Сельское хозяйство и условия жизни

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 12. Мир поздней Евразии

К 1000 году н. э. жизнь людей на территории Евразии во многом изменилась по сравнению с той, какой она была в ранних земледельческих империях, существовавших на континенте на протяжении трех предыдущих тысячелетий. Эти изменения происходили очень медленно. Мировое население выросло с 30 млн в 2000 году до н. э. до 50 млн в 1000 году до н. э. Резкий скачок в развитии, вызванный появлением железных орудий труда и возможностью обрабатывать больше земли, вызвал удвоение населения к 500 году до н. э. и еще раз удвоил его к 100 году н. э. — так что общее население Земли составило 200 млн человек. Далее последовал долгий период относительного застоя, так как количество обрабатываемой земли увеличивалось медленно, техническое развитие также приостановилось, а распространение заболеваний, вызванное объединением Евразийского континента, сильно замедлило рост населения. К 1000 году н. э. мировое население выросло всего лишь до 250 млн человек.

Европейские сообщества оставались в подавляющем большинстве земледельческими: девять из десяти человек напрямую зависели от сельскохозяйственного производства, являясь свободными крестьянами, безземельными работниками или крепостными. Многие из остального населения также были косвенно задействованы в сельском хозяйстве, так как занимались производством товаров из сельскохозяйственной продукции — помолом муки, дублением кожи, пивоварением или производством текстильной продукции.

Экономика развивалась медленно, неравномерно, в основном экстенсивным путем — за счет увеличения числа населения увеличивалось и количество обрабатываемой земли. Однако основные препятствия на пути ее развития были вызваны общественным устройством и являлись почти непреодолимыми. Тем, кто занимался торговлей, она могла принести некоторое благосостояние, но спрос на товары был невелик, так как крестьяне вели главным образом натуральное хозяйство. Развитие торговли шло медленно и часто прерывалось, но количество купцов и продаваемых товаров росло, а расстояния, которые преодолевали торговцы, увеличивались. Это вело к появлению новых источников дохода в обществе — которые, в свою очередь, помогали создавать дополнительный спрос и дальше развивать торговые отношения, еще сильнее увеличивая доходы населения.

В результате в течение многих столетий общество постепенно становилось богаче, а количество источников дохода увеличивалось. Быстрее и заметнее всего эти изменения происходили в тех частях Евразии, где существовало наиболее эффективное сельское хозяйство, способное обеспечивать широкую инфраструктуру торговли и производства. Наиболее заметными эти процессы были в трех регионах: в Китае, где начиная приблизительно со II века до нашей эры существовала монетарная экономика и хорошо развитая торговая сеть; в Индии с ее высокопродуктивным сельским хозяйством и торговыми городами (особенно на юге); а также во многих мусульманских странах.

Параллельно с этими изменениями в первом тысячелетии новой эры начал ускоряться темп технического прогресса, предоставляя людям еще более широкие возможности. Приблизительно к 1000 году Китай стал первой страной в Евразии, начавшей освобождаться от некоторых глобальных сдерживающих факторов, которые ранее мешали развитию человеческого общества. В экономике происходили фундаментальные перемены, они влияли на сельское хозяйство, промышленность, торговлю и финансовую систему, а также на государственное устройство, систему налогообложения и в итоге на объем средств, которыми государство могло располагать.

Эти перемены рассматриваются в следующей главе. В данной главе будет более широко описан мир Евразии, приведен общий обзор жизни империй, существовавших в 600—1500 годах и рассмотрены некоторые из сдерживающих факторов, которые все еще стояли на пути необходимых перемен в экономике и общественной жизни. Также здесь будет проанализированы расширяющиеся торговые связи в Евразии, приведшие к росту числа городов, богатевших за счет торговли, и ускорение технического прогресса — главным образом, в Китае.

12.1. Сельское хозяйство и условия жизни

Продуктивность сельского хозяйства в Евразии была низкой. Исключением являлись лишь несколько регионов — долина реки Янцзы, где использовалась ирригация и сеялись высокоурожайные сорта риса, а также отдельные части Индии, Месопотамии и Египта. Урожайность была низкой, особенно в Европе, где урожай превышал количество посеянного зерна немногим больше, чем в два раза (современные сорта дают приблизительно тридцатикратное количество от первоначально посеянного зерна). Урожайность винограда была меньше современной примерно в семь раз. Количество животных, которых могли содержать земледельцы, также было крайне ограничено из-за невозможности запасать достаточно корма на зиму — к весне скот обычно настолько ослабевал, что животных приходилось выносить на поля, чтобы они могли щипать свежую траву. Это означало в том числе и нехватку навоза для сельскохозяйственных нужд. Некоторые рукописи XIII века, найденные недалеко от Парижа, содержат рекомендации, согласно которым поля должны были удобряться по меньшей мере раз в десять лет. Из-за нехватки корма продуктивность животноводства была также очень низкой — английская корова в XIV веке производила примерно в шесть раз меньше молока, чем в наши дни.

Подавляющая часть населения страдала из-за неурожаев, вызванных плохими погодными условиями, насекомыми-вредителями и военными действиями. Эти проблемы еще более усугублялись тем, что значительные количества продукции, производимой крестьянами, присваивали себе землевладельцы, а также в виде налогов забирало государство. Японские крестьяне выращивали рис — но основная его часть отдавалась землевладельцам и государству, поэтому сами крестьяне питались в основном пшеном и дикорастущими растениями. В Европе крестьянам приходилось отдавать примерно третью часть своего урожая, и у них редко оставалась продукция на продажу. В России, где зима могла длиться более 200 дней, крестьянам нужно было делать значительные заготовки корма на зиму, чтобы сохранить свой скот, и лес оставался важным источником пищи, как и во времена охотников и собирателей. Лишь вблизи некоторых городов Евразии крестьяне имели возможность торговать своей продукцией, так как присутствовал рынок сбыта, и даже небольшой участок земли мог приносить ощутимую прибыль.

Голод был постоянным страхом для людей — в XI столетии Франция пережила двадцать шесть периодов голода, который охватывал всю страну. Во многих случаях причиной являлось не только то, что пищи было недостаточно и бедняки не могли ее купить — пищу просто негде было найти. В 1315—1317 годах случился ряд особо острых неурожаев в Западной Европе, и когда в августе 1316 года король Эдуард II приехал в Сент-Олбанс, даже он не смог купить себе еды, так как ее нигде не было.

Основная часть крестьян была бедной, они не обладали практически никакой собственностью. В Японии крестьяне носили одежду из пеньки — это была единственная ткань, которая была в их распоряжении. В Европе до XVII века города почти полностью состояли из деревянных конструкций, а крестьяне жили в хижинах с глиняными и земляными стенами без окон, причем свой домашний скот они держали там же, чтобы он не замерзал. Даже в 1560 году четверть населения в Пескаре жила в трущобах, в земляных пещерах. Домашнюю мебель можно было обнаружить лишь в таких богатых странах, как Китай. Общественные бани были популярны только в мусульманских странах. В одном лишь Китае существовала эффективная система по удалению из городов отходов, остававшихся от людей и животных. В конце XIII века в Сиене городской совет содержал свинью и четырех поросят специально для того, чтобы они поедали отбросы на площади Пяьцца-дель-Кампо.

В Европе большинство людей питалось крайне однообразно: их пищей были в основном хлеб, жидкая каша, похлебка и суп. В Китае, Юго-Восточной Азии и отдельных частях Индии люди питались практически только одним рисом. Мясо и рыба были редкостью, регулярно употреблять их в пищу могли только богатые — а бедняки могли их себе позволить только во время некоторых праздников.

Не удивительно, что люди не отличались крепким здоровьем, а продолжительность жизни была невысокой. В Леванте в ранний исламский период средняя продолжительность жизни была приблизительно такой же, как и в 9000 году до н. э. В Скандинавии около 1200 года н. э. средняя продолжительность жизни составляла восемнадцать лет, причем половина родившихся умирала еще в детском возрасте. В пятнадцать лет люди могли предполагать, что они доживут до тридцати четырех. Тщательное изучение более ста кладбищ, расположенных на севере Альп и относящихся к периоду между 1000 и 1200 годами н. э., показывает, что, помимо очень высокой детской смертности, треть мужчин и четверть женщин умирали между четырнадцатью и двадцатью годами — главным образом от малярии, оспы, дизентерии и туберкулеза. Меньше четверти всего населения доживала до сорока лет. Лишь немногие, в основном представители высших слоев общества, которые лучше питались и практически не выполняли физической работы, могли жить долго — например, папы римские Луций III и Селестин III прожили более девяноста лет.

Как следствие, половозрастная структура в Евразии резко отличалась от современной. Лишь около 5% людей были старше 65 лет, и основную массу иждивенцев составляли дети. Однако у родителей обычно не было возможности вырастить всех, и смерть ребенка была обычным явлением. В Европе приблизительно каждый десятый младенец был подкидышем, от которого отказались собственные родители.

