Столкновение империй в Центральной Азии

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.6. Столкновение империй в Центральной Азии

11.6.1 Тюрки

Возросшее влияние Суй и Тан, и объединение Китая подтолкнуло схожий процесс в Каганате и подъем конкурирующей империи Сюнну в степях. Кочевое государство тюрков {«тюрк» означало «мощный», «сильный»), известное в Китае под именем Ту-чжуе, начало развиваться одновременно с возрождением Китая.

Империя тюрков — первая из всех степных империй, от которой сохранились летописи. Хотя они очень фрагментарны, благодаря им стало возможно получить еще один взгляд на события того времени, свободный от китайской интерпретации. Тюрки появились как независимая кочевая группа в середине VI века, под предводительством Бумина и в союзе с Западной Вэй они уничтожили кочевые племена Юань-Юань в 552 году. Сразу после смерти Бумина тюрки раскололись — но восточная их часть вскоре объединилась под властью Мугана (553—572), завоевала другие степные народы и создала государство, достигшее границ Китая как раз ко времени его объединения при династии Суй.

Тюркская империя оставалась разделенной на западную и восточную часть весь следующий век. Китай пытался использовать ее раздробленность, и в 630 году Тан смогла победить в войне с восточными тюрками. Западная часть империи кочевников демонстрировала мирные намерения, ее лидеры, казалось, были увлечены буддизмом. Тюркское общество было разделено на «тенты» (что-то вроде большой семьи), кланы и племена. Политическая власть концентрировалась на уровне управления племенем, но количество кланов (не имевших родственных отношений друг с другом) внутри племени зависело от лидерских качеств вождя.

В отличие от предыдущих империй кочевников, таких как Сюнну, империя тюрков имела более развитую политическую систему. Всем управлял каган, которым мог стать только член племени основателей империи, ему помогал советник, ябху, эту должность мог занимать, например, его брат. И, как во всех степных империях, не было никаких правил престолонаследования — власть переходила к тому члену правящей семьи, который лучше подходил для этой роли. Богатство тюркам приносили налоги, взимаемые с купцов, едущих по Шелковому пути. Сначала их основной целью было вытеснение Сасанидов и прямая торговля с Западной Римской империей — они отправляли послов в Константинополь в 567—568 годах, но поддерживать эти отношения они не стали, слишком сильным стало влияние ислама. Набеги на Китай преследовали не столько цель получения военной добычи, сколько навязывание дани, которую тюрки брали с шелка, отправляемого на запад. Средний объем дани составлял 100 000 рулонов шелка в год.

11.6.2. Тибетская империя

Тибетская империя (самоназвание — Бод-па) возникла как организованное государство из небогатой группировки племен в начале VII века. Династия Ярлун была основана Слон-бцан рлун-намом (570—620), хотя окончательно государство сформировалось при правлении его сына Сронг-бцана Сгам-по в 640-х годах. Это был типичный процесс формирования государства в периферийном регионе, на который с запада оказывала давление китайская экспансия. Основой государства стал контроль над центрально-азиатскими торговыми путями. Письменность Гупта была заимствована и адаптирована для Тибета из Кашмира. Из Индии сюда пришел буддизм, но ему составила конкуренцию существующая религия Бон (во многом это был анимизм), так что официальной религией его признали только в 779 году. Тибет был разделен на три (позже на четыре) ру, или «знамени», которые управлялись военной элитой.

Завоеванные регионы в отдалении от центра Тибета почти не поддавались контролю. Они были государственной собственностью, подвластной императору, — но фактически он мог управлять этими пустынными пространствами только через своих наместников, пытавшихся контролировать местное население, только на словах признавшее тибетское владычество. Правители Тибета были зачастую слабы, особенно в конце VII века, и подчинялись влиянию различных придворных группировок и военной элиты. Тибетское государство была слабым даже по меркам ранних евроазиатских империй.

11.6.3. Соперничество между империями

Соревнование между четырьмя великими империями — Тюркской, Тибетской, Арабской и Китаем — началось в VIII веке. Войска Китая на западе дошли вплоть до Кашгара, а Тибет владел землями на юге. Тюркская империя на севере пережила возрождение после восстания Кутлуга Элтериша в 683 году, поражение в войне с Китаем и окончательное объединение. Войска арабов, пришедшие с запада в 712—713 годах, завоевали Трансоксанию, Бухару и Самарканд. В 715 году китайский генерал Лю Сю-Цзинь отвоевал Фергану и впервые в мировой истории империи с противоположных концов Евразии вступили в прямой военный контакт друг с другом.

До конца VIII века эти четыре империи соревновались за земли в центре Азии. Сформировался некий баланс между силами двух отдаленных империй, Арабской и Китайской, и двух местных, но хуже организованных — Тюркской и Тибетской империи, так что им пришлось образовывать временные союзы. Тибет объединился с тюрками в 720-х годах, в следующее десятилетие они атаковали арабов и поддержали Хусро, потомка последнего правителя Сасанидов в Иране, в его восстании против арабов. Между Тибетом и Китаем постоянно происходили пограничные столкновения, но последним удалось установить контроль над Памиром и торговыми путями в Индию. Тюрки, которые воевали не только с арабами на западе, но и с другими кочевыми племенами, такими как толосы и тюргаши, были побеждены в 730-х годах. Их заменили набирающие силу уйгуры (часть племен толосов), захватившие восточную столицу тюрков Кара-Бальгасун и основавшие степную империю, которая правила от Алтайских гор до Байкала.

Арабы предлагали Тибету союз против Китая, отправляя послов в Лхасу, столицу Тибета, в 732 и 744 годах. Однако Тибет в этот период был ослаблен, а влияние Китая в Таримской долине и в Фергане, напротив, чрезвычайно усилилось. С середины 740-х годов главными соперниками оказались арабы и китайцы. Последние продвинулись на запад до Самарканда и реки Окс. Решающее сражение, одно из самых больших в истории Евразии, произошло в 751 при Таласе. Арабская армия наголову разбила китайцев под командованием корейского генерала Гао Сянь-чжи.

Эта битва обозначила начинавшиеся внутренние раздоры, которые ослабили Китай при династии Тан. Однако арабы не сумели воспользоваться слабостью противника и продвинуться дальше на запад из-за своего номинального союзника, Тибетской империи. Тибет переживал пик своей силы при правлении Хри-Сронг Ид-Брцана (755—797) и сумел отрезать арабов от китайцев. В 756 году Тибет контролировал ключевой город-оазис Турфан, отправил войска на запад и в 762 году завоевал китайскую столицу Чанъань. Война продолжалась в течение следующих 20 лет, лишь в 783 году был заключен мирный договор, подтверждающий право Тибета на бывшие западные владения Китая до коридора Ганьсу на востоке и значительной части Сычуани южнее.

Влияние Тибета простиралось и на юг от Гималаев. Дхармапала, буддийский король Магадхи и Бенгалии (760—815) признал власть Тибетской империи. Мусульманские авторы стали называть Бенгальский залив Тибетским морем. Проблемой для Тибета была необходимость держать военные силы на западе, где существовала угроза нападения со стороны арабов, из-за чего у него не оставалось достаточно войск для завоевания Китая. Следующее вторжение в Китай в 789 году закончилось поражением, хотя двумя годами позже Тибет успешно отбил атаку объединенных китайско-уйгурских сил в битве под Бей-тином и сохранил контроль над Таримской впадиной и ключевыми торговыми путями с востока на запад на следующие полвека.

Хотя арабские армии и не смогли воспользоваться плодами победы в битве при Таласе и развить военный успех в восточном направлении, это сражение повлекло за собой два важных последствия. Во-первых, оно утвердило арабский (то есть исламский) контроль над большей частью Центральной Азии — великие торговые города Самарканд и Бухара стали частью исламского, а не китайского мира, а влияние мусульманства распространилось по торговым путям еще дальше на восток. Во-вторых, в течение следующего века степные племена тюрков обращались в ислам, и в дальнейшем присоединялись к мусульманам, а не к китайцам. Два следующих столетия тюркские племена медленно, но верно продвигались на запад, где им суждено было оказать громадное влияние на исламский мир, ощущавшееся до XX века.


Китай: династии Суй и Тан — возрождение и экспансия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.5. Китай: династии Суй и Тан — возрождение и экспансия

Объединение Китая под властью династии Суй в конце VI века стало кульминацией долгого процесса, длившегося в течение предыдущего века или даже более, начиная с появления варварского народа табгачей, под чьим руководством различные княжества на севере были объединены в одно государство. Финальное завоевание в 589 году слабого государства Чэнь со столицей в Нанкине стало логическим продолжением этой политики. И Суй, и наследовавшая ей династия Тан в культуре, общественных институтах, как и в составе правящих элит, были синтезом традиций китайского народа (хань) и варварских племен, живших в основном на севере страны. Объединение Китая привело к периоду стремительной экспансии и экономическому подъему государства.

