Власть и общество

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 20. Зарождение современной экономики и современного общества (1750—1900 годы)
20.12. Власть и общество


Эти фундаментальные изменения в экономике и обществе индустриализирующихся стран и созданное ими огромное давление оказали сильное влияние на правительство. Вплоть до середины XIX века правительства европейских стран имели весьма ограниченные функции, за исключением того, что касалось подготовки к войне. Они мало изменились по сравнению с доиндустриальной моделью. За исключением Швейцарии европейские страны являлись монархиями, в которых советы правителю давала небольшая группа аристократов, получающих большие доходы от своих обширных земельных участков. В нескольких странах, таких, как Британия, принимающая решения элита была чуть шире, но по-прежнему почти полностью состояла из самовоспроизводящейся землевладельческой олигархии. На местном уровне правосудие и управление находились по большей части в руках той же самой элиты, не считая городов, где преобладала элита торговая.

Рост городов, отток населения из сельской местности и появление новых источников богатства серьезно нарушили схему, которая существовала много веков, и элите стало значительно труднее удерживать контроль и использовать старые методы правления. Обычно она удерживала большую часть своего господства, постепенно поглощая новые промышленные и коммерческие группы. Серьезную проблему представлял собой рост в городах промышленного рабочего класса, что в немалой степени затрудняло поддержание порядка и контроля. В рамках традиционной системы преодолеть эти трудности было невозможно. Среди промышленных рабочих квалифицированных было меньше, поэтому их нельзя было назвать однородной группой, но все же они представляли собой элемент в обществе, подобного которому ранее не существовало. Они работали в более крупных подразделениях, сильнее зависели от колебаний рынка, следовательно, их положение было гораздо более ненадежным, чем в прошлом у сельских тружеников. Кроме того, им пришлось столкнуться с ужасными условиями, вызванными начальной индустриализацией. В течение нескольких десятилетий они создали новую культуру рабочего класса и общественные институты. Однако им оказалось очень трудно изменить условия жизни вследствие недостатка власти и решительного настроя существующих элит держать все под контролем. Учитывая условия, с которыми столкнулись многие люди в индустриализующихся странах, возможно, единственным по-настоящему удивительным аспектом европейской истории в XIX веке является то, что не произошло никакой серьезной социальной революции.

Социальная напряженность, вызванная индустриализацией, сначала проявилась в Британии. Отчасти революционные движения, возникшие в годы войны с Францией в период с начала девяностых годов XVIII века до 1815 года, появились благодаря эгалитарной риторике Великой французской революции, но значительно больше их возникновению способствовали условия жизни в промышленных городах. В то же самое время существовал луддизм — движение, члены которого уничтожали машины, лишавшие рабочих мест, например, ткачей, трудившихся на ручных ткацких станках. За окончанием войны последовал экономический кризис, вызвавший сильную нужду и недовольство. Правительство отреагировало на это использованием шпионов и провокаторов, временной отменой действия закона, запрещающего задержание без судебного ордера на арест, и военными репрессиями (даже во время войны на Пиренейском полуострове правительство держало в Британии больше солдат, чем их сражалось против Наполеона). Профсоюзы и организации рабочих были запрещены после принятия законов против коалиций. Требования социальной и политической реформы достигли пика с движением чартистов, расцвет которого пришелся на конец тридцатых — начало сороковых годов XIX века, когда экономические условия были особенно плохими.

На происходящие весомые социальные и экономические изменения британское правительство отреагировало, усилив свою власть, чтобы держать под контролем людей, особенно рабочий класс, бедняков и бродяг. В соответствии с Законом о бедных, принятом в 1834 году, были созданы работные дома в качестве единственных мест, где «может быть даровано облегчение» — условия в них были суровыми и жесткими (семьи были разделены), чтобы у людей не возникало желания находиться там без особой нужды. Контроль осуществляйся через создание такого нового института, как полиция, которая первоначально появилась в Париже еще в XVIII веке. В Лондоне полиция была создана в двадцатые годы XIX века, а в середине тридцатых годов было введено обязательное требование завести ее в каждом большом городе. Скопление большого количества людей в городах привело к переформулированию понятия «преступление» и растущему страху перед теми, кого элита называла «опасными классами». В период с 1800 по 1840 годы масштабы уголовного преследования росли в четыре с половиной раза быстрее, чем численность населения. Посредством более жестких законов были разработаны новые определения «преступного поведения» и «политического преступления» — особенно в отношении защиты имущества, что усилило криминализацию бедных. Преступники рассматривались в качестве угрозы не только для своих жертв, но и для «общества» в целом. Увеличилось применение смертной казни, но еще важнее то, что изменилась роль тюрем. Изначально они были местами с ужасными условиями, куда ненадолго заключались лица, ожидающие суда или вынесения приговора. С двадцатых годов XIX века они все больше подвергались «реформированию» с целью превращения их в места со строгой дисциплиной, где главный акцент сделан на «изменении характера», а не на простом наложении физического наказания. Преступников нужно было держать под контролем, и их следовало изменить, чтобы после освобождения они могли занять свое место в качестве полезных членов нового промышленного общества.