12.1.1. Распространение новых видов растений

Распространение ислама и возникновение общеисламской культуры, которая объединяла народы от Западного Средиземноморья до Юго-Восточной Азии и Африки, дали толчок к первой фундаментальной перемене в мировом сельском хозяйстве. Они разрушили многие культурные барьеры, которые ранее препятствовали обмену идеями между различными народами, и сгладили настороженность, которая раньше существовала между странами Средиземноморья и странами, омываемыми Индийским океаном. В результате впервые за десять тысяч лет, со времен появления земледелия, различные посевные культуры начали распространяться по новым территориям.

Новые культуры не только несколько расширили возможности крестьян и снизили опасность неурожая, но также внесли значительные изменения в рацион питания. Главным центром распространения сельскохозяйственных культур была Индия, где уже многие века возделывались растения, которые индийские торговцы привозили на родину из Юго-Восточной Азии. Когда мусульманские торговцы стали торговать в Индии, они привезли семена некоторых растений в Иран и Месопотамию, где они сначала культивировались в новых условиях, а затем распространялись дальше на запад, в Средиземноморский регион.

Основными культурами, получившими распространение, были злаки. Сорго пришло в Индию из Африки, в X веке было привезено в Юго-Восточную Азию, а столетие спустя — в Испанию. До ислама рис был практически неизвестен в Юго-Западной Азии, но затем из Индии он стремительно распространился по всем регионам, в которых были подходящие климатические условия для его выращивания. Твердые сорта пшеницы впервые стали возделываться, вероятно, в Эфиопии — но затем, благодаря арабам, распространились из района Красного моря по всему Средиземноморскому региону.

Еще более важной культурой был сахарный тростник. Предполагается, что он появился как сельскохозяйственная культура в Юго-Восточной Азии, откуда попал в Китай к первому веку н. э., а также на запад в Индию, и в конечном счете оттуда в Иран. Широкое распространение тростника началось именно с расширением территорий, где исповедовали ислам. Он попал в Месопотамию, а затем, к X веку, распространился по территории Леванта и островам Восточного Средиземноморья, особенно на Кипре. Он также проник на восточное побережье Африки до Занзибара.

Сахар пришелся по вкусу людям всех стран и народов, но для обработки сахарного тростника требовалось много тяжелого труда. Потребность Европы в сахаре позднее стала одной из самых влиятельных экономических сил в мировой истории. Распространение сахарных плантаций, владельцами которых были европейцы, сначала по территории Средиземноморья, потом по островам Атлантического океана, а потом по Северной и Южной Америкам, послужило причиной появления крупнейших рабовладельческих империй в мире.

Почти такое же значение имело и расширение ареала выращивания хлопка. Изначально его производили на северо-западе Индии в регионе цивилизации долины Инда. Быстрому его распространению мешало то, что для него требуются строго определенные климатические условия: к I веку до н. э. он добрался только до Персидского залива, Нубии и Юго-Восточной Азии. Самой ощутимую перемену внесло появление в VIII веке гораздо более выносливого сорта хлопка — в Центральной Азии, в районах оазисов и торгового города Турфан. В течение двухсот лет его выращивали уже по всему исламскому миру, что послужило основой для возникновения новой текстильной промышленности, так как умение прясть хлопчатобумажные нити распространялось очень быстро.

Появились и другие сельскохозяйственные культуры, играющие несколько меньшую роль в мировом сельском хозяйстве. Одними из наиболее значительных были цитрусовые деревья, сложность культивации которых заключалась в том, что для сохранения сортности их необходимо было постоянно прививать. Цитрусовые изначально появились в очень маленьком районе Ассама и северной Бирмы — но в Китае, Индии и на Малаккском полуострове из них вывели множество различных сортов. Только один вид цитрусовых — цитрон — достиг Юго-Западной Азии раньше ислама, а к X веку померанец, лимон и лайм были привезены из Юго-Западной Индии в Средиземноморский регион.

Бананы появились в Бирме и Юго-Восточной Азии и к IV веку до н. э. достигли Индии и Китая. Вместе с исламской культурой их привезли на запад, и к X веку по северному африканскому побережью они достигли Испании, а по восточному — Занзибара. Шпинат и баклажан появились в Индии, к V веку достигли Китая и Ирана, и, благодаря исламу, быстро продвинулись на запад и достигли Испании не позже X века. Другие культуры оказалось невозможно возделывать в Средиземноморье, поэтому выращивали только в отдельных частях исламского мира. Кокосовая пальма пришла в Индию к VI веку до н. э. с Малаккского полуострова, но на западе появилась лишь долгое время спустя, так как она с трудом приживалась даже там, где климат совсем ненамного отличался от естественных для нее условий. К X веку ее, возможно, выращивали в Восточной Африке, но на побережье Персидского залива (в Омане и Дофаре) она не появлялась до XIV века. Манго также пришло из Индии и к IX веку выращивалось в Омане, а немного позднее — и в Восточной Африке.

Проникновение новых культур из исламского мира в христианскую Европу шло значительно медленнее. Оно происходило через две территории, по которым шло распространение знаний и технологий из мусульманских стран — Испанию и Сицилию. В XIII веке сорго и твердая пшеница достигли Италии (последняя стала причиной появления классического итальянского блюда — макарон), следом за ними в XIV веке здесь появились апельсины и лимоны, а столетие спустя — рис (который выращивался крупными землевладельцами в долине реки По).

Причиной медленного течения описанного процесса были не климатические условия и не отсутствие ирригационных систем в южной Европе, а отсутствие новых технологий ведения сельского хозяйства. Появление новых культур произвело в мусульманском мире сельскохозяйственную революцию, позволяя ускорить уборку урожая и севооборот, а также расширить площадь возделываемых территорий. В некоторых наиболее плодородных районах было возможно собирать три урожая в год — на Кипре засевать хлопок между двумя посевами пшеницы, а в наиболее подвергнутых ирригации частях Месопотамии и в долине реки Янцзы в Китае можно было собирать два урожая риса в год. Риск неурожая снижался благодаря более широкому разнообразию выращиваемых культур — а рост прибыли, который они обеспечивали, способствовал общему подъему экономики. Именно сельскохозяйственная основа помогла исламскому миру сохранить свою позицию одного из двух богатейших регионов мира (вторым был Китай).


Обзор VII. Мир около 1000 года н.э.

Население: 265 млн человек
Региональное население:
  • Индия - 80 млн человек,
  • Китай - 65 млн человек,
  • остальная Азия - 40 млн человек,
  • Африка - 35 млн человек;
  • Европа: 35 млн человек
  • Франция - 6 млн,
  • Германия - 3 млн,
  • Италия — 5 млн

Крупнейшие города:
  • Кайфын (450 000),
  • Ханчжоу (450 000),
  • Константинополь (300 000),
  • Сиань (300 000),
  • Каир (200 000),
  • Киото (200 000),
  • Багдад (150 000),
  • Кантон (150 000),
  • Севилья(125 000),
  • Исфахан (110 000),
  • Самарканд (70 000),
  • Венеция (35 000),
  • Милан (45 000),
  • Лондон (30 000)

События:
  • Полинезийцы заселяют Новую Зеландию
  • Китай объединен под властью династии Сун
  • Империя Хитан, охватывающая территории северного Китая, Монголии и Манчжурии
  • Королевство Корё в Корее
  • Династия Газнавидов правит в Иране, Афганистане и в долине Инда
  • Господствующая торговля сривиджайя в Юго-Восточной Азии
  • Халифат Омейядов в Испании
  • Очень медленное политическое восстановление Западной Европе после нашествий X столетия. Маленькие королевства в Англии и на севере Испании, слабая империя Оттона, королевство Капетингов в районе Парижа
  • Создана польская католическая церковь в правление династии Пястов. Образование Венгерского королевства. Обращение Скандинавии в христианство. Правление викингов на Руси, крещенной по канонам византийской церкви
  • Проникновение ислама в Западную Африку
  • Королевство Ифе на лесистой территории Западной Африки
  • Появление китайской торговли на восточном побережье Африки
  • Королевство Мапунгубве в Зимбабве
  • Царство тольтеков в Центральной Мексике
  • Государство Чиму на севере Перу
  • Крупный ритуальный центр на Тонга
  • Викинги, отплыв из Гренландии, достигают Северной Америки
  • Первое огнестрельное оружие в Китае
  • Бумажные деньги в Китае
  • Первое применение бумаги в исламской Испании
  • Первая приливная мельница в Басре, распространение водяных мельниц в Западной Европе и ветряных мельниц в исламском мире
  • Применение хомута в Европе
  • Ареал выращивания кукурузы расширяется до северо-востока Америки



Проблемы Западной Евразии: раздробленность и нашествия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.12. Проблемы Западной Евразии: раздробленность и нашествия

Карл Великий, в соответствии с франкской традицией, намеревался разделить империю между своими сыновьями. Однако ранняя смерть двух из них привела к тому, что Людовик (позже названный Благочестивым) стал единственным наследником. Он самостоятельно короновался императором еще до смерти своего отца — но ключевое событие произошло двумя годами позднее, когда его повторно венчал на царствование в Реймсе римский папа Стефан IV. Так был установлен прецедент, по которому император для того, чтобы узаконить свою власть, должен венчаться на царство римским папой.