Хотя Китай был объединен под владычеством династии Суй, эти правители, как и Цзинь, первая династия, объединившая Китай в III веке до нашей эры, правили очень недолго, а затем были свергнуты с престола. Первому императору Суй, генералу Ян Цзяню, в 605 году наследовал его сын Ян. Народное недовольство войной против корейских государств привело к росту числа крестьянских восстаний, и в итоге — к восстанию знати. В 617 году Ли Юань, военачальник армии, отправленной для защиты от кочевников вдоль границы Шаньси, объединился с тюркскими племенами, захватил столицу Чанъань и основал династию Тан. До 626 года Ли Юань боролся с конкурентами и устанавливал контроль над страной. После этого он снова начал вести агрессивную завоевательную политику.

11.5.1. Завоевания

Период от 626 до 683 года — это время великой китайской военной экспансии. В 630 году, в союзе с тюрками-уйгурами, Китай победил восточных тюрков в битве южнее озера Байкал в Сибири. Это открыло путь для дальнейших завоеваний на западе — по направлению к Центральной Азии. Было завоевано королевство Гаочан, основанное китайскими колонистами несколькими веками раньше, которое контролировало путь к бассейну реки Тарим. Продвигаясь на запад, танские войска не только возвращали Китаю контроль над Великим Шелковым путем, но и присоединяли области, которые вряд ли когда-либо считались владениями народа хань.

Территории, бывшие ранее «западными землями» и самостоятельными государствами Центральной Азии, теперь становились частью Китая. Были созданы префектуры в Трансоксании, на границе с Ираном в Бухаре (Ань), в Ташкенте (Ши) и в Самарканде (Ган). В 648 году Китай был достаточно силен, чтобы основать династию правителей в Магадхе, государстве на севере Индии.

Тем не менее большая территория усложняла управление страной — гарнизон в Кашгаре (Су-ло) находился в 3000 миль от столицы Чанъань. На северо-западе войска Суй не смогли победить корейское государство Когуре, и тяжелое поражение в битве при реке Салсу в 612 году было одной из причин падения династии. Вторжение армии Тан в Корею в 645 году было успешным, и в союзе с маленьким корейским государством Силла на юге полуострова Китай завоевал Когурё и присоединил его в 660 году. Подчинив себе Корею, Китай установил свою управленческую систему в Силле и зависимом от него королевстве Поай (Пархэ по-корейски) на севере полуострова.

На юге влияние Китая расширилось до южного Вьетнама, где королевства Тьямпа и Чен-ла признали себя его вассалами. В течение пятидесяти лет власть Китая распространилась на беспрецедентное расстояние от западной границы Ирана до Кореи, Манчжурии и Монголии, а на юге — до самой дельты реки Меконг во Вьетнаме.

11.5.2. Экономика и общество

Такая феноменальная экспансия могла произойти только благодаря созданной двумя императорами Суй солидной экономической и административной базе. Ради этого пришлось пожертвовать социальной стабильностью, что привело к постоянному перемещению населения Китая на юг страны. В 606 году около одной пятой части всех сельских хозяйств находились на юге. За 150 лет это число удвоилось. Этот район был гораздо более продуктивным в отношении сельского хозяйства, в основном в выращивании риса на залитых водой полях. В некоторых местностях можно было собирать до двух урожаев в год.

Несмотря на то что сельское хозяйство было сильнее развито на юге, административный центр Китая находился на севере в Чанъане и в старой столице Лоян. Кроме того, армия должна была защищать страну от основных угроз, находившихся на севере и северо-востоке. Перевозить огромные массы еды через всю страну с помощью примитивной транспортной системы было невозможно. И династия Суй решила эту проблему, критическую для всех доиндустриальных обществ, построив систему каналов, поражающую мастерством и гениальностью инженерной мысли, удивительной для того времени. С 587 до 608 года была создана сеть каналов и рек, пригодных для навигации, соединившая долины рек Хуанхэ и Вэй с нижним течением Янцзы и далее на север от Лояна до Пекина. Единственной проблемой осталась передвижение вверх по Хуанхэ к столице Чанъань, поэтому грузы в том направлении приходилось перевозить большей частью по дорогам.

Центром всего проекта был Великий канал от Ханьчжоу до окрестностей Лояна и затем на север к порту Тяньцзинь. На строительстве были заняты более пяти миллионов крестьян, согнанных на работы со всей страны, их охраняли пятьдесят тысяч полицейских. Считается, что около половины всех строителей погибло. Длина канала — 1200 миль, ширина — более сорока ярдов. Вдоль него шла имперская дорога, на которой были предусмотрены путевые станции и места для отдыха. Были сооружены большие амбары для хранения перевозимого зерна — самый большой мог вместить 33 миллиона бушелей зерна. К началу VIII века с юга на север, в столицу, по этой дороге перевозили более 120 000 тонн риса в год.

Евразия, начало VIII века нашей эры
Карта 31. Евразия, начало VIII века нашей эры

Такое большое количество провизии было необходимо, потому что к 700 году Чанъань был самым большим городом в мире с населением в миллион жителей. (Рим, крупнейший город христианской Европы, мог похвастаться только 50 000 жителей.) Чанъань был значительно перестроен во времена Суй. Стены столицы были длиной в 6 миль с востока на запад и в пять миль с севера на юг. План города напоминал прямоугольник, 14 улиц шли с севера на юг, и 11 — перпендикулярно им. Некоторые из улиц были в 150 ярдов шириной! Они разделяли город на 110 огороженных стенами районов. Кроме того, в городе было два крупных рынка, выходивших к каналам. Площадь каждого из них была больше площади средневекового Лондона. В центре города находился императорский район, огороженный стеной. Отсюда наиболее сложно устроенное и эффективное правительство в Евразии пыталось управлять огромным китайским государством. Мэн-ся-шэн, или государственная канцелярия, проверяла и выпускала указы; Чжун-шу-шэн, или Генеральный секретариат, писал все официальные тексты. Все эти учреждения контролировал Государственный Совет, в него входили император, главы шести министерств и важнейшие фигуры королевского двора. Кроме того, там был Ю-ши-тай, или Апелляционный Совет, которым рассматривались народные жалобы на правительство и проверялись все правительственные институты. Верховный суд империи назывался Да-ли-су, он рассматривал все сложные дела, кроме того, только он мог выносить смертный приговор. Первый государственный Кодекс законов имел более 500 статей и был выпущен при династии Тан в 624 году, хотя во многом он основывался на сборниках законов, написанных в западном Китае в 268 году и Северной Чжоу в 564. На уровне провинций же сохранилась старая китайская система чжоу, или префектур.

Все эти правительственные институты требовали большого числа чиновников. Их набирали с помощью экзаменационной системы, которая, хотя и существовала еще при Хань, была формализована только в 669 году.

Сельскохозяйственной основой государства Тан была замечательная система поддержки свободных крестьян. Она происходила от системы, созданной еще в Северной Вэй в 486 году, согласно которой земля принадлежала тому, кто ее обрабатывал, в течение его жизни. Северная Вэй применяла ее на осушенных землях, а Тан с 624 года распространила такую систему на всю страну и объединила ее с налоговой системой, придуманной на 5 лет раньше. Большие землевладения были разделены на индивидуальные наделы, которые сохранялись за владельцем пожизненно или до достижения им 60 лет. Для взрослого мужчины надел составлял в среднем чуть меньше трех акров.

Китай, Великий канал
Карта 32. Китай, Великий канал

В системе, однако, не было равноправия — старикам, больным, вдовам и монахам давали меньшие наделы, а государственные чиновники получали от восьми до восьми сотен акров в зависимости от их положения. Князья получали еще больше. В дальнейшем они разделяли эти наделы земли между крестьянами для обработки. Точный размер надела земли зависел от интенсивности сельского хозяйства в данном регионе — в районах тутовых деревьев, где выращивали шелковичных червей, и в районах разведения конопли наделы были меньше. Такая система требовала высокой эффективности от чиновников, всегда нужно было иметь информацию о численности населения и поддерживать продуктивность региона. Правительству также нужно было иметь достаточно власти, чтобы производить регулярный передел земли.

Ранее считалось, что при Тан такая система существовала только в теории, однако недавно найденные в Центральной Азии документы доказывают, что она реально функционировала и что передел земли происходил из поколения в поколение, хотя точных данных по высокопродуктивным регионам, где возделывали рис, так и не найдено.

Способность правительства инициировать передел земли не давала сформироваться классу крупных землевладельцев, как в Европе, а заставляла вместо этого каждого заслуживать право на землю своим трудом. Такая система была связана с налогообложением, оно рассчитывалась не по количеству земли или по желанию землевладельца, а по каждому крестьянину отдельно. Это еще больше улучшало положение свободных крестьян. Крестьяне платили три налога: цзу — злаки, дяо — шелк и коноплю, и юн — государственные работы. Единственной проблемой налогообложения было то, что бремя налогов за чиновников, аристократов и религиозные институты тоже ложилось на плечи крестьян.

