее чем за сто лет из-за различных проблем вспыхнуло три гражданские войны, и исламский мир безвозвратно разделился на части.