Это стало источником проблем на последующие столетия. Вплоть до 830 года Людовик, как и его отец, был способен поддерживать приемлемый контроль над своими владениями, но затем проблемы обрушились лавиной. Без добычи от завоеваний император не имел рычагов, чтобы укрепить лояльность элиты; растущее число мятежей дополнилось переворотами и интригами внутри королевской семьи и спором о престолонаследии между тремя сыновьями Людовика.

Людовик умер в 840 году, спустя три года в Вердене его сыновья договорились о том, как поделят империю. Лотарь, который был объявлен римским папой наследником императорского титула еще в 823 году, установил свою власть на центральной территории, включая Апеннинский полуостров. Карл (Лысый) утвердился на западе, а Людовик (Немецкий) — на востоке. Позднее оба объединились против Лотаря, а клятвы, которые они дали в 842 году в Страсбурге, стали одними из самых ранних дошедших до нас документов, написанных на старо-французском и древневерхненемецком языках. Однако земли, на которых они правили, не имели ничего общего с народами и языками — это были лишь территории личной власти, основанной на наследном праве.

Остальная часть IX века прошла в почти непрерывных раздорах между тремя королевствами из-за территории и императорского титула. К 880-м годам королевский род фактически вымер: в 884 году Карл Толстый стал теоретически единоличным властелином империи, но у него не было никакой реальной власти, а кроме того, он был сумасшедшим. Когда через четыре года он умер, империя распалась навсегда.

В то время как центральная власть рухнула, местный суверенитет перешел к графам, которые скоро также превратились в наследственных правителей. К 911 году род Каролингов в восточной части Франкского государства пресекся, и хотя некоторые правители из династии Каролингов впоследствии еще правили западными франками в X столетии, последний из них, Людовик V, умер в 987 году. Последние королевские монеты были отчеканены в IX веке, а те немногие монеты, что чеканились в X веке, выпускались уже епископами и местными правителями.

К X столетию держава Франков распалась на ряд государственных образований местного значения: Фландрия, Нормандия, Бургундия, Аквитания, Гасконь и множество более мелких графств. История X столетия — это почти целиком история династических ссор, династических браков и союзов, позволяющих сохранить королевскую генеалогию. Эта раздробленность часто характеризуется как «феодализм» — но данный термин подразумевает лишь специфическую западноевропейскую форму феномена, общего для всех доиндустриальных государств.

В эту эпоху главным источником благосостояния служила земля, и постоянную армию можно было собрать, только жалуя воинам земельные наделы. С ослаблением центрального контроля всегда существовала опасность, что земля, пожалованная правителем, станет наследственной собственностью. Неизбежным последствием становилось то, что большая мощь и большее количество земель могло быть накоплено даже в руках местной военной элиты.

Отличительные черты европейского «феодализма» — это высокая степень раздробленности в IX и X веках, легальное могущество, которого добились местные землевладельцы, а также большое количество крепостных, прикрепленных к обрабатываемой земле и, таким образом, к своему лендлорду.

В то время как сила центральной власти по всей Западной Европе уменьшалась, ее пространство подверглось возрастающему количеству вторжений, которые только ускорили коллапс управленческих структур, когда местные правители начали принимать меры для сопротивления набегам. Итогом явился порочный круг разрушения центральной власти и ослабление порядка.

Первоначально главная угроза пришла из Скандинавии, раннее бывшей периферией Европы. Это стало следствием все возрастающей связности Скандинавии с остальной Европой — особенно проявившейся в тот период, когда держава франков продвигалась во Фризию и активно развивалась торговля, особенно с Хедебю в Дании и с Биркой на восточном побережье Швеции. Такое развитие было весьма типичным для периферийных территорий: слабое королевство появилось в Дании в X столетии, но большая часть Скандинавии оставалась в политическом отношении неоформленной.

Почему жители Скандинавии перешли к организации глубоких военных рейдов, до сих пор не вполне ясно. Первый упоминаемый в хрониках набег произошел в 793 году на монастырь на острове Линдисфарн. Монахи, которые составляли хроники, всегда преувеличивали жестокость викингов, так как те были язычниками и нападали на монастыри (один из главных источников обогащения) — однако христианские властители также были достаточно безжалостны, а вдобавок часто оставляли церковь без защиты. Несколько крупных набегов было совершено в 840-х годах на северную часть Франции (жители которой должны были откупиться от разграбления Парижа), на северное побережье Испании, на юг Франции; в конце десятилетия был разграблен Дублин.

К 850-м годам викинги взяли под свой контроль также и Киев, где они образовали небольшое государство и откуда совершали набеги на Константинополь в 860-х годах. С 860-х годов наиболее тяжелые и масштабные нашествия пришлись на Англию, где королевства Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия были уничтожены, и только Эссекс в правление Альфреда избежал этой участи — да и то лишь потому, что викинги начали расселяться на востоке страны (хотя по всей вероятности их численность была невелика), и их армии стали меньше.

Викинги осели также и на севере Франции, в 911 году правитель северных франков, Карл Простой, признал это свершившимся фактом и сделал вождя викингов Роллона правителем новой провинции Нормандия. Это стало удачным ходом — теперь сами викинги оказывали сопротивление дальнейшим набегам своих соотечественников.

Мир викингов
Карта 35. Мир викингов

Раздробленность во всей Западной Европе становилась все больше. На юге отмечались участившиеся нападения исламских отрядов. Балеарские острова были завоеваны маврами в середине IX столетия — тогда же, когда арабские армии пересекли долину Роны, чтобы захватить рабов. В 840-х годах арабы совершали рейды на юг Италии и даже на папские земли, располагающиеся севернее. В итоге папа был вынужден обратиться за помощью к императору Византии.

Более существенная угроза исходила с Востока и от венгров. Достоверно происхождение этого народа неизвестно, с тех пор они упоминались под самыми различными именами, хотя никто не называл их так, как они называли сами себя — мадьяры. Венгерский язык относится к финно-угорской группе, он содержит рад тюркских элементов, но никак не связан с индоевропейской группой языков, доминировавшей в Европе. Возможно, венгры мигрировали из района среднего течения Волги, где они были известны как оногуры и первоначально находились в подчинении у другого кочевого народа, печенегов. Они пересекли Карпаты в 880-х годах, и с 890-х годов из района Альп совершали набеги в Италию. Первые два десятилетия X века их нашествию подвергались все восточно-франкские земли, в особенности Тюрингия, Саксония и Аллемания. Над ними не могли одержать решительной победы вплоть до 955 года, после чего венгры начали расселяться на территории нынешней Венгерской равнины.

Итогом внутренних слабостей и внешних набегов стало то, что в X столетии Западная Европа оставалась очень бедным, отсталым и плохо обустроенным регионом на окраине Евразийского мира.


Проблемы Восточной Евразии: Китай, Тибет и уйгуры

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.11. Проблемы Восточной Евразии: Китай, Тибет и уйгуры

Поражение арабов в битве при Таласе в 751 году ознаменовало собой начало серьезных проблем в империи Тан. Беды последовали почти немедленно, когда разразилось восстание генерала Ань JIy-шаня. Он был смешанного согдианско-тюркского происхождения и командовал армиями провинций Пекин, Шанси, Шаньдунь. В 755 году он захватил столицу и, хотя через два года умер, восстание продолжалось под руководством другого военачальника, Ши Сы-мина. Оно было подавлено лишь при содействии тибетцев и уйгуров.

С 750-х годов китайцы постоянно теряли территории, которые они контролировали столетиями. В течение 40 лет они ушли почти из всей Центральной Азии, где теперь доминировали народы, исповедавшие ислам, а также тибетцы и уйгуры. В Корее королевство Силла превратилось в эффективное независимое государство под управлением сильного правителя, короля Кёнгдока (742—765). Тем не менее частые восстания аристократии и крестьян в конце VIII века стали причиной падения могущества и коллапса королевства Силла в течении столетия.

На юге с 750-х годов королевство Нань-чжао раскинулось на весьма разнообразных территориях, находящихся под китайским, индийским и тибетским влиянием. К 827 году оно господствовало в районе реки Сицзян, в 860-х годах одержало победу над китайцами и захватило Сычуань. С 902 года оно уже известно под названием королевство Дали и просуществует вплоть до XIII столетия. В 939 году Вьетнам избавился от полного контроля из Южного Китая и впоследствии почти неизменно был независим от Китая.

Уйгуры проживали в степях восточной части Центральной Азии, где находилась их столица Кара-Балгасун. Они, как правило, поддерживали китайцев и помогали им подавить восстание Ань Лу-шаня. Они поступали так, потому что зависели от выплачиваемой Китаем дани. Китайцы должны были платить за каждого уйгурского скакуна сорок мер шелка (ранее они уже выплачивали такую норму тюркам), причем столько же полагалось даже за плохих лошадей. В 765 году династия Тан вынуждена была выплатить уйгурам специальную вознаграждение в 100 000 мер шелка, чтобы те покинули китайскую столицу. В течение столетия китайцы отдавали пятьдесят мер шелка за лошадь и отдельно 500 000 мер шелка каждый год.