Одна из причин, почему Тан поддерживала свободных крестьян, — китайская армия формировалась в основном из них. Эта система была заимствована у Северной Чжоу, где существовали постоянные войска, защищавшие границы. Тан распространили такую практику на всю империю и мобилизовали крестьян по мере надобности. Однако высшие должности в армии занимали аристократы, и из них же формировали кавалерию. Они, а вовсе не гражданские чиновники, были правящей элитой империи.

В эпоху Тан сильно возросло значение кавалерии, и особенно конных лучников с арбалетами — как и в великих кочевых империях. Вначале лошадей захватывали в боях у тюрков, но уже к 650 году существовали государственные лошадиные фермы общим поголовьем в 700 000 лошадей, они снабжали армию и позволяли империи и дальше захватывать земли. Вначале использовались невысокие лошади монгольского типа, родом из степей, но потом их скрестили с уроженцами центральной Азии и Тибета. В 703 году Китай получил в подарок несколько арабских лошадей. Правительству приходилось пристально следить за поголовьем лошадей для кавалерии, которое обеспечивало высокую эффективность армии, практически до конца VII века.

В конце VII — начале VIII века в империи Тан начались внутренние проблемы. Правителем стала By Чжао, бывшая наложница двух императоров Тан — Тай-цзуна (626—649) и Гао-цзуна (649—683). После их смерти By Чжао стала первой императрицей в китайской истории, а также единственным представителем династии Чжоу. Она перевела столицу в Лоян и казнила многих аристократов. Зато она пользовалась поддержкой буддистов, которым она благоволила. Она смогла сохранить власть до смерти, и только после ее кончины в 705 году на трон вернулась династия Тан.

В правление императора Сюань-цзуна (712—756) Тан успешно поддерживали систему, созданную более ста лет назад, хотя она и ощущала все возрастающее напряжение. В 721—724 годах чиновничество были реформировано, теперь в его обязанности входило собирать налоги и возвращать землю в государственное владение при необходимости. Проблемы с армией и амбициями генералов продолжали расти — однако до середины VIII века, когда усилилось внешнее давление, возникшее из-за соперничества империй в Центральной Азии, династия Тан оставалась способна поддерживать систему в рабочем состоянии, и Китай был мощным, процветающим и единым государством.

11.5.3. Вероисповедание

Во время правления Суй и Тан Китай был буддистским государством. Он играл ключевую роль в эволюции восточно-евразийского буддизма — китайские школы буддистов, которые развивались в это время, стали проводниками буддизма в Японии. Вера была важной частью китайского общества и основой влияния на Корею и Японию. В середине VII века в Китае было 185 команд переводчиков, работающих над великими индийскими текстами. Множество пилигримов путешествовали в Индию. Сюань-цзун, свободно владевший санскритом, отправился туда по суше и привез в Китай тексты софистически сложной философской школы Виджнанавады, которая впоследствии сильно повлияла на развитие философской мысли Японии.

Были и другие знаменитые путешественики — корейский монах ХуЧао, который путешествовал в Индию по морю и вернулся через Центральную Азию в 729 году, и У-кун, который повторил это путешествие, уехав в 751 и вернувшись в 790 году. Китай находился под влиянием работ индийских философов в течение всего VII века — тантрический буддизм по морю попал Шри-Ланку и Юго-Западную Азию, а затем в Центральную Азию и Тибет. Первые его последователи достигли Китая в 716 году, а основные тексты были переведены в 750-х годах. В Китае также развивались два важнейших буддийских течения. Школа Чистой Земли была сильно упрощенной формой буддизма, последователи ее поклонялись Будде Амитабха и должны были возрождаться в Чистой Земле. Более важным стало развитие в восьмом веке учения Чань (Чистого Света) — которое в Японии стало известно под названием дзен. Оно не признавало изображений, было враждебно традициям и считало, что неожиданное просветление с помощью парадоксов лучше изнурительных долгих тренировок.

Китай также был открыт различным влияниям, особенно через основные центраьно-азиатские торговые пути. Во всех крупных городах Китая имелись иностранные кварталы, а Чанъань был фактически многонациональным городом. Первый зороастрийский храм был построен в столице в 631 году, а потом их построили и во всех крупных городах. Манихейство стало легальным учением с 694 года.

Другое внешнее влияние оказывало несторианство — хотя то, как оно потеряло почти все свое оригинальное содержание под влиянием буддизма, иллюстрирует сложности культурной преемственности из Евразии. Несторий был патриархом Константинополя в начале V века, он утверждал двойную природу Христа. Его признали еретиком и отлучили от церкви. Несторианская церковь развивалась в империи Сасанидов, потому что ее последователи были настроены враждебно к Восточной Римской империи и подвергались преследованиям в ней. Зато они были толерантны к мусульманам — что позволило им распространиться на восток вдоль торговых путей. Миссионер Алопен был принят императором Тан Тай-Цзуном в 635 году, через три года ему позволили проповедовать. Император сказал: «Это учение дружелюбно всем существам и выгодно всем людям. Так что пусть оно свободно идет по моей империи». В Китае его знали как по-су цзин-цзяо («религия священных текстов Ирана») — но оно оставалось чуждым обществу и сообщалось с ним основном с помощью согдианских купцов. Некоторое время спустя в нем еще хорошо угадывалось христианство, что демонстрирует стела в несторианской церкви в Чанъане, воздвигнутая в 781 году с двуязычным текстом на сирийском и китайском (когда иезуитские миссионеры нашли ее в XVII веке, они были уверены, что это мистификация).

Однако китайцы, с их даосистским и буддийским прошлым, не понимали концепты христианства, даже несмотря на то, что несторианская церковь заимствовала буддийские термины, назвала свои тексты сутрами, а святых — буддами. Окончательно она потеряла свои христианские корни, по описанию епископа Кириакуса, главы церкви в Чаньане, в начале VIII века. Его «Сутра таинственного отдыха и удовольствия» не содержит ничего христианского, а вместо идей Иисуса учит буддийским идеям об избежании желаний и важности недеяния.

На юг Китая ислам проник с торговцами из Индии и Юго-Западной Азии. Особенно много его последователей было в Кантоне (по-арабски Ханфу), где было две мечети — Сунни и Шиа.


Создание Византийского государства

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.4. Создание Византийского государства

Стремительный рост исламской империи породил столкновение с Восточной Римской империей, которая, в отличие от империи Сасанидов, выжила, хотя и сильно изменилась. За несколько десятков лет она утратила контроль над Сирией, Египтом и Северной Африкой. Это означало утрату большой части населения империи, некоторых богатейших городов и важных торговых путей (вместе с доходом, который они приносили), а также важнейших поставок зерна из Египта, обеспечивающих питанием население Константинополя.

У Римской империи отняли центр Юго-Западной Азии, и она из великой страны превратилась не более чем в обычное крупное государство. Пульс ее истории теперь зависел от положения дел в Исламской империи: чем сильнее становилась последняя, тем слабее была первая, и наоборот.

Необходимость концентрации военных сил на границе с Исламской империей на востоке привела к потере территорий на Балканах, завоеванных славянами и аварами. На Балканах империя была способна контролировать только основные города: Афины, Патры, Коринф, Салоники и крепости во Фракии, такие как Адрианополь. Военные действия все приближались к Константинополю, поэтому империи была необходима послушная Фракия — ведь она производила большую часть продовольствия для этого города. Жизненно важной ценностью стал торговый путь через Босфор к Черному морю.

Именно потеря большой части территории знаменует собой превращение Восточной Римской империи в Византию. Ее население не начало называть себя византийцами (это слово происходит от названия греческой колонии, на месте которой основали Константинополь), несмотря на преобладание греческого языка и культуры. Люди звали себя «ромаиои» (ромеями) —то есть римлянами и христианами; эти слова были, по сути, синонимами. Они остро осознавали свое происхождение от римлян, преемственность своей истории и в особенности значение столицы как второго Рима.

В любом случае, внутренние перемены после усиления Исламской империи создали совершенно другое государство, нежели основанное Диоклетианом и Константином и существовавшее на востоке до середины VII века. Несмотря на это, история Византии часто рассматривается как упадок страны, просуществовавшей после этих преобразований еще в течение восьми веков. Она сохраняла свою власть в течение многих лет, хотя и была ослаблена после завоевания западными христианами в 1204 году. Культурное же влияние Византии распространялось на большую часть Балкан, Западную Европу и Россию, то есть гораздо шире, чем прямое политическое влияние.

