Первые люди

ЧАСТЬ I
99 % человеческой истории
(около 10 000 лет до нашей эры)
Глава 2. Собирательство и охота
2.3. Первые люди

Все останки первых гоминидов, чей возраст больше 1 млн лет, были найдены в Восточной Африке, в пределах 35 градуса северной широты. Тот факт, что эти люди так и не вышли за пределы очень ограниченной территории, где они развивались в течение трех миллионов лет, обусловлен вескими причинами. Эти существа были адаптированы к условиям саванны и не имели ни знаний, ни технологий для жизни в более трудных условиях, где бы требовались новые навыки добычи пищи, особенно зимой. Лишь 1,6 млн лет назад появился прямой предок современного человека — Homo erectus, чей больший по размерам мозг обеспечил лучшие каменные технологии, большее количество знаний, увеличил социальное взаимодействие и, возможно, обеспечил появление примитивного языка. Все это было необходимо для распространения человека за пределы Африки.

Обладая этими дополнительными навыками, небольшие группы Homo erectus переходили с места на места для того, чтобы использовать разнообразную сезонную еду, и проходили около 20—30 километров в год. Таким образом, в течение нескольких поколений они легко могли покрыть большие расстояния. Главным направлением этой экспансии был север — долина Нила, оттуда на юго-запад Азии, и, наконец, не более чем за 100 000 лет люди достигли юго-востока Азии.

Оценки возраста ранних человеческих стоянок в Азии крайне противоречивые. Большинство экспертов не допускает того, что их возраст может составлять 1,5 млн лет (то есть с момента появления Homo erectus) — но сходятся во мнении, что им примерно по 700 000 лет. Стоянка в Убейдии, около слияния рек Иордан и Ярмук, вероятно, относится к этому периоду, так же как и первая открытая стоянка в Китае (Чжоугоутянь около Пекина), а возраст стоянки в пещерах Лань-Трань может быть с уверенностью определен в 500 000 лет.

Homo erectus посещали Чжоугоутянь в течение как минимум 200 000 лет: в раскопках нашли около 100 000 каменных орудий, 40 человеческих скелетов и останки 60 видов животных. Также это самое раннее из известных нам мест, где человек однозначно пользовался огнем. Первые гоминиды, вероятно, были хорошо знакомы с естественными пожарами, часто возникавшими в саванне. Однако существуют различные весьма спорные точки зрения на то, смогли ли они приручить огонь и были ли они в состоянии добывать его самостоятельно.

Предполагаемый возраст следов костров в Сварткрансе (Южная Африка) и в Чесовании (Кения) составляет 1,5 млн лет, и считается, что они были разведены людьми. Однако, хотя на месте костра на последней стоянке даже камни сложены в форме очага, представляется более вероятным, что эти костры имеют природное происхождение. Тем не менее очевидно, что примерно 700 000 лет назад Homo erectus уже был способен разводить и поддерживать огонь. Это был значительный шаг вперед в человеческом развитии. Огонь обеспечивал защиту от хищников, позволял употреблять в пищу более широкий круг растений, так как посредством термообработки из еды удаляются вредные вещества. Его наличие означало, что мясо готовилось, а не съедалось сырым, как это было принято у ранних гоминидов. Согревая людей в ночное и зимнее время, огонь позволил им расселиться по всему земному шару.

Homo erectus обладал и другим ключевым преимуществом — более сложными каменными технологиями по сравнению с первыми гоминидами. Наравне со старыми орудиями труда олдуванского типа, в употребление вошел особый новый набор орудий — его назвали ашулийским (по месту стоянки в Сен-Ашуле на севере Франции, где они впервые были обнаружены в XIX веке). Эти орудия труда находят по всей Евразии и Африке, в отличие от Восточной Азии. Там, вероятно, широко применялся бамбук — материал очень легкий в обработке и пригодный для изготовления самых разных вещей, но практически не сохраняющийся, и поэтому его не находят при археологических раскопках.

Основным каменным инструментом ашулийского типа являлся ручной топор. Находят топоры всевозможных форм и размеров, но все они имеют одну черту, отличающую их от олдуванских рубил и скребков, — их грани сходятся в одной точке. Грани тщательно обработаны, в результате чего получаются две больших режущих поверхности и очень острая верхушка. Такая форма орудия пригодна для разделки мяса, однако очень вероятно, что подобными топорами пользовались для самых разнообразных целей. Их также можно было повторно наточить.

В отличие от олдуванских орудий труда, для изготовления ручного топора требовалось намного больше мастерства и силы — а также было необходимо воображение, чтобы понять, как изготовить его из куска камня. Процесс начинался с обтесывания большого куска камня — с помощью камня-молотка длиною в 9 дюймов от заготовки отделялся массивный слой, который потом заострялся путем удаления слоев с двух сторон. Последний этап заключался в использовании «мягкого» молотка (например, рога или кости) для придания орудию окончательной формы.

Ручной топор, кирка, колун и деревянные орудия (возраст самых ранних из них составляет 200 000 лет) использовались для копания и, вероятно, в качестве копий. Они составляли основной набор инструментов Homo erectus на протяжении более чем миллиона лет. Каменные инструменты стали немного более сложными, особенно к концу этого периода. Большее внимание стало уделяться процессу подготовки и придания общей формы, до снятия слоев. В целом это был период значительной технологической стабильности, доказывающей, что инструменты были хорошо приспособлены к образу жизни первых людей.

Хотя Homo erectus был способен относительно легко приспосабливаться к тропической и субтропической окружающей среде Азии, освоение Европы оказалось очень трудным процессом, несмотря на более совершенный набор инструментов и использование огня. Лишь временные поселения возникали в приграничных областях — первым людям было нелегко мигрировать с юга на север. Условия были суровыми — полуледниковый климат в течение половины данного периода и ледниковые условия в течение большей части времени.

Хотя на этих территориях паслось большое количество разнообразных животных, поиск и охота были сопряжены с огромными трудностями из-за несовершенных орудий. Другая проблема заключалась в том, что в холодное время года людям приходилось проходить значительные расстояния для того, чтобы добыть достаточное количество пищи — они рассеивались, терялись, и в результате этого количество членов группы уменьшалось; в итоге многие группы просто вымирали. Представляется вероятным, что заселение Европы происходило много раз, главным образом в межледниковый период, а с ухудшением климата люди уходили с этих территорий.


Европа была заселена не ранее чем 700 000 лет назад, самая правдоподобная дата — 500 000 лет, после главного Эльстерского обледенения. Вероятно, самой первой достоверной стоянкой является обнаруженная в Исерния ла Пинета в центральной Италии (500 000 лет назад); примерно к тому же времени относится Боксгроув в южной Англии. Очевидно, что во время более благоприятных условий Европа была благосклонна к Homo erectus. Стоянки в Торральбе и Амброне к северо-востоку от Мадрида, чей возраст от 200 000 до 400 000 лет (до сих пор неясно, какой из них считать более правильным), находятся в глубокой болотистой долине, по которой весной и осенью мигрировали животные. Первые люди жили во временных лагерях, они могли проследить передвижение стад и использовать рельеф местности, чтобы заманить животных в закрытые долины и на болота. На стоянке в Амброне было найдено от 30 до 35 расчлененных слоновьих скелетов, а вся территория была усеяна ручными топорами, колунами и скребками. Черепа слонов были пробиты — для того, чтобы можно было съесть мозг.

<-- Охотники или собиратели падали?
Образ жизни -->