Как и прочие азиатские империи, уйгуры были заинтересованы в стабильности, чтобы они могли получать доход с торговли вдоль Великого Шелкового пути. Они сотрудничали с согдианскими торговцами на западе, приняли от них манихейство и согдианский алфавит. Уйгуры быстро превратились в оседлый народ, включенный в обширную торговую сеть Центральной Азии. Они усовершенствовали софистическую правовую систему, которая содержала в себе возможность предъявлять иск за убытки, причиненные разрывом контракта — важная мера предосторожности для своих торговцев.

Закрепление оседлого образа жизни, видимо, ослабило военную организацию уйгуров; одновременно возник внутренний конфликт из-за престолонаследия, результатом чего стала гражданская война в 832 году. В течение более двух десятилетий уйгурская империя потерпела поражение от киргизов (тюркское племя из области Отюкен) и распалась на три княжества: Кань-чжоу, Шай-чжоу и, наиболее важное, Кочжо, существовавшее вокруг оазисов в районе торгового города Турфан. Они долго сохраняли статус независимых, так как ни тибетцы, ни китайцы не были достаточны сильны, чтобы разбить их. В середине IX века уйгуры приняли махаянский буддизм.

Начало IX века отмечено экспансией тибетского могущества, в то время как империя Тан и уйгуры слабели, а тибетцы смогли даже осадить далекий Самарканд. В 822 году они обеспечили себе военную безопасность путем мирного договора с китайцами, признавшими тибетскую независимость: текст этого договора был выгравирован на стеле, которая находилась в Лхасе до 1959 года. Тибетская мощь была недолгой и рухнула в 840-х годах в результате восстания аристократии (частично направленного против буддистских монастырей) и убийства короля Дханг Дарма, не оставившего наследников. В итоге в стране началась анархия. Буддизм был возрожден в Тибете в начале X столетия при дГонгспа рабгсалте, обосновавшимся в монастыре Амдо. Именно здесь была основана старейшая школа буддизма в Тибете — рНьин-ма-па. В политическом отношении Тибет оставался разделенным на несколько мелких княжеств.

Коллапс уйгурского государства в 830-х годов устранил одного из главных сторонников династии Тан. Однако к этому времени Китай уже страдал из-за нескольких проблем, общих для всех доиндустриальных империй в период их упадка: слабости центральной власти, раздробленности и роста внешних угроз, с которыми было трудно справиться. Правительству все сложнее было поддержать контроль внутри страны, в особенности над наместниками и местными военачальниками — чже-ду-ши. К 870-м годам полный упадок «справедливой сельскохозяйственной системы» в империи Тан порождал все увеличивающиеся крестьянское недовольство, в то время местные феодалы (элита) продолжали захватывать земли. Большие группы бандитов и грабителей бродили по сельской местности, в течение десятилетия численность банд выросла и в общей сложности насчитывала до 600 000 человек. В 881—883 годах одна такая бандитская армия захватили столицу Чанань, правительственные войска вернули ее, разграбили, а потом снова оставили крестьянским мародерам. Император покинул превратившийся в руины Чан-ань, Лоян также потерял много своих жителей.

С середины 880-х годов у императоров имелось мало реальной власти, хотя формально династия Тан существовала вплоть до 907 года. Но империя уже распалась, а военные наместники, которые с конца IX века назначали своих преемников без какого-либо вмешательства из центра, теперь вовсе создали свои собственные царства. В X столетии Китай был разделен на «Пять Династий», или царств, которые контролировали главные регионы Китая: Шу — в северной Сычуани, Южная Хань — в районе Кантона, Мин — в Фукяни, Чу в Хунани и У-Юэ в Чжегяне.

Хотя раздробленность в конце IX — начале X столетия продлилась сравнительно недолго (к 979 году Китай вновь воссоединился), она имела несколько существенных последствий. На севере страны многие потомки древних аристократических родов, происходивших еще из кочевых народов, проживавших в Китае и образовавших после падения империи Хань свою собственную династию, исчезли в ходе постоянных войн. В то время как военная знать теряла свою мощь и влияние, все большее количество контролировавшихся наместниками ополчений превращалось в профессиональные армии.

Несмотря на то, что X век был период раздробленности, он стал также периодом быстро увеличивающегося процветания Китая, которое заложило фундамент для выдающихся достижений эпохи Сун в течение следующих трех столетий. В долине Янцзы возрастала продуктивность сельского хозяйства благодаря использованию усовершенствованной технологии ирригации и новых, более продуктивных сортов риса. Это, в свою очередь, вызвало быстрый рост уровня жизни, появление большого количества продовольственных излишков и усилившуюся торговлю.

Контроль за протяженными торговыми путями в Центральной Азии уже не находился в китайских руках, поэтому купцы и торговцы обратили свой взор на морские пути и южные прибрежные города. Здесь уже проявились первые признаки коммерческой революции последующих столетий, и повсюду правительства меняли принципы налогообложения — с сельскохозяйственного и поместного на коммерческое и торговое.

Начало X столетия также отмечено крупным культурным изменением в Китае, характеризующемся возросшей враждебностью к иностранному влиянию, стремлениям возвратиться к традициям, присущим добуддийскому Китаю. Эти настроения отчасти были политическими и стали результатом разрушений, которые причинило восстание Ань Лу-шаня: он и его войска рассматривались (и достаточно справедливо) как не китайские. Кроме того, сильное влияние оказывало все усиливающееся давление тибетцев и уйгуров в Центральной Азии — в особенности от их контроля над торговлей лошадьми.

Китай в X столетии — «Пять династий»
Карта 34. Китай в X столетии — «Пять династий»

Уже в начале 760-х годов в Янчжоу произошли нападения на иностранных купцов. В то же время отмечается возрастающее негодование, вызванное могуществом и богатством буддийских монастырей — тогда как в других регионах Центральной Азии буддизм слабел, потому что был удален из политической жизни. Многие китайцы на юге страны, в особенности представители культурной элиты, возмущались явным усилением знати некитайского происхождения на севере. Они распространяли идею воскресить китайский традиционализм — движение, ставшее известным как «неоконфуцианство», хотя на самом деле оно было весьма далеко от идей, развивавшихся тысячу лет назад в годы правления династии Хань.

В 870-х годах были запрещены религии «иранского» происхождения — зороастризм, манихейство и несторианство. Чуть ранее, между 842 и 845 годами, были предприняты меры против буддизма. Монастыри очищались от «неподходящих» монахов, частные монашеские владения конфисковывались (это вполне можно было объяснить буддийскими принципами). Всего были закрыты либо снесены 4600 монастырей. 260 000 мужчин и женщин из сангхи вынуждены были возвратиться к мирской жизни, а большинство монастырских имений оказались обложены налогом.

Однако эти антибуддийские меры практически везде (возможно, за исключением столицы) применялись не в полную силу, и с 850-х годов смягчились. Буддизм, в особенности его ветвь Чань, продолжал процветать во многих провинциях. Однако репрессии 840-х годов ускорили процесс уже другого рода — устойчивый спад значимости буддизма внутри китайского общества и государства.


Ислам: халифат Аббасидов

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.10. Ислам: халифат Аббасидов

Основной проблемой Аббасидов, некогда контролировавших большую часть исламского мира, была выработка понятного и логического обоснования собственной власти. Этого им так и не удалось добиться. Если бы даже они заявили о своих правах на халифат, то стали бы всего лишь одними из многих конкурентов на династическую власть над исламским миром.

При установлении своего правления Аббасиды сильно расширили численность управляющей элиты, состоящей из арабов, которые занимали влиятельное положение в исламе в первый век его существования. Имперские войска Омейядов, формируемые из сирийцев, были заменены хорасанцами, которые и подняли восстание в пользу Аббасидов. Из них же формировались гарнизоны крепостей и стратегически важных пунктов халифата, они охраняли большинство военных наместников.

Главной базой Аббасидов служил Иран (Аббасиды говорили по-персидски), и они многое заимствовали из практики Сасанидской державы, создавая свою в исламскую систему управления. Они также доверили часть административных постов несторианам, а главным государственным чиновником — визирем — стал выходец из семьи Бармакидов, которые были буддистами из Бакгрии, что в Центральной Азии. Столица халифата переместилась из Дамаска в Месопотамию, где халиф Мансур (754—775) построил новый город Багдад (недалеко от древних столиц Селевкии и Ктесифона). Багдад быстро стал крупнейшим городом в мире (за пределами Китая), с весьма многонациональным населением, стекавшимся сюда со всего исламского мира. В течение столетия с момента своего основания он вырос до 900 000 человек.

Аббасиды утвердились у власти — хотя большинство исламских богословов отрицали обоснованность их требований на халифат. Результатом стал непрерывный религиозный конфликт. Некоторые проблемы происходили от того способа, которым богословы (улемы) интерпретировали исламское право (шариат) в соответствии с арабским обычным правом, существовавшим в этом качестве до Мухаммеда и первых двух халифов.

