Ситуация в Евразии

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 21. Европа и мир (1750—1900 годы)

Трансформация Европы в XIX веке не ограничивалась индустриализацией и урбанизацией. В период с 1750 по 1900 год, отчасти благодаря этим внутренним экономическим переменам, она постепенно стала доминировать над остальным миром. В 1750 году положение Европы в мире почти не изменилось по сравнению с ситуацией в начале XVI века — она успешно господствовала над Северной и Южной Америкой, но в Африке и особенно в Азии попрежнему имела лишь несколько зацепок в форме факторий и фортов. Ее влияние на огромную Оттоманскую империю и на Китай времен династии Цин было минимальным. Однако к 1900 году Европа и ее ответвления доминировали над всей Америкой и Австралазией; британцы повелевали в Индии, турки лишились большинства своих территорий в Европе и южного берега Средиземного моря, Африка была почти полностью поделена между европейскими державами, а Китай находился под сильным давлением. Только Японии удалось избегнуть подобной участи, и она сохранила почти полный контроль над своей судьбой. В 1800 году Британия правила 20 миллионами людей за пределами британских островов. В 1900 году эта цифра возросла до 400 миллионов, что составляло четверть населения мира. В 1800 году Европа вместе со своими непосредственными ответвлениями контролировала примерно треть поверхности мировой суши; в 1900 году — свыше четырех пятых. Это было самым быстрым расширением влияния в мировой истории.

21.1. Ситуация в Евразии

21.1.1. Европа

После 1750 года взаимодействие между обществами и культурами Евразии усилилось (происходила массовая интенсификация одной из самых главных тенденций мировой истории), но они относились друг к другу с взаимным непониманием. Именно этот период был жизненно важным в формулировке Европой ее роли и положения в мире. Европа всегда была склонна противопоставлять себя более передовому и сильному исламскому миру, который господствовал в Средиземном море и юго-западной Азии (и значительную часть времени на Балканах). Изначально Европа считала себя частью «христианского мира», хотя христианский мир был сильно разделен после 1054 года (и еще больше с XVI века) и не совпадал с формальными границами европейского континента византийцы-христиане до 1071 года контролировали Анатолию, а турки-мусульмане веками держали под контролем значительный кусок Европы. Тем не менее понятие о «христианском мире» было важным до конца XVII века, особенно в качестве противопоставления ближайшей из великих евразийских империй (Оттоманской), а для Габсбургов оно оставалось значительным гораздо дольше. Последним европейским договором, в котором упоминалась respublica Christiana, был Утрехтский договор 1714 года.

С начала XVIII века Европа все больше считала себя особым регионом, который сочетает уникальные свойства, превосходящие характеристики остального мира. Помимо своих давних антиисламских взглядов и убеждения в расовом превосходстве над неграми, которых она порабощала в Африке, Северной и Южной Америке, европейская элита принялась развивать новые концепции. В частности, она стала верить в «прогресс» — присущую людям способность к совершенствованию, возможность подчинять себе природу и улучшать общество. Естественно, распространителем прогресса являлась Европа.

Европейская элита также создала понятие «цивилизации» и градации других обществ в сравнении с европейским идеалом. В верхнюю часть этого списка обычно ставился Китай — хотя европейцы почти ничего не знали о его истории, обществе, политике и экономике. Некоторый интерес проявили британцы к индийскому обществу и культуре, но он скоро прошел, как и огромный интерес к египтологии после похода французов в Египет в конце девяностых годов XVIII века. Особое место постепенно заняло исламское общество: оно считалось разлагающимся, экзотическим и испорченным, иными словами, «восточным» — прямой противоположностью всему тому, что символизировала и поддерживала Европа. В самой нижней части списка находились африканцы, коренные американцы и другие племенные народы — представления о «благородных дикарях» не помешали европейцам обращаться с ними чуть ли не как со скотом.

Канва мировой истории постепенно переписывалась по мере того, как идея о европейской (позднее «западной») цивилизации становилась ее главным положением. Утверждалось, что Европа объединила греческое мышление, римское право и правление, христианство и «германскую» народную культуру свободы и демократии (последняя же сделала «англосаксов», или арийцев, превосходящими все остальные человеческие расы). На практике ни один из первых трех факторов не являлся специфически «европейским», а последний представлял собой уникальное европейское понятие о том, как разделить людей мира на очень разные категории с присущими (и наследуемыми) характеристиками. Именно эти идеи в XIX веке становились все более важными в качестве определяющей концепции европейского превосходства. История Греции и Рима была названа специфически европейским наследием — она стала «классикой» и наиболее важным элементом в образовании, получаемом европейской элитой в XIX веке, да и позднее. Такого рода идеи играли важную роль в привлечении поддержки грекам, которые взбунтовались против турок в двадцатых годах XIX века, а также способствовали созданию такого понятия, как «Турция в Европе», словно для турок было незаконно являться частью европейского мира (хотя они были таковой в течение пяти предшествующих веков).

У европейцев развилась невероятная самоуверенность относительно себя и своих институтов, и они решили, что являются вершиной человеческой истории. Растущее богатство и власть еще больше подкрепили эти взгляды и стали считаться наградой за их «динамизм», «прогресс» и экономическую организацию, основанную на рыночных отношениях и капитализме. Их институты были для них также более передовыми. Европа превосходила всех остальных, потому что была разделена на «национальные государства», а не на большие деспотические империи. Европейские государства были примерно равными и сплачивались благодаря общим интересам (понятию «Европы») и «соотношению сил». Подобная модель должна была применяться в любом месте в мире.