По мере того, как общество и экономика становились более комплексными, правительства европейских стран постепенно пришли к выводу, что им необходимо брать на себя новые функции. Поначалу эти функции относились к регулированию самых неприятных особенностей новой промышленной системы — занятости женщин и детей, продолжительности рабочего дня мужчин и оплаты рабочим «натурой» (жетонами, принимающимися к оплате только в магазинах компании). В больших городах приходилось принимать определенные меры по обеспечению водой и канализацией, ибо в противном случае там наступил бы полный развал и могли произойти вспышки различных заболеваний, что задело бы не только бедных, но и «респектабельных».

Одной из первых отраслей, которые требовалось регулировать, являлись железные дороги. В европейских странах правительство играло ключевую роль в планировании и в некоторых случаях даже в управлении этой системой. Побудительным мотивом развития сети железных дорог являлось понимание их стратегической важности благодаря быстрой перевозке большого числа войск, и многие системы были построены с учетом этого приоритета. В Британии строительство новых линий шло под минимальным государственным контролем, и результатом стало широкомасштабное их дублирование. Несмотря на это, правительство решило, что в целях обеспечения общественной безопасности необходимо создать институт квалифицированных инспекторов, следящих за соблюдением требований нормативной базы в отношении деятельности железнодорожных компаний. В Соединенных Штатах правительство принимало еще более тесное участие в регулировании данной сферы. Первой железнодорожной компании, «Балтимор и Огайо», была дана установленная законом монополия и освобождение от налогообложения. Стали распространены государственные инвестиции в железные дороги (к 1860 году штат Массачусетс вложил 8 миллионов в восемь разных компаний). Наиболее важным содействием со стороны государства явилось предоставление земли — в период с 1850 по 1880 год федеральное правительство предоставило железнодорожным компаниям 180 миллионов акров общественной земли, чтобы помочь строительству новых линий, особенно трансконтинентальных магистралей.

Ближе к концу XIX века правительства некоторых стран расширили свое вмешательство в экономику и общественную жизнь. Создавались программы по компенсации рабочим производственных травм, либо же эта обязанность возлагалась на работодателей. Несколько государств развернули более широкие программы по обеспечению благосостояния населения — небольшие пенсии из фондов, созданных за счет работодателя, помощь в поиске работы и различные формы выплат пособий по безработице. Делалось это в основном для того, чтобы произвести интеграцию рабочего класса в существующую социальную и политическую структуру с помощью улучшения условий жизни и труда и уменьшения стимула бунтовать. Очень важную роль в течение всего XIX века играло развитие систем образования и повышения грамотности населения во всем европейском обществе. К середине века, вероятно, большинство населения в таких странах, как Швеция, Пруссия, Англия, Франция и Австрия (белых в Соединенных Штатах), было грамотным. Это стало большой переменой в масштабах всей мировой истории. Только в Италии, Испании и России процент грамотного населения был низким (приблизительно 10—25 % от общей численности) — уровень, типичный для всех доиндустриальных обществ. Отдельные правительства, например, Пруссии, проявили значительный интерес к образованию и с середины века создали эффективную государственную систему; однако в Британии до 1870 года даже начальное образование не было обязательным. Почти повсеместно процесс обеспечения образования сталкивался с множеством трудностей вследствие религиозной полемики и спорами о роли, которую должна и может играть церковь. К концу XIX века примерно девять десятых населения в Западной Европе были грамотными (но в Италии и Испании число грамотных было более чем в два раза меньше). Однако среднее образование для большей части населения часто являлось необязательным; там же, где оно действительно существовало, оно обычно завершалось к четырнадцати годам, и шансы ребенка, не принадлежащего к элите, на получение высшего образование были минимальными.

Тем не менее к концу XIX века ситуация в странах Западной Европы и Северной Америке радикально изменилась по сравнению с той, что имела место лишь век назад. Ранее ни одно человеческое общество не переживало перемены в столь быстром темпе. В Европе, особенно в Западной, перестало господствовать сельское хозяйство, развивались промышленность и города. Крестьяне и землевладельческая элита уже не были доминирующими силами в обществе. В большинстве случаев самой крупной группой в обществе являлся промышленный рабочий класс, но само общество стало гораздо более комплексным. В нем имелись промышленники, менеджеры, торговцы, банкиры и представители профессий, требующих высокого уровня подготовки, например, врачи и юристы и все они обладали значительной властью и влиянием. Люди в целом стали богаче, чем в начале века, и ряд товаров, которые они могли приобрести, значительно расширился. Однако сохранилось огромное неравенство, и многие оставались бедняками. В 1900 году процесс перемен не закончился — напротив, стал быстрее и радикальнее. Разрабатывались новые технологии, которые вызвали целый ряд дальнейших трансформаций в экономике и обществе, происходивших с беспрецедентной скоростью.