Это было ненадежной основой для управления громадной империей, созданной Омейядами менее чем за три десятилетия после смерти Мухаммеда. Даже сирийские наемники все больше и больше разочаровывались в халифате, поскольку считали, что Аббасиды не обладают действительным правом на власть и их правление наносит ущерб исламскому миру. Халифат мог получить некоторую выгоду от поддержки других течений ислама — но это не должно было определяться улемами. Однако шииты также отказались признать Аббасидов — несмотря на то, что истоки восстания Аббасибов были шиитского происхождения, и иногда Аббасиды покровительствовали шиитам. Но перечень родов, происходящих от семьи Мухаммеда и имеющих священное право религиозную власть, ограничивался потомками двух семейств, происходящих от сыновей Али (Хасана и Хусейна).

Аббасиды пробовали расширить взгляд на ислам с помощью понятия шуубия — идеи, что ислам совместим с другими культурами, в том числе и неарабскими (например, иранской). Улемы отказались принимать такую трактовку, как не отвечающую идеям Мухаммеда.

В начале IX века халиф Мамун попытался заручиться поддержкой шиитов и выбрать своим приемником их восьмого имама — Али аль-Рида. После крупного восстания в Месопотамии он был вынужден отказаться от этого плана, хотя позднее предпринял попытку заявить о своих правах на власть имама шиитов. В 833 году он начал расследование (михна) против улемов, которое продолжалось и в правление Мутаваккили (847—861).

Эти попытки провалились, так как, в отличие от христианства, у улемов не было формальой церковной организации, которую можно было бы подавить или поставить под контроль. Духовными лидерами становились те, кого поддерживал народ, принимавший их нравственный авторитет. В конце концов Аббасиды вынуждены были опереться на суннитов — которые были меньше всего подготовлены, чтобы согласиться с существованием их халифата.

11.10.1. Испания

Аббасиды никогда полностью не контролировали старую империю Омейядов. В 756 году Абд аль-Рахман ибн Моавия, который спас от вырезания Аббасидами оставшуюся часть семьи Омейядов, захватил власть в исламской провинции аль-Андалус (Испания) и основал династию, правившую здесь до 1031 года. Пиренейский полуостров долго получал экономические выгоды от своего объединения с широким исламским миром. Здешнего богатства было достаточно, чтобы поддерживать постоянно действующую наемную армию (она формировалась главным образом из берберов Северной Африки). Старые вестготские имения, обслуживавшиеся рабами, пришли в запустение, а их население превратилось в арендаторов, производивших излишки продуктов для продажи на общеисламском рынке.

При династии Омейядов эти земли процветали, а столица провинции в Кордове насчитывала к 900 году около 160 000 жителей. Она была значительно крупнее любого другого города в Западной Европе. Возможно, наибольшего своего расцвета провинция аль-Андалус достигла в правление Абд аль-Рахмана III (912—961), который провозгласил себя халифом и создал здесь библиотеку, имевшую в своих фондах свыше 400 000 томов. Огромная мечеть (в последующем преобразованная в кафедральный собор) была построена при аль-Хакаме (961—976).

Испания при исламском правлении была толерантной страной. Это давало существенные преимущества еврейской общине, особенно в сравнении с прежними преследованиями от христианской церкви и вестготов. Значительная часть населения стала мазарабоми: они переняли большую часть мусульманской культуры, при этом оставшись христианами, сохранив христианскую манеру одеваться и систему питания.

Повсюду в исламском мире Аббасиды медленно теряли власть, а в их столице и при дворе ширились династические и религиозные конфликты. В 789 году в Марокко воцарилась династия Идрисидов, ведущая свое происхождение от Али. В 800 году багдадский халиф Гарун аль-Рашид даровал автономию и фактическую независимость наместникам остальных провинций в Северной Африке, которые создали династию Аглабидов. В 821 году халиф Мамун признал новую династию Тахиридов, правивших в Хорасане.

11.10.2. Воины-рабы

На территориях, контролируемых Аббасидами, был создан уникальный для исламского мира институт, оказавший огромное влияние на всю последующую исламскую историю — особая каста воинов-рабов. На первый взгляд идея вооружить рабов может показаться весьма странной, но подобные прецеденты уже имели место в Афинах, Риме и в поздних европейских рабовладельческих империях, которые старались минимизировать военные расходы.

Феномен воинов-рабов вел свое происхождение от первоначального мусульманского идеала элиты арабской армии, существующей отдельно от завоеванного ей общества. Но после того как армия расселилась и интегрировалась в общество, большинство людей из покоренных народов обратилось в ислам. А поскольку большая часть мира уже была завоевана, исламские государства столкнулись с серьезной проблемой — ведь мусульманское право запрещало поднимать оружие против других членов уммы. Использование воинов-рабов из окраинных земель на границах исламского мира решало эту проблему и одновременно давало ряд преимуществ по сравнению с использованием наемников.

Рабов брали на службу в раннем возрасте, они росли без семьи и поэтому их можно было обучить и воспитать так, чтобы у них сформировалась соответствующая система ценностей. Они принадлежали государству или лично правителю и были элитой армии. Общей проблемой оставалось то, что они слишком часто были лояльны только тем правителям, которые их воспитали.

Первые рабы-солдаты появились при халифе Мутассиме (833—842) из династии Аббасидов, они были представителями тюркских племен Центральной Азии. Почти все последующие исламские династии начали полагаться на подобных воинов-рабов. Своего апогея эта традиция достигла, когда в Египте совершила переворот и воцарилась династия мамлюков, правивших страной с 1250 по 1570 год. Фактически это была военная диктатура, установленная воинами-рабами, которые усилились настолько, что сами захватили власть. Оказавшись единственной военной силой в государстве, они в конечном счете создали новое поколение правителей Египта.

11.10.3. Династия Фатимидов и распад Арабского халифата

Окончательный распад халифата Аббасидов начался, когда в 861 году тюркские воины-рабы убили халифа Муттаваккиля. Затем последовал период усиливающейся анархии. Второе поколение воинов-рабов под началом ибн Тулуна захватило власть в Египте, и Аббасиды не могли вернуть контроль над этой территорией вплоть до 905 года. Между 869 и 883 годами произошло несколько восстаний африканских рабов, которых привезли в южную Месопотамию для работы на сахарных плантациях и для мелиоративных работ по борьбе с солончаками на обедневших почвах, чтобы их снова можно было возделывать.

Одной из сильнейших анти-аббасидских группировок в исламском мире была набирающее силу радикальное шиитское движение — исмаилиты. Они полностью переработали шиитские традиции при помощи активной пропаганды новой формы ислама, базирующейся на внутреннем смысле Коранаю. Исмаилиты были свободны от правил и ритуалов Корана, и ориентировались на духовные практики, раскрываемые путем разных степеней посвящения. Это новое течение, несомненно, включало в себя некоторые верования доисламского времени — и суннитские богословы отказались рассматривать его как исламское.

Быстро приобретя политическое влияние, исмаилиты с 909 года контролировали Северную Африку, а в 969 году завоевали Египет, где основали новую столицу Фустат (Каир). Здесь они создали главный центр поклонения халифу Али, с гробницами и паломническими местами. На взгляд мирянина это был немного больше чем просто диктаторский режим, базирующийся на традиционном берберском праве и на тюркских и суданских полках. Большая часть управления здесь сосредоточилась в руках чиновников еврейского и христианского происхождения, как это было прежде, до возвышения династии Аббасидов, а правитель перенял несколько преобразованный византийский ритуал. После 978 года династия Фатимидов управляла Южной Сирией в течение столетия, но исмаилитский режим в Египте около 1021 года не выдержал и пал от внутренних конфликтов и религиозных распрей.

До завоевания Фатимидами Египта в 960-х годах халифат Аббасидов еще продолжал существовать, однако с начала X века их власть даже над сердцем империи, Месопотамией, была минимальной. В 945 году этот регион завоевали иранские наемники, буйиды, которые установили собственный режим, а халифа сделали своей марионеткой.

С первого взгляда может показаться, что распад халифата Аббасидов был процессом, в ходе которого местные крупные землевладельцы, военачальники и наместники тут и там захватывали власть, образовывая свои собственные маленькие государства, уходящие из-под контроля правителя в Багдаде. Однако этот «распад» можно также рассмотреть как естественное и почти неотвратимое развитие многообразия внутри исламского мира, из-за чего громадная унитарная империя была потенциально неустойчивой. Однако упомянутое многообразие оставалось почти полностью политическим — обширную торговую сеть, охватывающую целый исламский мир, коллапс государства Аббасидов мало изменил, и внутреннее культурное и религиозное единство исламского мира сохранилось нетронутым.

11.10.4. Византийский мир

Распад халифата Аббасидов, начавшийся около 860-х годов, по времени почти полностью совпал с новым расцветом могущества Византии — как в прошлом, ритмы византийской истории были противоположны ритмам исламского мира. В 864 году болгары были разбиты и насильно обращены в христианство. Это стало началом долгого процесса христианизации Балкан и распространению византийского культурного влияния. Тремя годами позднее в результате переворота сын македонского крестьянина, известный как Василий I, стал первым императором македонской династии, правившей два века.

Правление этой династии совпало с апогеем византийского могущества — хотя оно оставалось по-прежнему ограниченным. В 870 году была потеряна Мальта, и хотя спустя три года удалось вернуть обратно Бари и добиться определенных успехов в Анатолии, в 902 году были оставлены византийские последние крепости в Сицилии.

