Юго-Западная Азия

Часть II
Великое перемещение
Глава 3. Растения и животные
3.2. Юго-Западная Азия

Именно здесь (из Леванта через юго-восточную Турцию в горы Загрос в Иране) начиналось сельское хозяйство, и именно здесь оно наиболее тщательно изучено. Были найдены дикие предки всех одомашненных растений и животных и все те области, где они были распространены. Большое количество археологических раскопок обеспечило нас сведениями о том, как изменялся способ добывания пищи у разных человеческих групп.
Генетические исследования растений, используемых первыми крестьянами, указывают, что каждое растение одомашнивалось лишь однажды. До сих пор не известно, где это произошло, случилось ли это в одном месте, а потом распространилось — или наоборот, разные группы людей одомашнили разные растения, а потом обменялись ими между собой? Очевидно, что животные были приручены по отдельности, по большей части в горах Загрос, а затем распространились далее на запад.
Какие животные и растения были одомашнены? Самым важным злаком стала пшеница, превосходящая все остальные по питательной ценности. Изначально одомашненные виды — эммер и однозернянка — более не выращиваются. Они были вытеснены хлебной пшеницей и твердой пшеницей (дурум). Дикорастущая однозернянка все еще широко встречается в Юго-Западной Азии, особенно в северном Ираке и Иране, и все еще выращивалась в средневековой Европе. Эммер был, вероятно, самым важным из ранних видов пшеницы, а ареал его дикого произрастания ограничивался Левантом, северным Ираком и Ираном. Оба вида собирались в дикой среде обитания в течение тысяч лет до того как были одомашнены. По пищевой ценности они превосходили домашнюю пшеницу, а недавние эксперименты показали, что урожай этих диких растений мог достигать 8 центнеров с гектара — объема урожая в средневековой Англии.
Ячмень пользовался меньшей популярностью, несмотря на то, что он мог выдерживать более суровые климатические условия, чем пшеница. Он мало использовался в хлебопечении, но быстро стал популярен в качестве сырья для производства пива. Рожь могла расти в еще более трудных условиях. Она происходит из восточной Анатолии и Армении, но ее редко находят при археологических раскопках. Овес сначала считался сорняком на возделываемых полях и лишь позже превратился в сельскохозяйственную культуру, использовавшуюся, главным образом, в умеренных условиях Европы.
Наравне со злаками были одомашнены бобовые растения. Такое сочетание обнаруживается во всех исторических центрах одомашнивания, так как оно необходимо для сбалансированной диеты. Дикие формы чечевицы, гороха и бобов произрастали в Юго-Западной Азии, собирались в дикой среде наряду с однозернянкой и эммером и были одомашнены примерно в то же время.
Первым одомашненными животными была армянская разновидность западно-азиатского муфлона (предка домашней овцы), впервые одомашненная где-то южной Анатолии или северной Сирии, а также персидская дикая коза (предок современных форм), впервые одомашненная в горах Загрос.
Как и почему были одомашнены эти разнообразные виды диких животных и растений? Самые ранние признаки сложных стратегий собирательства и охоты, приобретенных человеком по мере развития его знаний и технологий, наблюдаются в левантской культуре Кебаран. Она относится к 18 000 году до н.э. и, таким образом, современна передовым группам Европы ледникового периода. Более тысячи лет народ Кебаран вел полуоседлую жизнь в пещерах на этой территории. Они собирали зерна всех растений, которые в последствии были одомашнены, хотя делали это не очень интенсивно. Их главные усилия были направлены на эксплуатацию больших стад газелей. Они составляют более четырех—пятых костей из археологических раскопок. Можно предположить, что стадами управляли и занимались селекцией, что близко к полному одомашниванию.