В течение двадцати лет после смерти Мухаммеда Восточная Римская империя контролировала почти всю Анатолию, которая и стала центром нового Византийского государства. Большие потери населения, земель и доходов вкупе с десятилетиями непрекращающейся войны и внутренних конфликтов привели к упрощению состава общества. Земледельцы не поставляли достаточно излишков, чтобы поддерживать всю инфраструктуру, и многие города пришли в упадок, оставив Константинополь единственным настоящим городом в стране. Византийская империя стала военизированным государством, ориентированным на содержание крупной армии и управление с ее помощью (часто именно армия решала, кому быть императором). Старые землевладельцы пропали в беспорядках VII века, и в Сенате стали заседать арендаторы крупных владений.

Разделение между гражданской и военной властью исчезло, власть стала централизованной. Такая структура впервые появилась в Италии, когда она потеряла большую часть полуострова из-за нападения ломбардцев в 560-х годах, а также использовалась в Леванте Ираклием во время войн с Сасанидами. С 650-х годов остатки империи были разделены на военные области (фемы) под началом стратегов, ответственных за все управление — гражданский правитель был лишь их представителем.

У правительства не было возможности содержать прежнюю наемную армию, поэтому систему военной службы пришлось изменить. Солдатам каждой фемы давали неотчуждаемый участок земли и освобождали от большей части налогов, а взамен они, как и их потомки, должны были служить в армии. Основой государства стали крестьяне-солдаты Анатолии. Власть старых землевладельцев пришла в упадок, крепостные превратились в свободных крестьян, несущих воинскую повинность.

Хотя класс крупных землевладельцев почти полностью исчез, власть все более концентрировалась в руках военных и местных элит. Тем не менее Византийская империя веками оставалась достаточно сильной, чтобы контролировать этот процесс. Даже если часть доходов от государства переходила в руки частного владельца, государство составляло практикой — регистр крестьянских долгов, и время от времени проверяло его. Землевладельцы не были полностью независимы. С IX века начал появляться новый класс крестьян — парики (paroikoi), которые брали землю в аренду у землевладельцев и попадали таким образом к ним в зависимость.

Гражданская война у мусульман в 656—661 годах дала Византии передышку между потерями 630—640-х годов, но сразу после этого в империи начался крупнейший в VII веке кризис. Тяжелые осады Константинополя в 660, 668 и 674-678-х годах повлекли за собой потерю земель в низовьях Дуная, завоеванных булгарами в 681 году. Десять лет спустя мусульманские войска захватили Армению. Единственным утешением стало соглашение с арабами о том, что ни одна сторона не станет размещать свои силы на Кипре и что доходы от здешней торговли будут разделены между ними (договор действовал три века).

После 695 года Византию ослабляли гражданская война и безвольные правители. В 705 искалеченный Юстиниан II (ему отрезали нос во время восстания в 695 году) снова вошел в Константинополь — но для этого ему понадобилась помощь болгар, которым пришлось платить дань. В 717 году стратег Анатолии захватил власть, нарек себя Львом III и положил начало новой династии.

Незамедлительно вслед за этим в государстве вспыхнули еще более сильные религиозные споры. Фундаментальные принципы ислама запрещали изображения на иконах Бога и людей, включая Мухаммеда. Это сильно повлияло на восточное христианство через два движения — павликиан и иконокластов (иконоборцев). Первые были близки несторианам, они считали, что Христос был человеком, а Господь уже после рождения сделал его божественным. Им противостоял афтартодокетизм — крайняя секта монофизитов, считавших тело Христа божественным, а следовательно, само распятие, — иллюзией.

Иконоборцы имели меньше разногласий с восточной церковью, их было много в крестьянских армиях Анатолии и среди «белого духовенства». Главными их противниками являлись монахи. В 726 году Лев III официально поддержал это движение и, несмотря на народное возмущение в городах, в 730 году выпустил декрет об уничтожении всех религиозных изображений.

Лев III умер в 741 году. После короткой гражданской войны между разными частями армии, на престол взошел его сын Константин V, радикальный иконоборец. Его временный успех в противостоянии мусульманам в конце 740-х годов стал причиной возросшей популярности его религиозных взглядов, и в 754 году церковный собор постановил, что поклонение изображениям противоречит доктринам церкви и подлежит анафеме. Впоследствии этот собор признали неправомочным.

После смерти Константина V в 775 году в Византии начался период нестабильности, длившийся почти год. Сначала власть захватила вдова Константина, Ирина, которая на Никейском соборе в 787 году прекратила поддерживать иконоборцев. В результате этого павликиане покинули лоно церкви, перешли на позиции манихейцев, утверждавших о двойственности мира и при поддержке халифата основали собственное государство в верховьях Ефрата.

В 802 году мятежники ослепили и свергли с престола сына Ирины, Константина IV, и ее саму. Набеги арабов и булгар возобновились; следующий император Никифор был убит, а из его черепа булгарский хан Крум приказал сделать чашу. Лев IV, симпатизировавший иконоборцам, был убит в 820 году сторонником икон, а в следующем году восстание крестьян в Анатолии власти смогли подавить только с помощью булгар. Поражения от мусульман (особенно на Сицилии), придворные интриги, безвольные императоры и регенты продолжали ослаблять Византию до 860 годов.


Структура исламского общества

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.3. Структура исламского общества

11.3.1. Ранний халифат

Как и все империи с экстенсивным типом роста, арабская империя столкнулась с проблемой управления огромной, неорганизованной и мультикультурной страной. Эта проблема стала еще острее из-за того, что у арабов не имелось государственной структуры, на которой они могли бы основываться. После смерти Мухаммед не оставил ни сыновей, ни преемника, которые могли бы унаследовать власть, ни четких указаний, согласно которым можно было бы организовать правительство. Его последователи выбрали Абу Бакра, человека из племени курайш, который сопровождал Мухаммеда в Медине в 622 году, на роль имама (то есть лидера общины) — и дали ему титул халифа, или калифа, то есть преемника мессии и проводника божьей воли. Восстания других арабских племен, выбравших своих вождей, были подавлены, и к 633 году Абу Бакр правил всей Аравией.

Он умер в 634 году. Его преемник Омар (634—644) благоволил к людям, которые близко знали Мухаммеда — особенно к тем, кто дружил с ним еще в Медине. Он был халифом во время стремительных завоеваний и смог установить первые арабские законы. Он принял закон о том, что завоеванные территории принадлежат государству и обществу, а не отдельным личностям. Арабы оставались военной элитой, жили в гарнизонах и снабжались за счет поставок с завоеванных земель. Им было запрещено заниматься земледелием. Такие меры гарантировали, что арабы не будут быстро смешиваться с жителями завоеванных регионов.

Как бы то ни было, нужно было найти способ править самими арабами. Племенные образования сформировались около 638 года, их вожди, командовавшие в войне и принимавшие решения в мирное время, были приближены к халифу, таким образом сформировался ашраф — правящая аристократия. При халифе, как и у всех правителей недавно образовавшихся империй, существовала лишь небольшая структура государственных институтов, на которые он мог полагаться. Основой власти были семейные связи, четыре правителя империи были кровными родственниками халифа. В результате между публичной и частной жизнью существовало очень мало разграничений в отношении управления, финансов и власти.

Во время завоеваний арабы старались не разрушать ничего сверх необходимости, а их политика основывалась на причинении минимальных неудобств коренному населению. Для большей части населения — крестьян — жизнь почти не менялась, они просто начинали платить налоги другому правительству. Договоренности между городами и провинциями давали высокую степень автономности местной власти, исправно платившей дань власти вышестоящей. Существующие законы сохранились — старый египетский налог зерном в пользу Рима просто перевели из Константинополя в Мекку и Медину, а потом в Багдад.

Ключевым вопросом стало отношение к религиям. Сначала ислам был толерантной религией — Мухаммед позволял евреям и христианам придерживаться своей веры и лишь брал с них определенный налог. Такая практика продолжилась и после завоеваний. Попытки привлечь неверующих не делались — исламское вероисповедание было символом власти и подчеркивало превосходство правителей. Переход в новую веру только запутал бы определение статуса и уменьшил доходы властей.

11.3.2. Омейяды и две первые гражданские войны

Третий халиф Усман был аристократом из Мекки и благоволил клану Омейядов и другим уроженцам Мекки, которых не было среди первых последователей Мухаммеда. Это был первый признак возвращения старых, до-исламских, властных структур. К этому времени большая часть богатства и силы исламского мира уже находились за пределами Аравии, так что Медина стала плохо подходить на роль столицы. Напряжение внутри мусульманского мира достигло апогея в связи с убийством Усмана арабскими солдатами в 656 году. Разгорелась пятилетняя гражданская война и борьба за власть, в ходе которой не только решались вопросы правления, но и произошел фундаментальный теологический раскол, сильно ослабивший ислам.