В то время как власть Аббасидов клонилась к упадку, в 930-х и 940-х годах были сделаны византийские завоевания в Восточной Анатолии и в Северной Сирии. В 960-х годах византийцы захватили Алеппо и Крит, но позднее власть над ними была ослаблена набегами мусульман в Эгейском регионе. Затем к империи были присоединены четыре армянских королевства: в 968 году Тарон, в 1000 году Тайк, в 1021 году Васпуракан, а в 1045 году Ани, хотя вскоре все они были потеряны.

Таким образом, даже в эпоху внутренних проблем в исламском мире византийцы не смогли добиться желаемого расширения своего могущества, а лишь незначительно изменили баланс сил на востоке. Зато на Балканах и в Восточной Европе им сопутствовал успех. В 989 году князь Владимир Киевский принял христианство, а небольшое княжество, которое он создал, стало духовно и культурно зависимым от Византии. Более важной была победа в 1014 году на реке Струма, когда византийское войско разбило болгарскую армию и свыше 15 000 пленников были ослеплены. Спустя четыре года Болгарское царство было разрушено, а его территория присоединена к Византии.

Главной проблемой для византийских правителей стало укрепление позиций военной аристократии в Анатолии, увеличение их имений и их возрастающая способность использовать крестьянское ополчение для своих нужд. Это не только наносило ущерб законному доходу от сбора пошлин, но и подрывало основные принципы Византийского государства, заложенные в середине VII столетия, и в итоге привело к серьезным изменениям в будущем.


Евроазиатские проблемы

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.9. Евроазиатские проблемы

В период между 600 и 750 годами история Евразии характеризуется общим улучшением условий жизни благодаря восстановлению инфраструктуры после кризиса, длившегося предыдущие четыре столетия со времен падения династии Хань, исчезновения Парфянской империи и возникновения серии внутренних проблем в Римской империи. Сейчас на Евразию воздействовали два ключевых фактора: подъем и быстрая экспансия ислама, стремившегося создать крупнейшую империю, которую когда-либо видел мир, а также воссоединение, расширение и процветание Китая под властью династий Суй и Тан. В Центральной Азии господствовали Тюркская и Тибетская империи. Даже Византийская империя, которая испытывала весьма существенное ослабление своего влияния, оказалась способна выйти из кризиса и продолжить свое существование.

Первым появившимся на краю Евразии государством стала Япония. В Западной Европе, наряду с созданием недолговечной Франкской империей во главе с Каролингами, существовало возникло несколько значимых политических организаций.

Тем не менее примерно с 750 года возрастают признаки проблем во всей Евразии. На протяжении более чем двух веков множество государств испытывали трудности и усиливающуюся неспособность удерживать контроль над своими громадными территориями. Исламская империя распалась на куски, ее дальние провинции получали независимость, династия Тан пришла в упадок, и примерно с 900 года Китай вновь поделен между конкурирующими царствами. Тибетская империя распалась, первое японское государство испытывала все больше и больше трудностей при поддержании системы управления внутри страны, а в Западной Европе Франкская держава сильно ослабела: она переживала нестабильность и новую волну вторжений.

Бросающийся в глаза спад по всей Евразии начался в 744 году, когда сирийские наемники убили аль-Валида II, халифа династии Омейядов, и инициировали третью гражданскую войну, продолжавшуюся до конца столетия. Мерван, наместник Омейядов в Джазире (Армения и Азербайджан), разбил сирийских мятежников — но в свою очередь потерпел поражение от шиитского восстания в иранской провинции Хорасан.

Несмотря на то, что ислам в конце 740-х годах был разобщен, его армии успешно показали себя в битве при Таласе (751) против танского войска, что косвенно повлекло за собой возрастающую нестабильность в Китае. За битвой последовало восстание генерала Ань JIy-шаня, который захватил столицу. Несмотря на то что восстание в итоге было подавлено, китайская власть находилась в упадке и контроль над удаленными частями империи неуклонно терялся.


Обзор VI. Мир около 750 года н.э.

Население: 200 млн человек
Региональное население:
  • Индия - 60 млн человек,
  • Китай - 50 млн человек
  • Остальная Азия — 40 млн человек;
  • Европа — 25 млн человек

Крупнейшие города:
  • Чанъань (1 000 000),
  • Багдад (500 000),
  • Константинополь (300 000),
  • Лоян (250 000 человек),
  • Киото (200 000),
  • Александрия (200 000),
  • Кордова (160 000),
  • Тикал (75 000 человек),
  • Рим (50 000 человек),
  • Париж (25 000)

События:
  • Господство Арабского халифата от Испании до Северной Африки, Египта, Леванта, Месопотамии, Ирана и северо-западной части Индии. Халифат Омейядов повержен, их сменила династия Аббасидов
  • Расширение Китайской империи при династии Тан и пик ее расцвета
  • Столкновение Арабского халифата и Китайской империи в Центральной Азии при участии Уйгурской и Тибетской империями. Таласская битва (751)
  • Начало существования Японского государства
  • Византийская империя слаба и раздираема спорами об иконоборчестве
  • Теотиуахан систематически разрушался внутренними восстаниями, приведшими в итоге к коллапсу империи
  • Цивилизация майя в своем расцвете
  • Монте-Альбан в Оаксака заброшен
  • «Империя» народа Вари в Перу
  • Проникновение ислама на восточное побережье Африки
  • Эфиопское королевство в Уолло
  • Появление ксилографии в Китае, Корее и Японии
  • Появление бумажного производства в исламском мире
  • Первое использование стремени в Западной Европе



Евразийская периферия: Западная Европа

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.8. Евразийская периферия: Западная Европа

В V веке, по прошествии трех столетий после падения Римской империи, Западная Европа была разделена на ряд мелких и слабых государств. Небольшое по численности население было кое-как разбросано в лесистой местности, концентрируясь в изолированных, почти полностью самодостаточных деревнях. В королевствах насчитывалось по несколько городов, но большинство из них было немногим крупнее деревень. Система коммуникаций была бедной, а ресурсы, находящиеся в распоряжении монархов, были крохотными, почти полностью отсутствовала государственная структура. В общем, степень экономического и политического развития оставалась такой же низкой как и в Японии. Территории восточнее Рейна задержались на том же уровне родоплеменного строя, как и тогда, когда римляне впервые столкнулись с ними в I веке до н.э.

11.8.1. Испания и Британия

К 470-м годам власть на Пиренейской полуострове захватили вестготы, но их держава была слабой и разобщенной, и поэтому между 550 и 620 годами они лишились областей на юго-востоке, отошедших к Византийской империи. Реккаред (586—601) рассматривался церковными хронистами как самый могущественный король в этой части мира, потому что он был обращен из арианства в ортодоксальную веру. Церковь, имеющая максимальное влияние в округе Толедо, поддерживала Реккареда и его приемников. Однако на протяжении VII столетия из-за постоянных распрей среди королевской семьи произошел полный упадок системы престолонаследия. Королевство распадалось на мелкие части и было легко уничтожено арабским нашествием в начале VIII века. Толедо был захвачен в 711 году, а в течение следующего десятилетия почти весь полуостров оказался под арабским контролем. Лишь небольшая горстка христианских сообществ (их едва ли можно было назвать государствами) сохранилась в наиболее удаленных горных уголках на севере и западе страны.

Британия всегда являлась очень бедной и незначительной провинцией Римской империи. Точная хронология событий здесь после вывода в 407 году римских легионов остается туманной. Страна распалась на множество небольших враждующих королевств, управляемых бриттами, англосаксами и представителями различных смешанных родов, зачастую при этом гордившихся римскими предками. Несколько городов, например таких как Серенстер, продолжали некоторое время оставаться под властью римлян. Англосаксы первоначально служили римлянам в качестве наемников, а затем остались в Британии, образовав свое собственное королевство. Однако предположение, что они вынудили «кельтов» к массовой иммиграции на Запад, не подтверждается археологическими находками.

К концу VI века возникло несколько более крупных и устойчивых королевств (например, Нортумбрия и Кент). Самым важным событием этого времени стало возвышение расположенной в центре страны Мерсии за счет объединения многих маленьких королевств и племен. Благодаря различным формам союзов или вассалитета Мерсия стала доминировать в южной части острова, ее влияние стало особенно большим в годы правления Оффы (757—796).

11.8.2. Италия

Походы Юстиниана в Италию не только опустошили страну, но также сделали ее практически нежизнеспособной. Возможно, лангобарды были приглашены на север страны сохранившейся римской администрацией для несения пограничной службы. После 568 года в течение четырех лет они заняли большую часть Северной Италии, учредив столицу в Милане и оставив за пределами своих границ только некоторые имперские анклавы (например, Равенну). Хронисты изображали лангобардов чрезвычайно варварским народом — в основном это можно объяснить тем, что церковь до сих пор пыталась возродить империю и выступала против лангобардской власти, так как последняя была толерантна к арианству и позволила ему процветать (в Риме даже возникли арианские церкви).

В действительности лангобарды представляли собой не народ, а элиту, которая жила за счет сбора налогов с крестьян. Эти налоги ввели еще в римский и остготский периоды. Политически полуостров распался на большие независимые герцогства, и подвластная лангобардам территория медленно расширялась, в то время как могущество Византии приходило в упадок. Лангобардское королевство являлось сравнительно успешным и просуществовало более 150 лет.