Культура Кебаран просуществовала до 10 000 года до н.э., когда климатические изменения, связанные с окончанием ледникового периода, повлекли за собой значительные перемены в растительности Леванта. Группы охотников и собирателей приспособились к ним, лишь слегка изменив свои методы поиска пищи. С потеплением климата растения, чей ареал составлял небольшие территории, быстро распространились по всему региону. В частности, в изобилии появились дикие злаки — эммер, однозернянка, ячмень — а вместе с ними дубы, миндальные и фисташковые деревья (все они хорошие источники пищи).

Юго-Западная Азия: места происхождения сельскохозяйственных культур
Карта 4. Юго-Западная Азия: места происхождения сельскохозяйственных культур

Новая Натуфийская культура распространилась вдоль побережья и холмов из южной Турции в долину Нила. Она базировалась на широком использовании диких злаков и хорошо разработанной сложной технологии сбора и обработки зерен. В своем распоряжении представители этой культуры имели костяные серпы с кремневыми лезвиями, ручные мельницы, жернова, ступки и пестики. Параллельно они занимались разведением газелей. Легко доступная в дикой среде пища обеспечивала постоянные поселения и маленькие деревни. Наиболее изучена деревня Абу Хурейра в Сирии около Евфрата. Эта была маленькая деревенька, состоявшая из хижин под тростниковыми крышами, в которых проживало 300—400 человек. Их основной пищей была дикая однозернянка, рожь и ячмень, росшие поблизости, также люди охотились на большие стада газелей, заходивших в их края весной.
Деревни, подобные Абу Хурейра, показывают нам своим примером, что занятия сельским хозяйством не были обязательным условием выживания оседлого сообщества, если из дикой среды можно было добыть достаточное количество пищи. На территории Леванта было большое количество таких деревень. Люди вели подобный образ жизни примерно на протяжении 2000 лет, пока снова не изменился климат.
Климат Земли продолжал меняться и после окончания ледникового периода. Левант становился более засушливой областью, примерно как современное Средиземноморье. В результате этого уменьшились территории, пригодные для роста диких трав, что привело к кризису Натуфийской культуры. Ответные действия некоторых из ее представителей породили занятие сельским хозяйством. Деревни, такие как Абу Хурейра, были покинуты; часть людских групп, вероятно, вернулась к кочевому образу жизни, когда существование их полностью зависело от охоты и собирательства. Другие, медленно приспосабливающиеся к оседлому образу жизни и зависящие от собираемых ими в окрестностях диких злаков, отказались от мобильности как средства борьбы с недостатком продовольствия. Вместо этого они начали сажать злаки вокруг своих поселений. Это помогло им поддерживать существующий образ жизни и продолжать использование своих методов обработки и хранения зерна. Без сомнения, это был очень важный шаг.
Первые признаки этих перемен видны в деревнях, расположенных по берегам исчезающих озер в долине Иордана около 8000 года до н.э. В целом переход к сельскому хозяйству в Леванте занял около 2000 лет. Этот процесс можно изучать по результатам 150 раскопок на данной территории. В первые несколько сотен лет быстрое одомашнивание, по-видимому, происходило в нескольких местах на границе пояса растительности средиземноморского типа, но потом распространилось и на другие районы. Старое представление об сельскохозяйственных общинах как о «колонистах», занимавших новые угодья, сейчас уже не используется, так как слишком напоминает европейскую точку зрения начала XX века об империализме и «передовых» сообществах, которые находятся на более высокой ступени развития, чем остальные. Теперь археологи считают, что процесс смешивания и адаптации происходил следующим образом: группы охотников и собирателей перенимали навыки своих соседей, занимавшихся сельским хозяйством, не оставляя при этом собственных занятий.
Самым ранним из обнаруженных крестьянских поселений был Иерихон, процветавший примерно в 7500 году до н.э. Около 300 людей проживали на территории примерно в 10 акров в конусообразных хижинах из глиняных кирпичей. Поселение окружал огромный ров и каменная стена с большой круглой башней с внутренней лестницей. Очевидно, что все это сооружение требовало значительных усилий от жителей. Сперва полагали, что стена и башня имели оборонительное предназначение — но позже стало понятно, что ее главная цель состояла в защите от наводнений. Как и в других деревнях, мертвых хоронили в стенах дома, нередко отделяя голову и изготовляя ее копию из раскрашенного гипса.
