Технологии

ЧАСТЬ VI Формирование современного мира (1750-2000 годы)
Глава 20. Зарождение современной экономики и современного общества (1750—1900 годы)
20.4. Технологии


В период с середины XVIII до конца XIX века произошли два всплеска в совершенствовании технологий, благодаря которым начались перемены в британской экономике, а затем в экономике Западной Европы и Соединенных Штатов.

Первый всплеск длился примерно до 1830 года и характеризовался повышением механизации текстильного производства, увеличением производства железа и постепенным совершенствованием паровой машины. Однако никакое одиночное изобретение не могло полностью трансформировать экономику, поэтому скорость изменений в британской экономике и темпы ее роста были очень низкими и начали расти лишь в течение десятилетий после 1850 года. Новые текстильные станки имели очень ограниченное применение, а самыми важными оказались улучшения в черной металлургии. В начале XVIII века для плавки железа стали использовать кокс, который китайцы применяли уже почти тысячу лет. Однако лишь с 1784 года, когда Генри Корт разработал процессы пудлингования и проката для превращения чушкового чугуна путем рафинирования в прутковое железо в отражательной печи, которую топили каменным углем, стали возможны значительные увеличения объема производства.

В равной степени имело значение постепенное совершенствование паровой машины — от первого использования китайцами поршней и золотника до парового насоса, разработанного Томасом Ньюкоменом в 1712 году для откачки воды из глубоких стволов шахт. Машина Ньюкомена имела лишь ограниченную область применения и КПД не более 1 %. В конце XVIII века Джеймс Уатт произвел ее усовершенствование, отделив конденсатор от цилиндра, чтобы последний оставался горячим, и усовершенствовал кривошипную передачу, создав двигатель двойного действия. Большинство этих машин также использовалось в шахтах и по-прежнему имели КПД менее 5 %. Лишь после того, как в 1800 году истек срок действия патента Уатта, Ричард Тревитик смог разработать двигатель меньшего размера и более эффективный, работающий с давлением в десять атмосфер. Тем не менее до середины XIX века паровые машины оставались не более эффективными, чем источники энергии, работающие на воде.

Сильное влияние паровые машины оказали лишь на развитие железных дорог. До конца двадцатых годов XIX века те были по большей части на конной тяге и подводились лишь к шахтам и другим промышленным объектам. Главная проблема заключалась в разработке стальных рельсов, способных выдержать вес паровоза и состава с грузом. Как только эта задача была решена, железные дороги стали быстро распространяться, создавая стимул для экономического роста посредством спроса, который они создали на ресурсы, а также благодаря товарам и людям, которых по ним перевозили. Несмотря на то, что стальные рельсы были крайне необходимы для развития железных дорог, большие изменения в производственных процессах и широкое использование стали начались лишь с середины XIX века. В 1857 году Генри Бессемер запатентовал метод производства, при котором сталь рафинировалась продуванием воздуха через расплавленную руду. Это сделало возможным крупномасштабное производство и регулирование химического состава стали. Данный процесс веками применялся за пределами Европы, но не в больших промышленных масштабах. В Европе мартеновский процесс был разработан главным образом с использованием доступной там богатой фосфористой железной руды.

На судах паровая тяга была использована даже еще раньше. Одним из первых судов на паровом двигателе был «Клермонт» Роберта Фултона, в 1807 году совершивший рейс по реке Гудзон в Нью-Йорке.

На самом деле он назывался «North River steamboat of Clermont», то есть «Пароход Северного Гудзона из Клермонта». (Прим. ред.)

В 1811 году по реке Клайд проплыла «Комета» Генри Белла. В течение десяти лет суда на паровой тяге появились в Европе — в 1821 году пароходы стали пересекать Ла-Манш, в 1824 году плавали по Рейну и в 1831 году по Дунаю между Веной и Пештом. В тридцатых годах XIX века были созданы двигатели мощностью 320 лошадиных сил, и к 1839 году колесные пароходы на паровом двигателе (правда, дополнительно оборудованные парусами) пересекали Атлантический океан за четырнадцать дней.

На самом деле впервые судно с паровым двигателем (американская «Саванна») пересекло Атлантику еще в 1819 году. С 1838 года такие рейсы начали совершаться именно под парами (первыми стали англичане — «Сириус» и брюннелевский «Грейт Вестерн»), (Прим. ред.)

К сороковым годам XIX века стали использовать гребные винты и корабли со стальным корпусом, а в конце пятидесятых на гигантском корабле Брюннеля «Грейт Истерн» длиной 680 футов появились двигатели мощностью 1600 лошадиных сил.

Ни одно из этих промышленных достижений не зависело от прогресса в европейской науке. Их добились инженеры, рабочие и ремесленники, обладавшие мастерством в определенных профессиях и использовавшие свои знания для разработки новых технических приемов и усовершенствований с целью решить практические задачи. Первой новой технологией, которая действительно основывалась на достижениях науки, стало использование электричества и магнетизма. В 1821 году Майкл Фарадей разработал первый электромотор, а десятью годами позже — динамо-машину. Однако прошло несколько десятилетий, прежде чем эту новую технологию стало возможно применять в больших масштабах. Были необходимы предварительные изобретения в системах выработки и распространения электричества наряду с изобретениями для производства с его помощью освещения, нагревания и энергии. До конца XIX века оно применялось по большей части в системах связи — был создан телеграф, а в 1851 году проложен первый подводный кабель между Британией и Францией. Лишь в 1875 году на вокзале Гар дю Норд в Париже было осуществлено первое крупномасштабное применение электрического освещения, и только с 1884 года в Глазго и Франкфурте начали ездить первые электрические трамвая. До XX века весь потенциал электричества не использовался.