Медленный упадок власти Византии в Италии способствовал усилению церкви в Риме. Христианская церковь по-прежнему являлась единым организмом, и решение церковных соборов, прошедших на Востоке под председательством императора, сохраняло свою силу и на Западе. В 653 году император был еще достаточно могущественным, чтобы папа Мартин I предстал перед судом в Константинополе.

Однако различия между западной и восточной церковью становились постепенно все сильнее. Увеличивались языковые преграды, продолжались теологические диспуты, особенно в вопросе об иконоборчестве, укреплялась светская власть папства — тогда как сила Византии слабела. В то же время Церковь была лишь институтом, хотя ее власть зачастую распространялась силой светских правителей, а главное — она являлась едва ли не единственным культурным стержнем тогдашнего общества.

Благодаря развитию монастырей церковь стала более могущественной. С VI столетия, во многом благодаря созданию серии уставов (из них самым известным является устав Бенедикта), монастыри приобрели строгую организацию, в рамках которой под деспотичной властью аббатов возникали в прямом смысле слова тоталитарные сообщества. Григорий I (590—604) стал первым папой, избранным из монахов. Монастыри осуществляли распространение христианства во внешний мир или на окраины Римской империи — начиная с Ирландии и западной Шотландии и постепенно двигаясь по направлению к «Нижним землям» и владениям фризов. Римская церковь направила свою собственную миссию в Британию в 597 году, хотя ирландская церковь в течение некоторого времени уже обладала влиянием на этой территории.

11.8.3. Франкское королевство и империя

Между Италией, в которой на протяжении нескольких столетий оставались прочными римские традиции и влияние, и Британией, где внешний лоск романизации исчез довольно быстро, располагалось пространство, которое являлось давними территориями галлов. Фракийские поселения здесь почти совершенно ограничивались северо-восточной частью, юг которой вплотную примыкал к средиземноморской цивилизации — именно здесь сохранились великая преемственность с Римской империей, ее старая элита и крестьянство.

Провинция Галлия объединяла обширную территорию, где до римского завоевания обитало множество племенных объединений. После падения Рима она оставалась расколотой едва не все следующее тысячелетие — поэтому мысль о том, что Галлия была предшественницей Франции, в корне неверна. Хлодвиг установил контроль племени франков над большей частью Галлии, но после его смерти в 511 году королевство поделили его четыре сына. Они не управляли конкретными областями, каждый из них правил на землях, разбросанных по всему бывшему королевству.

В 534 году франки завоевали Бургундское королевство, а через два года добились полной власти над бывшей римской провинцией. Со смертью сыновей Хлодвига начался медленный процесс воссоединения королевства — но в 561 году после смерти последнего из братьев, Хлотара I, оно вновь распалось. В 613 году его снова воссоединил Хлотар II, но после смерти Дагоберта I в 638 году королевство опять распалось.

Во всех государствах Западной Европы власть верховного короля была достаточно слаба и могла осуществляться лишь через посредников — местную аристократию. Это закреплялось в хартиях, а управление на местах в провинциях осуществлялось путем назначения дукса (герцога) и комеса (графа) — интересно, что оба сохранили свои латинские названия.

С 660-х годов короли франков (династия Меровингов) теряют власть, и различные аристократические группировки усиливают свое влияние на управление страной. Власть в Аустразии (на востоке Франкского королевства) попадает под влияние Арнульфингов (позднее получивших известность как Каролинги), являвшихся наследственными управляющими королевских дворцовых хозяйств. Они эффективо пользовались этим влиянием с начала VIII века. Их глава Карл (позднее прозванный Мартелл — «Молот») разбил Нейстрию (западная часть Франкского королевства), саксонские племена на востоке, а в 733 году при Пуатье успешно отбили набег небольшого арабского войска. Это не было спасением Европы от арабского господства (на самом деле ислам никогда не пытался расширить свое влияние севернее Пиринеев) — но зато дало Австразии власть над Аквитанией.

К концу следующего десятилетия Каролинги уже управляли Бургундией и Провансом. В 743 году представитель Меровингов, Хильдерик III, взошел на трон с согласия франкской аристократии — но позже Каролинги единолично узурпировать власть. В 750—751 году в Рим была направлена миссия, чтобы получить согласие папы на коронацию Пипина III (сына Карла Мартелла), который и был коронован в 751 году. Он был официально помазан на царствование папой Стефаном II во время визита последнего во Францию в 754 году. Это стало началом долгого союза между Каролингами и папством, тем более прочным, что обе стороны нуждались друг в друге. Для королей церковь узаконила их весьма сомнительное право на престол — а Каролинги оказывали поддержку папству как против лангобардов, так и против императора Константинополя.

После смерти Пипина III в 768 году его королевство снова распалось и было разделено между двумя его сыновьями: Карл (позднее прозванный «Великим») владел Австразией и частями Нейстрии, а Карломан управлял большинством новых завоеванных территорий. Только после смерти последнего в 771 году королевство воссоединилось. Карл проводил большую часть своего правления на востоке в походах против саксов, которым было трудно нанести поражение, потому что у них отсутствовала централизованная власть выше племенных вождей — и не было городов, которые можно было бы покорить. Но около 785 года на этих землях была установлена власть франков, которая простиралась далеко на восток, вплоть до Эльбы. Население покоренных земель силой обратили в христианство.

К 794 году франки закрепили свой контроль также над Баварией. В 774 году они разбили лангобардов и присоединили их королевство. Несмотря на то что Карл принадлежал к другому народу и говорил на другом языке, он принял титул «короля Лангобардии» (идея, не понятая его современниками). Наиболее важное событие его правления случилось в Риме, вслед за избранием папой Льва III в 795 году.

В то время папство было всего лишь дорогостоящим призом в борьбе за власть и богатство между знатными фамилиями Рима. Весной 799 году Лев, подвергнувшись нападениям со стороны своих конкурентов, бежал к франкам. Только летом 800 года он был восстановлен на престоле силой франкских армий. В декабре 800 года Карл вступил в Рим, чтобы возглавить совет по вопросу об управлении папством. 23 декабря совет без труда принял решение, что он не обладает полномочиями выносить приговор папе, который принес клятву чистоты. Двумя днями позднее папа венчал Карла императорской короной.

Появление титула императора на Западе было не результатом завоеваний Карла, а стало итогом ряда событий в Риме. Однако этот случай имел более важные длительные последствия и задал направление западноевропейской политической системе на многие столетия. В то время никто не осознавал реального значения этого события. Сам институт коронации был нов (этот обряд не использовался в Византии уже более чем ста лет) — несмотря на то, что большинство церемониальных ритуалов восходили к неясным римским прообразам. Стефан II уже сделал Пипина III «римским патрицием», а после событий 799—800 годов Лев пошел дальше для того, чтобы цементировать союз между папством и Франкским королевством.

Еще одним доводом в пользу коронации императора на Западе было то, что после смерти Константина VI в 797 году императорский трон в Константинополе принадлежал женщине — императрице Ирине. Тем не менее события в Риме не были признаны империей на Востоке, хотя Константинополь ничего не мог предпринять вплоть до воцарения Михаила I (811—813). В его договоре с Карлом последний формально провозглашался только «императором Франкской империи».

Карл покинул Рим в 801 году и больше никогда туда не возвращался — хотя с этого же года он присвоил себе весьма неопределенный титул «императора, управляющего Римской империей».

Империя, созданная Карлом, была весьма типична для всех ранних империй. Она почти полностью зависела от своего создателя и обладала очень слабой институциональной базой, так как ее экономическая и социальная инфраструктура не могла поддерживать что-нибудь более сложное, чем немногочисленный королевский двор. Не имелось сколь-нибудь эффективной внутренней администрации: местная власть принадлежала графам, которых контролировал кто-нибудь из представителей двора, которого время от времени направляли для проверки. Графы давали клятву верности Карлу — и это был едва не единственный механизм, поддерживающий единство империи, если не считать совместных трофеев, получаемых от завоеваний. Каждому графу требовался только один нотариус, чтобы иметь дело с небольшим числом официальных документов, подготавливаемых королевскими кириками, которые служили «администраторами» империи. Карл, как большинство ранних европейских правителей, был неграмотным и, хотя он честно попытался научиться читать и писать в конце своей жизни, ему это не удалось.

Держава Каролингов
Карта 33. Держава Каролингов

Возможно, главным достижением Карла стал пересмотр «Салической правды», свода законов франков, и создание схожих кодексов для подвластных ему народов — хотя это делалось главным образом для того, чтобы провести различие между ними и правящими франками. Присущие империи слабости — ее зависимость от авторитета создателя, что в значительной степени выводилось из масштабов его завоеваний, сложность управления такой огромной территорией и постоянная проблема имперской преемственности — очень быстро проявились после смерти Карла в 814 году.