В 656 году существовало несколько претендентов на титул халифа. Али, кузен и зять Мухаммеда, обосновывал свои притязания религиозной преданностью Мухаммеду. Он быстро устранил Талха и аль-Зубайра, аристократов Мекки, которых поддерживала Айша, младшая вдова Мухаммеда. Другим претендентом был Муавийа, правитель Сирии, недавно принявший ислам, но принадлежащий к той же семье Омейядов, которая устранила Усмана. Битва при Сиффине в 657 году между войсками Али и Муавийи закончилась ничьей. Внутри войска Али возник конфликт, в ходе которого часть солдат поддержала Али, а часть войск, получившая название хариджитов («отступников»), покинула его. Али был убит в 661 одним из хариджитов, и Муавийа признали халифом. Он стал первым халифом, который лично не был связан с Мухаммедом.

Первая гражданская война 656—661 годов расколола ряды мусульман. Шииты (от слова шиа — приверженцы) поддерживали Али как истинного последователя Мухаммеда. С этой точки зрения первые три халифа были узурпаторами, и только Али и его потомки могут по праву носить титул халифов, который по своей природе является религиозным. Хариджиты поддерживали власть первых двух халифов и считали, что Усман, Али и все последующие правители были ошибкой. Они утверждали, что власть над халифатом не должна передаваться по наследству ни одной из династий, а должна быть выборной и даваться за личные качества.

Оставшаяся группа (позднее получившая название сунниты), объединявшая большинство верующих, придерживалась позиции, которая не была представлена в ходе первой гражданской войны. Они считали, что халиф — это носитель политической власти в исламском мире, а духовное лидерство может принадлежать любому правоверному мусульманину.

Победа Муавийи в первой гражданской войне подтвердила ведущую роль аристократии Мекки и семьи Омейядов в управлении халифатом. Перенос столицы из Медины в Дамаск, центр власти Омейядов, только подтвердил появление этой новой структуры. Муавийи нужно было справиться с фракциями внутри арабской элиты — в особенности с группировками в Мекке и Медине, и с отделяющимися от ислама религиозными течениями. Это удалось ему благодаря помощи арабских племен в Сирии и верности родственников, которые эффективно управляли провинциями империи.

Утверждение Омейядов как правящей династии произошло, когда Муавийя назначил своего сына Язида своим преемником. Это решение вызвало разногласия — ведь титул халифа должен был быть выборным, а Омейядов многие аристократы считали выскочками, принявшими веру из-за политической выгоды. Результатом стала вторая гражданская война, длившаяся с 680 по 692 год. Она началась с бунта аль-Хусайи, сына Али. Его с семьей убили в Карбале, и в глазах шиитов они стали великими мучениками. Основные силы противников Омейядов возглавил Ибн аль-Зубейр, сын главного героя первой гражданской войны, утверждавший, что мусульманским миром следует управлять из Мекки.

После ранней смерти Язида в 683 году, халифом при поддержке влиятельного племени Куда’а был выбран Марван I из Омейядов. Он управлял Сирией и Египтом. Так было до 692 года, когда его сын, Абд-аль-Малик, победил и убил аль-Зубейра, контролировавшего большую часть Месопотамии. Таким образом, он вновь получил власть над всем мусульманским миром. Омейяды удержали власть — но не с помощью убеждения, а силой, используя даже бомбардировку священного города Мекки. Они правили до 740-х годов.

11.3.3. Общество при Омейядах

Мир, которым управляли Омейяды, стремительно менялся, и старые институты, созданные в эпоху завоеваний, стали непригодны. Идея правления военной элиты, состоящей из арабов и держащейся обособленно от основной части населения, а также имеющей особую религию, изжила себя. Теперь, когда мир царил как внутри страны, так и за ее пределами, арабы могли оставить армию и заняться гражданскими делами. В Иране и Месопотамии многие из них стали землевладельцами. Арабская клановая система также разрушилась, потому что общество стала более сложными, и арабы все больше смешивались с неарабами.

Ключевым моментом стало изменение способа набора в армию. Хотя арабские племена оставались сильны, уже не они формировали основную часть армии, перешедшей к полковой системе. Армию все больше формировали из сирийцев, которые могли быть призваны (из арабов и не арабов) для защиты местных земель. Постепенно армия стала главным инструментом контроля внутренней ситуации, и все чаще местные правители приходили из военных, а не из родственников халифа. Создалась нестабильная ситуация, при которой гражданский халиф должен был пытаться контролировать армию и через нее управлять империей.

Неустойчивость осложнялась смещением центра мусульманского мира из Сирии в Месопотамию, а также важной социальной переменой — растущими темпами обращения в ислам. В первые времена принять ислам могли только рабы в арабских домах и люди, близкие арабскому обществу, — но постепенно к ним присоединялись все новые группы, особенно из среды старой правящей элиты Сасанидов. Этот процесс нужно было брать под контроль, потому что он подрывал важнейший принцип Арабской империи — только немусульмане платят налоги. Когда арабы-мусульмане превратились в землевладельцев, освободить их от налогов стало невозможно, а такое налогообложение ослабляло режим, установившийся во время завоеваний. Все эти изменения произошли в десятилетия после 690-х годов и означали переход от исключительно арабского государства к базированию на более широкой, мусульманской основе.

Хотя роль арабской элиты фундаментально изменилась, арабский язык стремительно стал языком официальных документов, литературы и религии во всем исламском мире. Он стал самым распространенным языком в Египте, Сирии и Месопотамии и распространялся быстрее, чем сам ислам. Другие языки — коптский в Египте и арамейский в Сирии и Месопотамии — сохранились, но их значение все уменьшалось.

Тем не менее административная система в Египте и Сирии осталась практически такой же, как и при правлении Восточной Римской империи, исламские основы управления приживались здесь очень медленно. В Иране было по-другому. В западной части страны арабские переселенцы разговаривали на двух языках, но дальше к востоку они отказывались от арабского и учили персидский, который и несли дальше на восток, в Трансоксанию, где он вытеснил согдийский. Таким было начало важного процесса — создания нового ирано-арабского мусульманского сообщества, которое переняло много древних иранских традиций.


Исламская экспансия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.2. Исламская экспансия

Основным фактором в ранней истории ислама после смерти Мухаммеда в 632 году были крупные завоевания, подобных которым сложно найти в мировой истории. В первые несколько лет произошли набеги на Сирию и Месопотамию, восточные владения Византии и империи Сасанидов. Вначале арабы терпели поражения — возможно, они (а следовательно, и ислам) никогда бы не победили, если бы обе эти империи не были истощены из-за десятилетий постоянной войны друг с другом.

В конце 630-х годов новые атаки арабов увенчались победами. В 636 году был завоеван Дамаск, а в следующем году, после битвы при Ярмуке, Восточная Римская империя начала отступать — в 638 году она потеряла Иерусалим, в 641 году — оставшуюся часть Сирии. В том же 637 году, когда произошла битва при Ярмуке, арабы нанесли поражение Сасанидам в битве при Кадисии и завоевали большую часть Месопотамии, включая ее столицу Ктесифон. Пятью годами позже Сасаниды проиграли битву при Нихавенде около хребта Загрос и не смогли остановить вторжение арабов в Иран.

Несмотря на то, что военные кампании были довольно длительными — нужно было сломить сопротивление Сасанидов в горах, провинция Фарс была завоевана только в 649 году, а отдаленный Хорасан в 654 году, — империя Сасанидов к середине 640-х годов перестала быть влиятельной политической силой. В 643 году, после падения Александрии, был завоеван Западный Египет, одновременно пал Триполи.

В течение десяти лет после смерти Мухаммеда мусульмане захватили контроль над всем юго-западом Азии, Ираном и Египтом. Опираясь на эти территории, они продолжали экспансию. Оставшаяся часть Северной Африки была завоевана между 643 и 711 годами, а за ней в 759 году последовал весь Иберийский полуостров. На востоке арабские войска выступили из Ирана к Инду и в 713 году заняли ключевые торговые города центральной Азии — Бухару и Самарканд. В начале VIII века мусульмане создали крупнейшую империю, когда-либо существовавшую в мире.

Создание исламской империи
Карта 30. Создание исламской империи


Появление ислама

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)

Появление и распространение ислама ознаменовало собой переходный период в истории Евразии. Менее чем за сто лет с момента создания новой религии мусульмане основали империю с особым, уникальным культурным и социальным устройством. Ни одна религия в мировой истории не находила последователей так быстро и легко. Ислам распространился до Испании через юг Средиземноморья, а также в Юго-Восточную Азию, Иран и далее в Центральную Азии и Индию. Это была первая империя, которая смогла объединить настолько отличные друг от друга культуры, и первая, простиравшаяся от побережья Средиземного моря до Индийского океана. С течением времени мир ислама включил в себя Юго-Западную Азию, западное побережье Африки и большие области Восточной Африки. Исламский мир, наряду с Китаем, был центром цивилизации в мире в течение тысячи лет, он создал великолепные города и области развитого земледелия.