В противоположность деспотизму Европа являлась также домом «свободы». Эта «свобода» всегда определялась в качестве эквивалента для европейского государства, которое считалось рациональным, бюрократическим, ограниченным и защищающим частную собственность. Интересы рабочих и крестьян обычно вообще не учитывались. Многие различные аспекты европейского мышления были собраны в книге Монтескье «О духе законов». Он утверждал, что ислам способствует фатализму и деспотизму, а климат в Азии только усиливает эти слабости. Европа же — это закон, мораль, аристократия, монархия, и все это приносит свободу. Турки лелеют рабство отчасти из-за того, что им недостает (или скорее Монтескье верил, что им недостает) аристократии и частной собственности.

Другие философы того времени были убеждены, что христианство очевидно является самой высшей из всех религий, следовательно, его нужно распространять по миру для уничтожения «суеверий» и ислама. В Британии подобная убежденность прослеживается благодаря появлению Общества распространения христианского знания (1698 год), Общества распространения Евангелия (1701 год), Баптистского миссионерского общества (1792 год), Церковного миссионерского общества (1799 год) и Британского и иностранного библейского общества (1804 год). Именно эти и похожие институты в других странах посвятили себя миссионерской деятельности в качестве части работы европейцев по «цивилизованию» остального мира.

21.1.2. Ислам

В 1800 году ислам оставался доминирующей религией в Евразии и политически по-прежнему контролировал Юго-Восточную Европу, южный берег Средиземного моря, Юго-Западную Азию, Иран, центральную Азию, значительную часть Индии, восточное африканское побережье и немалую часть Юго-Восточной Азии. До XVIII века исламский мир имел слабое представление о Европе как о культурной сущности и рассматривал ее в качестве региона, не вызывающего особого интереса (это была просто одна из земель, которой мусульмане не правили), от которого давно установившаяся и превосходящая цивилизация ислама могла научиться мало чему или вовсе ничему. Христианские земли всегда считались разделенными надвое: первая часть — это Rum или Рим, православный мир, вторая же — франки, Firangistan, место несправедливости, которому недостает цивилизации. В XIX веке влияние Европы должно было заставить исламский мир засомневаться во многих его унаследованных ценностях и предположениях. Однако он также стал периодом религиозной активности в мусульманском мире. Росло понимание того, что мусульманам необходимо предпринимать решительные шаги и произвести серьезные внутренние реформы, как религиозные, так и политические, которые не будут зависеть от европейских моделей. Для этих движений, которые распространялись (как и похожие идеи в прошлом) по торговым путям и маршрутам паломников, были характерны выступления против сомнительных традиций, и все они являлись до известной степени антисуфистскими. К началу XIX века пуританское движение ваххабитов в союзе с семьей Сауд взяло под контроль Аравию. В 1803 году трое паломников по возвращении из Мекки основали в Индонезии движение Падри, на которое идеи ваххабитов оказали сильное влияние. В 1821 году Хаджи Шариатулла, вернувшись из Мекки, основал в Бенгалии реформистское движение фарази (фаризиев). В 1852 году Хаджи Умар Тамиль, возвратившись после семилетнего пребывания в Аравии, основал в Тимбукту и верхнем Сенегале новое исламское государство, которое лишь в 1893 году было окончательно разгромлено французами. В 1856 году Мохаммед Али покинул Мекку и основал орден Санусия в Джагбубе в Ливии. Его реформистское послание мирно распространялось через ложи суфиев по западному и центральному региону Сахары. В 1881 году Мохаммед Ахмад объявил себя махди (то есть пророком) и начал священную войну против египетского влияния в Судане. Государство Махди существовало, пока в 1898 году его не уничтожили британцы после битвы при Омдурмане. Тремя годами раннее Мохаммед Абдулла Хасан вернулся из Мекки, чтобы проповедовать реформистское послание в Сомали. Более двадцати лет он вел священную войну (поначалу очень успешно) против нестрогих мусульман, эфиопов и британцев — последние прозвали его «безумным муллой».

21.1.3. Индия

В течение XVIII века различные сообщества в Индии вошли в гораздо более тесный контакт с европейцами, особенно с британцами. Для правоверных индусов европейцы (это слово, а также термины «британский» и «английский» были взаимозаменяемы) являлись мленчха («нечистыми иностранцами»), гурундас (убийцами коров) или лал бандар («красными обезьянами»).

Корова считается в Индии священным животным. (Прим. перев.)

Но в течение XIX века в основном среди местной интеллигенции (а не просто людей, сотрудничающих с режимом британского правления) наметилось постепенное смирение с европейским превосходством в технологической и военной областях. Единственным значительным исключением являлась религия — наблюдалось почти полное непонимание христианства, особенно его нетерпимости, сектантства и узкого видения мира.

Почти все индийцы находили христианство в высшей степени иррациональным и не могли счесть приемлемой очевидную неспособность британцев и представителей других европейских держав жить в соответствии со своими провозглашенными верованиями. Их также возмущала критика европейцами «кастовой» системы — потому что они не видели никаких реальных отличий между ней и сильно развитыми классовой и статусной системами европейцев. Точно так же не понимали европейцев китайцы и японцы, но они уделяли этим иностранцам гораздо меньше внимания, чем индийцы, поскольку ими они не правили.