Периферия Евразии: Япония и Юго-Восточная Азия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.7. Периферия Евразии: Япония и Юго-Восточная Азия

11.7.1. Япония

В VI веке в Японии появилось первое настоящее государство. Однако, как и большинство периферийных государств, оно находилось под влиянием Китая и его культуры. Именно эта страна послужила образцом, с которого японская знать копировала свои политические институты. Еще до объединения Китая под властью Суй его влияние на Японию было сильно заметно, хотя многое, в особенности буддизм, приходило через Корею — первые буддийские изображения и сутры были заимствованы из корейского государства Пекче в 538 году. Буддизм стал официальной религией Японии в 587, сразу после обращения императора и главы одного из самых важных кланов, Соги, который правил при дворе до середины VII века.

Выделяют две большие волны китайского влияния на Японию — в начале и в середине VII века. В это время в Китай отбыло 16 официальных посольств, буддисты-пилигримы свободно перемещались между странами. Все буддийские школы, которые существовали в Японии, — это заимствования китайских школ эпохи Тан. Китайцы также придумали оскорбительную кличку японцев — «Ва» (то есть «гном»), а страну стали называть «Ниппон» —«Источник солнца», или в китайском произношении Жи-бэнь (Япония). Процесс заимствования японцами китайских идей начался с календаря в 604 году. Затем страну разделили по китайской системе на 66 провинций и 592 района, а на нижнем уровне — на объединения из трех деревень, в каждой из которых жили по пять семей, они сообща платили налоги и вели хозяйство.

Провинции делились на округа, отражающие пути, по которым передвигались инспекторы, проверяющие местную власть. Названия японских островов произошли от этих первых административных районов: Кюсю — это «Девять провинций», а Сикоку — «Четыре страны». Император стал называться Тэнно — «Небесный Император», что было очень по-китайски; новые дворцовые церемонии тоже были калькой с китайских. В Японии был Великий Государственный совет, куда входило восемь министерств — шесть таких же, как в Китае, и еще два для придворных нужд. Однако чиновников здесь не экзаменовали — все должности получали аристократы, и вскоре они стали передаваться по наследству.

Правительство постепенно наращивало свое влияние, заменявшее старую систему юдзи (кланов). Были введены налоги на сельскохозяйственную продукцию и ткани, трудовая повинность (которую можно было отдавать продуктами) и военная обязанность. В 701 году был опубликован кодекс Тай-хо — первый в Японии, созданный по образцу китайского законодательства. В 646 императорским эдиктом были отменены все существующие землевладения и провозглашена схема равного владения землей, аналогичная существовавшей при династии Тан.

Сейчас представляется непонятным, как власти собирались управлять такой сложной системой. Японское правительство могло сколько угодно копировать китайское, но у него не было ни такой эффективной экономической и социальной структуры, как в Китае, ни своей валюты, а вдобавок существовал только один крупный город. Это был Нара в провинции Ямато, он стал столицей Японии в 710 году, а до того все правители жили в своих владениях.

План города Нара напоминал Чанъань за исключением отсутствующих городских стен — у страны не было внешних врагов. Большинство из западных строений так и не было построено, но столица была окружена множеством буддийских монастырей. Нара был столицей до 794 года, пока не построили новый город, Хэйан. Он также был построен по образцу Чанъаня, и тоже без городских стен. Через некоторое время его переименовали в Киото, он являлся столицей до 1185 года и навсегда сохранил ключевое значение для Японии. В современном городе оригинальные номера улиц сохранились с VIII века. Киото быстро стал крупным городом с населением около 200 000 человек (больше любого в Европе — в Париже в это время жили около 25 000 человек).

Изолированная от мира, Япония не страдала от внешних врагов, так что это было время полного мира — после восстания в 764 году в течение следующих пяти веков не было ни одного бунта. Население непрерывно росло, но в стране все равно оставалось достаточно земли, пригодной для обработки, так что крестьяне не оставались без работы. В VIII веке к Японии присоединили юг Кюсю, а на севере Хонсю ослабла власть айнов — потомков племени охотников-собирателей «дзомон», и японцы стали переселяться на эти земли.

Однако, хотя власть кланов (юдзи) была подорвана, авторитет правительства тоже постепенно снижался. Оно оказалось неспособно контролировать местных землевладельцев, а китайская система равного разделения земли очень скоро опять превратилась в наследственную. Сбор налогов контролировала местная знать, так что она могла увеличивать их по своему разумению. Крестьянам приходилось идти в подчинение к аристократам, так как подневольные крестьяне освобождались от налогов.

Вместе с падением налоговых сборов падала и власть центрального правительства. К X веку большинство крестьян и сельских угодий принадлежали крупным землевладельцам, а налоги, шедшие в казну, были минимальны. Власть императора, и так не очень сильная, еще ослабла в течение IX века. Женщины лишились права управлять страной — между 592 и 770 годах почти половина императоров были женщинами, а после этого — только две. Императоры подчинялись роду Фудзивара, который владел большими участками земли и контролировал почти все министерства с 857 до 1160 года. Фудзивара сохраняли ведущую роль при дворе вплоть до XIX века, и правители почти всегда выбирались из одной из пяти ветвей этого рода.

Приблизительно в течение четырех веков после основания японского государства китайская письменность была адаптирована для японского языка. Это привело к появлению, по-видимому, самой неудобной и неэффективной системе письменности в мире. Сначала японские аристократы говорили на китайском, и важнейшие буддистские тексты читали и писали на этом языке. Постепенно, по мере уменьшения интенсивности контактов с Китаем, к VIII веку японцам понадобилось собственная азбука. Китайская письменность совершенно не подходила для японского языка, который, в отличие от китайского, является полисиллабическим и имеет много падежей — китайская письменность не приспособлена ни для передачи склоняющихся окончаний глаголов и прилагательных, ни для отражения связей между словами. Проблема была в том, что японцы были почти полностью изолированы, испытывали на себе сильное китайское влияние и по сути у них не было выбора, кроме как приспосабливать для своих нужд китайскую письменность, хотя слоговое или алфавитное письмо было бы намного более предпочтительным (например, для Японии X века понадобилось бы всего 14 букв).

К X веку в Японии появились три различные системы письменности. Китайские иероглифы использовались для множественных слов-заимствований и текстов на китайском (или, скорее, на японской версии китайского, поскольку сами китайцы с трудом его понимали). Вторым алфавитом была кана — слоговая письменность, предназначенная для стихов и прозаических произведений. Третий был комбинацией китайских иероглифов (для существительных, корней глаголов и прилагательных) и каны (в основном, для флексий и грамматических форм). Однако даже с такой сложной системой произношение и даже значение написанного часто было неясным и определялось только с помощью контекста. Именно от третьей системы произошла современная японская азбука.

11.7.2. Юго-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия была не так изолирована, как Япония. Наоборот, через нее проходили все евроазиатские торговые пути, соединявшие Индийский океан с Китаем. Соответственно, этот регион был открыт для влияния как Индии, так и Китая. Прибыль, получаемая от торговли, и престижные контакты с двумя самыми развитыми культурами и религиями в этой части мира позволили аристократам этого района усилить свою власть и создать несколько небольших государств. Мы уже рассматривали, как действовал этот процесс в случае с перешейком Кра и Южным Вьетнамом. В V веке торговые пути переместились отсюда к Малаккскому проливу и привели к подъему государств Суматры и Явы.

Эти государства образовывались вокруг портов, где находились важнейшие перевалочные пункты для купцов из Индии и Китая. Некоторые из них, в основном арабы, ехали за товаром прямо в Китай — однако и им были необходимы места, где можно было отдохнуть и дождаться попутного ветра. Возникшие тут государства оставались очень слабыми, их правители контролировали лишь окрестности своего города-порта. Они использовали доходы от налогов на торговлю для подкупа вождей племен, населявших остальные земли, — а те в ответ предоставляли им продукты и формально подчинялись им.

Первым и наиболее важным государством в этом районе было Шривиджая со столицей в городе Палембанг на юго-западном побережье Суматры. Оно контролировало торговые пути с конца VIII и до начала XI века. Правительство сумело удерживать в разумных рамках пиратство в своем регионе, что способствовало развитию торговли в тринадцати принадлежащих стране портах. Главной задачей королевской администрации была инспекция рынков, проверка веса монет и подлинности валют. Вначале правители Шривиджайи были индуистами и поклонялись Шиве и Вишну, привлеченные их призывами к социальной упорядоченности. Однако к концу VII века на территории Юго-Восточной Азии распространился буддизм ответвления Махаяны. Один китайский путешественник, в 670-х годах посетивший Шривиджайю по пути из Индии, насчитал здесь более 1000 буддийских монахов.

Большая часть западной Явы испытывала влияние Шривиджайи, но далее на восток, в районе Матарам, правители из династии Салиендра создали свои небольшие государства и стали называть себя звучным титулом «магараджа», чтобы увеличить свой престиж. В этом регионе были построены крупные храмовые комплексы, такие как Боробудур, ставшие центрами объединения местного населения. Эти государства сохранялись до поражения Шривиджайи от морских набегов со стороны южно-индийского королевства Чолас в 1025 году. Юго-восточная Суматра так никогда и не оправилась от этого поражения, и власть над морскими сообщениями между Востоком и Западом перешла к государствам центральной и восточной Явы.