Распространение мусульманской религии привело к появлению расширяющегося мира, объединенного единой валютой — динаром, и международным языком — арабским. Новое вероисповедание, которое тысячу лет было величайшей и наиболее влиятельной в мире монотеистической религией, создало социальную структуру, открытую для новообращеных. Исламский мир состоят из космополитических торговых империй и независимых купеческих элит больших городов, связанных морскими и караванными путями с окраинами империи — от Кордовы до Самарканда, и его центром — Дамаском, Багдадом, а впоследствии Каиром.

Во многом распространение ислама арабами является еще одним примером столкновения кочевых групп с периферии с устоявшимся обществом «цивилизованных» государств. После недолгой борьбы арабская элита была поглощена существующим обществом, хотя и оно изменились под влиянием новой религии. В итоге возникла новая синкретическая цивилизация Юго-Западной Азии и Ирана. В этом регионе ислам наследовал идеи эллинизма, в особенности Платона и Аристотеля, а также Эвклида, Архимеда, Птолемея и Галена, став главным проводником этих знаний в Западную Европу. В Иране появился персидско-арабское общество, а контакты мусульманского мира с Индией стали основой для знакомства с достижениями индийцев, в особенности математикой, и для дальнейшей передачи этих знаний в исламский мир, а в итоге — в Западную Европу.

Одновременно с распространением ислама в начале VII века наблюдался расцвет Китая при правлении династий Суй и Тан. Помимо сильного экономического подъема это было время китайской военной экспансии — особенно в Центральную Азию, где влияние Китая стало намного шире и сильнее, чем это было при династии Хань. К середине VIII века в Центральной Азии столкнулись две мощные завоевательные силы. Это был первый случай в мировой истории, когда империи Юго-Западной Азии и Средиземноморья вступили в прямой контакт с великим государством Евразийского континента. Кроме этого противостояния, указанным двум силам приходилось соперничать с крупнейшими империями Центральной Азии — тюркской и Тибетом. К тому же на окраинах Евразии, в Японии и Западной Европе, также началось образование государств.

В течение четырех веков после 600 года в Евразии произошло много событий. У великих империй и государств наступил период расширения и внутренней стабильности, который длился в течение примерно ста пятидесяти лет. Неурядицы в Китае начались в 750-х годах, с битвы при Таласе между мусульманами и китайцами в 751 году. Противоречия между арабским и китайским миром множились и стали очевидны при возвышении империи Аббасидов и упадке династии Тан. Скорость распада увеличивалась, и к X веку Китай снова раскололся на несколько государств, а Аббасиды более не контролировали весь мусульманский мир. Кроме того, в Центральной Азии распались Тибет и империя тюрков, так что начавшееся возрождение Западной Европы около 800 года закончилось дальнейшим вторжением племен с периферии.

11.1. Появление ислама

Возвышение арабов с Аравийского полуострова в 630-х годах стало полнейшей неожиданностью. Этот район всегда был неразвитым из-за сухой бесплодной почвы. Земледелие существовало в Южной Аравии, Омане и в нескольких разрозненных оазисах — но по большей части на полуострове жили кочевники, перегонявшие стада верблюдов по пустыне или разводившие овец и коз на более плодородных побережьях. В Йемене, а также на севере около торговых городов Петры (столицы Набатайского царства до 106 года, когда оно было завоевано римлянами) и Пальмиры существовали небольшие царства. Римская империя и Сасаниды несколько раз пытались установить контроль над полуостровом — но в его глубине всегда жили дикие племена. Местные кочевники были бедны и очень отличались от племен Центральной Азии — в Аравии не было культурного обмена с более развитыми странами. Крупнейшее достижение VI века — это увеличение роли Мекки как торгового города, контролирующего караванные пути с юга на север. Это произошло в результате упадка городов, расположенных севернее, особенно Пальмиры, и увеличения количества пиратов на Красном море, что заставило направило торговцев пользоваться другими путями.

Мекка была и остается центром паломничества, так как в ней находится мусульманская святыня — Кааба. В городе и на окружающей территории обитало племя курайш, появившееся в начале VI века. У племени вместо одного вождя существовал совет клановых вождей, между которыми зачастую вспыхивала кровная вражда. Вот в этом мире в начале седьмого века и появился пророк Мухаммед.

Сложности в выяснении истинных подробностей истории появления ислама и жизни Мухаммеда возникают из-за отсутствия источников — за исключением ортодоксальной версии, созданной в 690-х годах халифом Абд аль-Маликом из династии Омейядов. В процессе редактуры этих текстов была создана мощная традиция. Практически единственный источник, датируемый периодом ранее 800 года — это сам текст Корана, в котором почти ничего не говорится о Мухаммеде. Общеизвестная его биография была написана в XI веке ибн Хишамом на основе работы ибн Исхака, умершего в 767 году.

Мухаммед родился около 570 года в Мекке и начал проповедовать в возрасте около сорока лет, после своего первого религиозного откровения. У него было не более сотни последователей и натянутые отношения с племенем курайш. В 622 году он уехал из Мекки в Ясриб, ставший впоследствии Мединой, куда, по древней традиции, его призвали как религиозного лидера, чтобы он возглавил общину и прекратил вражду между кланами.

Вероятно, его пригласила сюда крупная еврейская община, которой нравился жесткий монотеизм учения Мухаммеда. Вскоре после прибытия Мухаммед написал для Медины конституцию, в которой сформировал как правила существования общества (уммы), так и законы, практически создав новое государство. Еще более важным было создание религиозных посланий, которые впоследствии были объединены в Коран — откровений ангела Гавриила, сделанных Мухаммеду.

Итоговый текст Корана был утвержден халифом Усманом (644—656) и, хотя существуют некоторые вариации, нет сомнений, что это истинное учение Мухаммеда и что этот текст свободен от проблемы «точности передачи сообщений», которой страдает Новый Завет. Вдобавок были записаны хадисы — высказывания Мухаммеда, которые не являются частью вдохновленного божественной волей Корана. В Медине Мухаммед разработал пять столпов ислама: салят (намаз, молитва), закят (благотворительность), хадж (путешествие в святые места), шахада (формула единобожия (Т.е. «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Прим. ред.)) и соблюдение поста в Рамадан.

Ислам многое унаследовал от иудаизма и христианства. В Коране упоминается Адам как предок всех людей, а также ветхозаветные пророки и другие важные фигуры, например Авраам и Моисей, и даже Иисус как один из пророков. Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что ранний ислам очень близок иудаизму в отношении монотеизма, морали, религиозных обрядов, а также в подчеркивании важности пророка, посланного богом избранному народу. Кроме того, ислам близок христианству с его идеей Страшного Суда, который ждет каждого человека в конце мира. Первые мусульмане молились, обращаясь лицом к Иерусалиму, а не к Мекке. Значимость Иерусалима (и его завоевания) могла бы оказаться гораздо выше, чем это получилось в результате мусульманского влияния — если, конечно, оно имело смысл для первых арабских военных кампаний.

Несмотря на близкое родство раннего ислама с иудаизмом, в 924 году Мухаммед поссорился с евреями в Медине, и его последователей изгнали оттуда либо поработили. В то же время в Мекке росла напряженность, здесь началась гражданская война, в то время как популярность учения Мухаммеда среди племени курайш усиливалась. В 625 году начались военные столкновения и нападения на караванные пути.

В 630 году Мухаммед завоевал Мекку, освободил Каабу и превратил ее в мусульманское святилище. Ко времени его смерти два года спустя большинство арабских племен Аравийского полуострова (до этого у них существовали некие объединения, но не имелось ничего похожего на государственную структуру) объединились в новую мусульманскую общность — умму. В течение нескольких десятилетий арабские племена проходили одну из самых заметных и интенсивных трансформаций в мировой истории.

Вместо поклонения языческим богам они стали монотеистами и ярыми распространителями новой мировой религии. Жизнь пустынных кочевников они поменяли на оседлость в стабильных цивилизованных регионах. Нищета сменилась благосостоянием. Из наивных провинциалов они превратились в жителей центра Евразии. Это было тем более удивительным, что все перемены очень сильно повлияли и на самих арабов.

Основной проблемой было то, что Мухаммед создал не только религиозное, но и политическое сообщество. Его последователям нужно было найти способ легализовать новое положение мусульман в завоеванных районах, опираясь только на руководство, оставленное Мухаммедом. Необходимо было определить место арабской военной элиты и ее отношения с подавляющим большинством населения новой империи. Менее чем за сто лет из-за различных проблем вспыхнуло три гражданские войны, и исламский мир безвозвратно разделился на части.


Римско-сасанидское противостояние

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.13. Римско-сасанидское противостояние

Главной проблемой для Восточной Римской империи, особенно при Юстиниане и его наследниках, было ведение войны на два фронта. Самым могущественным врагом, которому она противостояла, была Сасанидская империя в Иране, и поэтому силы, которые можно было освободить для запада, обычно были очень ограничены. Противостояние двух империй серьезно ослабляло обе — без достижения решительного исхода.

