Китай под внешним давлением

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)
21.14. Китай под внешним давлением

В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов XIX века европейские державы и Соединенные Штаты смогли воспользоваться слабостью китайского правительства и заполучили для себя далеко идущие привилегии. Остается под большим сомнением, смогли бы или нет они сделать это (по крайней мере, с такой легкостью) без крупных восстаний пятидесятых годов XIX века — как только к началу семидесятых годов XIX века китайское правительство восстановило свою силу, европейцы прекратили предъявлять непомерные требования, и концессии им предоставлены не были.

В 1856 году китайские власти остановили британский корабль «Стрела», который вез контрабандный опиум высшего качества. Британское правительство в очередной раз поддержало торговлю опиумом и предприняло военные действия — Кантон был окружен, а форты вокруг Тяньцзиня на севере подверглись нападению. Когда китайцы согласились вести переговоры, им пришлось согласиться на Тяньцзинский договор 1858 года. В соответствии с его условиями иностранцы получали доступ еще в десять городов, в Пекине были открыты консульства, и китайцев обязали выплатить компенсацию.

Самым важным условием договора стало то, что христианские миссионеры получали право свободно селиться в любом месте Китая, а также владеть землей и собственностью. Китайцы продолжали бороться, но их успешное сопротивление привело к полномасштабному нападению британцев и французов, закончившемуся захватом Пекина в 1860 году и сожжением Летнего дворца. После этого китайцам помимо выплаты еще одной компенсации пришлось пойти на дальнейшие уступки. Иностранцы получили доступ в Тяньцзин, а полуостров Цзюлун (Коулун) напротив Гонконга был передан Британии. Иностранные флоты получили возможность с полной свободой плавать по китайским рекам, и, что самое важное, европейский текстиль был освобожден от китайских таможенных пошлин. В 1863 году китайцам также пришлось предоставить большую международную концессию в Шанхае.

Различные привилегии, требуемые европейскими державами (похожие права должны были получить американцы и русские), сильно ослабили уже и так изрядно подорванную китайскую экономику. Освобождение от таможенных пошлин означало, что европейский (особенно британский) текстиль можно было сбрасывать на китайский рынок по низким ценам, чтобы облегчить оплату китайских товаров. Несколько западных купцов начали жить в портах, открытых по договору для внешней торговли, но они были очень изолированными, и эти купцы почти не видели китайцев, помимо тех, которых нанимали в качестве слуг. Как правило, купцы эти были весьма высокомерны, и хотя они почти не интересовались совершенно иной культурой, с которой столкнулись, они оказывали немалое влияние на формирование доминирующего «западного» взгляда на Китай. В соответствии с подобным взглядом Китай считался статичным, загнивающим и коррумпированным.

Гораздо более серьезную проблему для китайцев представляли деятельность, поведение и привилегированное положение миссионеров. Например, в 1870 году сестры милосердия начали предлагать награды людям, которые приводили им сирот, а когда делегация под предводительством главного местного чиновника прибыла к французскому консулу, чтобы протестовать против подобной практики, тот приказал открыть огонь по толпе. После этого толпа убила двадцать иностранцев и уничтожила католическую миссию. В ответ французские канонерские лодки поднялись вверх по течению реки Янцзы, и китайским властям пришлось казнить восемнадцать человек, объявленных «подозреваемыми», понизить в должности всех местных должностных лиц, выплатить компенсацию и отправить унизительное посольство искупления. Пожалуй, не стоит удивляться тому, что в конце XIX века враждебность по отношению к иностранцам, особенно христианским миссионерам, становилась в Китае все сильнее.

Однако важно не преувеличивать влияние Европы на Китай. Ряд торговых концессий в портах, поддерживаемых ограниченной военно-морской силой, не мог фундаментально повлиять на большую державу на суше с довольно сильным правительством и очень крепкими культурными традициями. Европейская интервенция привела к тому, что китайцам стало труднее адаптироваться к давлению, под которым они находились внутренне и внешне, и это ограничило их пространство для маневра. Европейцы расширяли свою торговлю и вынудили китайское правительство отказаться от дохода, жизненно необходимого для собственной реконструкции. Наложенные компенсации оказали тот же эффект.

Китай: внешнее давление в XIX веке
Карта 71. Китай: внешнее давление в XIX веке

При отсутствии внутреннего подрыва в пятидесятые годы XIX века китайцы, вероятно, точно так же, как Япония, смогли бы противодействовать растущему влиянию Европы и Соединенных Штатов и выиграть время для самостоятельной адаптации к меняющимся условиям. Однако они лишились этой необходимой передышки, следовательно, им пришлось пойти на уступки. Тем не менее влияние внешних держав сдерживалось до девяностых годов XIX века. К началу шестидесятых годов XIX века, когда императорское правительство восстановило контроль над значительной частью страны, полным ходом шел серьезный процесс промышленной модернизации — который, что неудивительно, сначала сосредоточился на военной промышленности. В 1865—1867 годах в Шанхае было завершено строительство крупных верфей и арсеналов, которые к концу десятилетия были одними из самых крупных в мире. В 1866 году в Ма-вэй возле Фучжоу были построены новые морские верфи для военных кораблей на паровой тяге, а в 1868 году спущены на воду первые канонерские лодки. К середине семидесятых годов XIX века курсантов мореходных училищ готовили в Британии, Франции и Германии, и к 1887 году китайцы смогли открыть в Кантоне свою собственную военно-морскую академию наряду с новым военным заводом. К 1888 году китайский Северный флот находился в состоянии полной готовности, хотя строительство его началось только в 1880 году.

В других секторах экономики новая элита, которая возникла из хаоса пятидесятых годов XIX века, проводила перенимание новых технологий, открывая новые предприятия и создавая более современную инфраструктуру. Причем представители этой элиты происходили из традиционным образом подготовленной бюрократической верхушки, которую часто высмеивали и называли безнадежно погрязшей в старомодных традициях. Среди новых предприятий были китайская пароходная компания (1872 год), гайпинская угольная компания и железная дорога 1878 года, шанхайская электрическая компания 1882 года. В 1880 году Тяньцзине появилась собственная телеграфная компания, а к следующему году Шанхай и Тяньцзин были связаны телеграфом. В 1894 году было завершено строительство крупного металлургического комплекса в Ханьяне. В Японии подобный комплекс в городе Явата появился на два года позже. Почти нет никаких сомнений в том, что в начале девяностых годов XIX века Китай являлся по меньшей мере таким же технологически развитым, как Япония, возможно, даже несколько опережал ее, и уровень капиталовложений в промышленность был там примерно таким же. Таким образом к последнему десятилетию XIX века Китай, судя по всему, оправился от последствий катастроф середины столетия. Внешнее давление со стороны европейских держав стало сдерживаться с середины шестидесятых годов, как только правительство снова оказалось у руля, и промышленное развитие пошло полным ходом.

Но затем снова произошла катастрофа, и на этот раз ее виновницей оказалась Япония.