Сасанидская империя, последняя из трех великих иранских империй, была основана Ардаширом, который победил парфян в 224 году, хотя военные действия против остатков парфян продолжались еще больше десяти лет. Сасаниды захватили большую часть старой парфянской империи (кроме Армении). В середине III века Сасаниды под предводительством Шапура (который также разбил римлян и захватил в плен императора Валериана) смогли использовать развал Кушанской империи, чтобы распространить свой контроль на значительные участки Центральной Азии, включая Бактрию.

С конца III века, после смерти Шапура (вероятно, в 272 году), судя по всему, наступил долгий период стабильности. После поражения римлян в 363 году был установлен контроль над северной Месопотамией. С этого момента граница с римлянами стала в значительной степени спокойной, и вспыхивающая время от времени вражда проявлялась лишь вокруг нескольких приграничных городов, предметов осады и откупов. В это время армия Сасанидов, похоже, была построена на основе рекрутского набора, а аристократия поставляла кавалерию и крестьян в пехоту.

Высший взлет Сасанидской империи пришелся на Хосрова I (известного на Востоке как Хосроэс), который правил с 531 до 579 года. Основой его власти впервые стало налогообложение; действующий земельный налог давал императору достаточно денег для создания регулярной армии под собственным контролем. Это разрушило власть местной аристократии, усилило центральную власть и дало возможность царю управлять более широкой группой местных землевладельцев, а не маленькой группкой аристократов, которая раньше контролировала армию.

Пока римляне были заняты на западе, Сасаниды смогли в 540 году захватить Антиохию, второй по величине город Восточной империи. Война с римлянами продолжалась до 561 года, когда последние запросили мира, уплатив большую контрибуцию. У Сасанидов также хватило сил, чтобы одновременно развернуть армию на востоке своей империи и в 558 году расширить свою власть до самой реки Окс.

После смерти Хосрова I последовали споры о наследовании, и Хосров II (591—628) сел на трон, лишь одолев претендента Вахрама Чобина с помощью римского императора Мауриция. В обмен римлянам отдали несколько приграничных городов. Но вражда с Сасанидами вернулась после убийства Мауриция узурпатором Фокасом в 602 году и последовавшего затем в империи хаоса. Сасаниды захватили Антиохию, Александрию и священный город Иерусалим.

Рим смог возродиться при императоре Гераклиусе, который взял власть в 610 году. С 622 года, после отвоевания основных городов империи, он начал войну в Месопотамии, оставив Константинополь в одиночку защищаться от одновременной осады Сасанидским и аварским войском. За захватом римлянами Ктесифона последовал военный мятеж и смерть Хосрова II в 628 году. За следующие четыре в империи Сасанидов сменилось пять императоров. Проблема заключалась в том, что Восточная римская империя, хотя и одержавшая победу, была так же ослаблена почти тридцатью годами непрерывных войн, как и ее соперник. Ни один из противников оказался не в состоянии противостоять усилению воинственного ислама в Аравии в 630-х годах. Именно быстрые победы новых арабских армий радикально изменили евразийский мир.


Возрождение Восточной Римской империи

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.12. Возрождение Восточной Римской империи

В Восточной империи правительственная структура, созданная при Диоклетиане и Константине, существовала в основном не тронутой до середины VII века. Империя оставалась могущественной и богатой, и ее правители всегда считали, что ее власть распространится и на западные провинции. Проблема заключалась лишь в накоплении достаточного количества сил — экспедиция в 458 году, чтобы вновь забрать у вандалов Северную Африку, оказалась позорным провалом.

Ключевой фигурой в этот период стал Юстиниан, который является еще одним примером важности в ранних империях долгого правления для достижения стабильности, необходимой для сбора сил. Юстиниан был императором с 527 по 565 годы — но стал реальной силой позади трона с 518 года, при правлении его дяди Юстина I. Его правление демонстрирует также сплав римских традиций с новыми христианскими элементами поздней империи. Его кодификация римского права в «Сборнике» (533) и «Кодексе Юстиниана» (534) заложила основы правовой системы многих более поздних европейских государств.

В то же самое время были введены законы, запрещающие обучение язычеству, Юстиниан окончательно закрыл Академию в Афинах. Хотя его повторные завоевания были сродни новому утверждению имперской власти, они проводились под знаменем утверждения правильной религии над ересями, в особенности над арианством, которое доминировало в варварских царствах.

Наследие Юстиниана тоже было глубоко сомнительным. Он преуспел в повторном завоевании Северной Африки — но следствием этого стало навязывание грекоговорящей администрации (как и на остальном востоке) в районе, который при предыдущем императоре всегда был латиноговорящим. Попытка вновь завоевать Италию привела к разрушительной двадцатилетней войне, которая уничтожила большую часть остававшейся еще старой римской элиты и римских институтов. В конце концов многие сенаторские семьи уехали на восток и осели в латиноговорящей колонии в Константинополе. Цена войн была чудовищной и, учитывая еще и потери от разразившейся в 540-х годах бубонной чумы, можно сделать вывод о том, что империя оказалась серьезно ослаблена.

Не вполне ясно, представлял ли себе Юстиниан значимость завоеваний в начале своего правления. Северная Африка была легко отвоевана у вандалов в 533 году — но то была давнишняя политика, частично обусловленная важностью получения районов, производящих зерно. В 536 году полководец Юстиниана Велизарий снова захватил Сицилию и в 540 году вошел в Рим. Проблема заключалась в том, что силы требовались также и на востоке против сасанидов, и только 5000 человек могли быть оставлены для защиты Рима от войска Остроготов в 20 000 человек. Рим пал перед ними дважды, прежде чем более крупные силы под командованием евнуха Нарсеса смогли высвободиться в 550-х годах. Нарсес разбил готского царя Тотилу в битве при Буста Галлоре в 552 году, и большая часть опустошенной войной Италии была, хотя бы временно, присоединена к империи. Удалось установить контроль даже над южной прибрежной полосой Испании.

 «Повторное завоевание» под руководством Юстиниана
Карта 29. «Повторное завоевание» под руководством Юстиниана

Однако Восточная империя настолько ослабела, что могла набрать достаточно сил только для поддержания контроля либо в Италии, либо на Балканах. В 568 году вторжение ломбардийцев ослабило имперскую власть в маленьком экзархате Равенна и в южных частях полуострова. В 580-х годах авары и славяне захватили большую часть Балкан. Стало наконец ясно, что старая Римская империя не может быть восстановлена.


Кризис поздней Римской империи

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 10. Кризис (200—600 годы н.э.)
10.11. Кризис поздней Римской империи

Ко времени, когда Китай начал выходить из самого страшного хаоса, последовавшего за паданием династии Хань, а империя Гупта господствовала в большей части Индии, Римская империя входила в период глубокого кризиса. Стабильность при Диоклетиане и Константине разрешила некоторые внутренние проблемы, но основная слабость осталась. Первейшей проблемой оставался вечный вопрос имперского наследования. После смерти Константина в 337 году три его сына разделили империю и начали долгую гражданскую войну. К 350 году Констанций II, единственный оставшийся в живых, стал единоличным императором. Однако он не имел наследника, и Юлиан, один из сыновей двоюродного брата Константина, восстал и захватил власть после смерти Констанция в 361 году.

Юлиан правил всего два года, и его таинственная смерть (возможно, в результате заговора христиан, так как он поддерживал язычество) привела к концу линию Константина. Следующие императоры, Иовиан и Валентиниан, были выбраны армией, последний возродил практику назначения со-императора (Валента), хотя формально империя не была разделена. Это случилось только в 395 году, когда после смерти Феодосия империя была поделена между двумя его сыновьями — Гонорием на западе и Аркадием на востоке. Это формальное разделение просуществовало до свержения последнего императора на западе в 476 году. За весь этот период не нашлось способа, гарантировавшего стабильность наследования по линии императора, поэтому проблема каждый раз решалась сочетанием происхождения, браков, придворных интриг и, что самое важное, поддержки армии.

Второй основной проблемой стало содержание адекватной армии. При сильно подорванной экономике военных приходилось кормить из местных ресурсов, и вдоль границ большинство солдат (как и в приграничных районах Китая) было крестьянами-ополченцами, содержащими себя самостоятельно. Но по мере уменьшения налоговых сборов и способности центрального правительства поднять годовой доход, уменьшалась возможность набирать рекрутов и платить наемникам. Размер римской армии значительно упал — с примерно 150 000 человек при возникновении империи до менее половины этого количества к концу IV века.

Размер армии имел большое значение — римляне не обладали ни технологическим, ни тактическим превосходством над своими противниками. Равно сближало римлян и китайцев то, что им приходилось опираться на все большее количество наемников «варваров». Это могло бы и не стать проблемой, если бы центральное правительство оставалось достаточно сильным, чтобы контролировать их Но так как власть слабела, независимость «варварских» военачальников возрастала.

Третья проблема возникла из споров о наследовании. Вкупе с ослаблением центрального правительства и все растущей неэффективностью армии росла и неспособность защищать границы империи. До конца IV века контроль еще осуществлялся за всеми провинциями, кроме Дакии, которой овладели поздно, и ее трудно было защищать — она была потеряна уже в середине III века. Первые признаки основных проблем появились в 370-х годах после жестокого поражения Юлиана в Месопотамии от сасанидов в 363 году. Германское племя готов выталкивалось на запад гуннами, и в 376 году готам было позволено расселиться в широком регионе на Балканах и во Фракии — в основном потому, что у имперских властей не было особого выбора. Двумя годами позднее они восстали, и в битве при Адрианополе император Валент был убит. Своего финала продвижение поселений готов достигло в 382 году, когда они стали военными союзниками и начали получать ежегодную субсидию от имперского правительства.

Хотя проблема готов была устранена, способ ее разрешения проиллюстрировал последний момент в трудностях, которые вставали перед империей. По крайней мере на востоке она была еще достаточно хорошо организована, сильна и, что еще важнее, достаточно богата, чтобы в случае необходимости, откупаться от «варваров». Поэтому острые проблемы впервые возникли на западе, где империя была слабой, испытывала основное давление «варваров» и была слишком бедна, чтобы покупать мир. Основной упадок империи происходил тут с начала V века. Он отмечен уходом с контролируемых «цивилизованными» государствами территорий, относящихся к периферии Западной Евразии, которые были освоены более тысячи лет тому назад, и отступлением в старое ядро — в регион Восточного Средиземноморья.

Проблемы начались в 406 году с перехода через Рейн немецких племен, хотя их продвижение на этом этапе было ограниченным. На следующий год претендент на имперский престол, Константин III, поднял мятеж в Британии. Он забрал с собой на континент легионы, которыми командовал, чтобы попытаться заявить свои права на трон, и римские войска уже не вернулись на острова. «Римские» армии на западе находились уже под командованием «варвара» — Стилихона, который обладал большей властью, чем император. Такие же командиры из «варваров» существовали и на востоке, но их держали под контролем. На Балканах готы разделились, и остроготы (То есть восточные готы, остготы. Прим. ред.) под предводительством Алариха двинулись на запад. В 410 году они захватили Рим, а на следующий год последние римские легионы покинули Иберию.

В 418 году другая часть готов, визиготы (Западные, готы вестготы. Прим. ред.), начали селиться в южной Галлии, а позднее двинулись в Испанию. В 428 году римские армии провели свою последнюю кампанию у Рейна. Так как контроль над западными провинциями ослабел, имперскому правительству, которое переехало из Милана в более защищенную Равенну, ничего не оставалось делать, как попытаться столкнуть одну группу «варваров» с другой. В 432 году почти все римские войска были выведены из Северной Африки, чтобы принять участие в гражданской войне, вспыхнувшей в Италии.

Количество «варварских» захватчиков оставалось сравнительно небольшим. В 439 году менее 80 000 вандалов захватили всю Северную Африку. К 455 году вандалы предводительством Гейзериха установили контроль над Корсикой, Сардинией и Балеарскими островами, а также разграбили Рим. Старая столица едва избежала такой судьбы двумя годами ранее, когда гунны под предводительством Аттилы, от которого восточное правительство откупилось в начале 440-х годов выплатой 6000 фунтов золота в год, двинулись на запад, так как новый император Марсиан прекратил им субсидии. Только смерть Аттилы и война между гуннами за наследование пощадила Западную империю от дальнейшего разрушения.

С 457 года эффективная власть на западе перешла в руки германского командующего имперскими армиями — Рицимера. После его смерти в 472 году этот пост была захвачен последним главнокомандующим («отцом солдат») Одоакром. В 476 году он сместил последнего императора на западе, который носил скромное имя Ромул Августул, и принял титул царя под номинальной властью восточного императора. Хотя эти события 476 года часто рассматриваются как веха «падения Римской империи», они имели не более чем символическое значение — и в основном важны для востока, который стал единственным наследником римских традиций.

Даже после 476 года многие старые римские традиции сохранились на западе. В 490 году Теодорих, вождь Остроготов, находившийся в плену в Константинополе с 460-х годов и дважды бывший «отцом солдат», взял власть в Италии. В 493 году он захватил Равенну, где был убит Одоакр. Теодорих принял римские традиции. Он восстановил свободную раздачу зерна и возродил в Риме цирки; элита в основном уцелела — Сенат все еще функционировал, а консульство запада продолжало работать до 541 года, когда оно было упразднено восточным императором. В 505 году Теодорих установил контроль над Паннонией, чтобы создать защитный барьер на северо-востоке, а через три года захватил Прованс.

В Галлии имела место более сложная цепь событий. Различные группы пытались установить свое превосходство — визиготы на юге, бургунды в долине Роны, группа под предводительством Гундобада, бывшего римского командира, а также франки. Эта последняя группа не вошла в Галлию как «варвары захватчики», а установила власть на севере под рукой Хильдерика I, который, как и Гундобад, был бывшим римским командиром. Франки установили свою власть в Галлии при сыне Хильдерика, Хлодвиге, после своей победы в 507 году в битве при Вуале (возле Пуатье) над визиготским царством с центром в Тулузе.

До середины VI века, несмотря на появление новых царств, возглавляемых «варварами», в старой империи все еще поддерживалась значительная степень целостности. Действительно, стоит рассматривать ситуацию за весь период между 400 и 550 годами в Западной Европе не как захлестнувшую ее одну дикую волну варваров-захватчиков, а как медленную, постоянную эрозию имперской власти. Германцы продвигались в империю веками, в процессе этого они адсорбировали римскую культуру и изменяли свой образ жизни. Власть римских армий и правительства уменьшалась, все больше германцев появлялось внутри границ империи, и их вожди устанавливали контроль над имперскими армиями. В конце концов они создали свои собственные царства — но все еще сохраняли многие римские традиции и проявляли как минимум формальную лояльность восточному императору. Римская элита уцелела, многие из нее уже принадлежали христианской церкви, а римский закон существовал рядом с германским законом. Императоры на востоке приняли прагматичную политику — они не могли оказывать давление на западного императора, но считали возникновение новых царств неизбежным и просто приняли наилучший из возможных для себя компромиссов.

Масса крестьянства сохранилась, но его статус начал меняться по всей империи задолго до окончательного краха на западе. Рабство утратило свое значение, но статусы бывших рабов и свободных крестьян слились воедино и появился абсолютно новый класс несвободных крепостных, которые были привязаны к земле. Этот вариант развития не имел места в Китае, где свободное крестьянство оставалось основной сельской группой.

На взлете Римской империи крупномасштабное рабство в основном ограничивалось Италией. В других местах сохранились свободные арендаторы, они были вольны покинуть место проживания, когда их договор об аренде (обычно пять лет по римскому закону) заканчивался, или же имели право возобновить ее на годовой основе. Социальная группа крепостных, известная как колоны, привязанная к земле, существовала, но их было относительно мало. Основное изменение произошло при Диоклетиане, как результат его налоговой реформы, которую он организовал в отчаянной попытке собрать достаточно денег, чтобы содержать армию. Крестьян расписали по налоговым регистрам и привязали к земле на основе передачи по наследству. Крестьянин-собственник оказался привязанным к своей деревне — но арендатор был прикреплен к своему участку. Первый мог и не заметить особой разницы в статусе, потому что контроль осуществлялся на уровне деревни и не ниже. Но последняя группа наверняка перемену ощутила, особенно когда официальный контроль над ней усилился.

В 332 году Константин позволил землевладельцам заковывать в цепи колонов, которых они подозревали в желании уйти с земли. В 365 году колонам не разрешили отказываться от своего хозяйства без согласия их землевладельца, а в 370-х правительство позволило землевладельцам взимать налоги с колонов вместо государственных сборщиков налогов. На самом дне этой социальной группы находились адскриптиции, которые являлись настоящими рабами, так как они могли продаваться землевладельцами с землей, к которой были привязаны. Эта группа «сформировалась» к концу IV века, когда законодательство запретило продавать рабов отдельно от земли, на которой они работали. В конце V века рабы и адскриптиции не брались на военную службу, потому что не считались свободными. Колоны лично были свободны, но на практике привязаны к земле.

Точная пропорция крестьян в каждой из этих групп варьировалась от района к району. В некоторых местах, особенно в Египте, свободные крестьяне с короткими сроками аренды служили в армии, но в таких областях, как Италия, в которой находились самые крупные поместья, преобладали несвободные крепостные. Такое развитие стало важным для позднейшей истории Европы. Несвободное крепостное крестьянство стало доминирующей частью сельского населения в большинстве районов континента на тысячу лет вперед.

«Варвары» в Западной империи около 525 года н.э.
Карта 28. «Варвары» в Западной империи около 525 года н.э.