К сожалению, раскопки в Иерихоне производились задолго до появления технологий, позволяющих сохранить остатки, которые могли бы пролить свет на ранние фазы сельского хозяйства. Раскопки в Нетив Хагдуд, в десяти милях севернее Иерихона, производились в конце 1980-х годов и дали ясную картину деревни в переходный период между собирательством и охотой и крестьянством примерно 7500—7800 годов до н.э. Деревня была вполовину меньше чем Иерихон, там жило от 20 до 30 семей, которые питались очень разнообразно. Местные ручей и мелкое озеро поставляли им моллюсков, улиток, крабов, уток и рыбу. В ближайших лесах жители деревни охотились на ящериц, грызунов, оленей, диких кабанов и газелей. Они так же собирали около 50 видов диких растений, включая злаки (однозернянку и эммер), бобы и орехи. В добавление ко всему, на легкой для обработки земле на берегу озера они выращивали единственное одомашненное растение — раннюю форму ячменя.
Это был первый шаг к сельскому хозяйству. Более резкий скачок произошел в деревне Абу Хурейра, снова заселенной около 7700 года до н.э. — после того как она пребывала в запустении в течение 3 веков из-за изменения климата. Новая деревня состояла из одноэтажных кирпичных домов разрослась до 30 акров. Сначала ее обитатели жили по-старому — пасли газелей и собирали много диких местных растений. Затем, на протяжение не более двух поколений, произошел резкий переход к сельскому хозяйству. Большое разнообразие собираемых диких растений сократилось до полудюжины выращиваемых видов (в основном однозернянка и бобовые). Разведение газелей было заброшено в пользу домашних овец и коз.
Переход к разведению овец и коз в Леванте наверняка был навязан извне — с гор Загрос и Месопотамской равнины. Эта область изучена хуже чем Левант, и, вероятно, переход к сельскому хозяйству здесь случился даже раньше, чем далее на западе. Похоже, что настоящее сельское хозяйство с его набором животных и растений действительно развилось сначала здесь. Местные группы охотников и собирателей были хорошо приспособлены к использованию большого разнообразия окружающей среды, от долин до холмов и гор. Первую стадию перехода к сельскому хозяйству можно наблюдать по результатам раскопок в ЗавиХеми и Шанидаре в горах Курдистана, датируемых 9000 годом до н.э. Вероятно, это были летние стоянки, где содержали полудомашних коз и собирали местные дикие злаки, а также диких ягнят. В Ганж-Дарех около Керманшах найдена другая сезонная стоянка, датируемая 8500 годом до н.э. Небольшая деревня в форме прямоугольника развивалась в течение 500 лет. Там выращивали коз и сажали злаки. Далее к югу, на краю Месопотамской равнины, примерно в 8000 году до н.э. была основана деревня Али-Кош. Ее жители разводили овец и коз, перегоняя их на летние пастбища на холмах. С самого начала они сажали эммер, однозернянку, ячмень и чечевицу, а на ближайшем болоте охотились на водяную дичь и ловили рыбу. Именно из этих деревень распространились на запад первые домашние животные — овцы и козы — и прижились в деревнях Леванта, занимавшихся выращиванием злаков.
Далее на севере Анатолии ранние деревни, такие как Гакилар (основанная примерно в 6700 году до н.э.), были устроены намного проще, чем деревни Леванта. Их жители не знали гончарного ремесла, используя корзины и емкости из шкур животных. Они выращивали ячмень и эммер, собирали другие дикорастущие злаки — а также, вероятно, пасли овец и коз, хотя эти животные не были, по-видимому, полностью ручными. Вскоре возникло главное поселение этого региона в Катал Гуюке. В период его рассвета, примерно в 6000 году до н.э., его площадь составляла 32 акра (примерно в 4 раза больше Иерихона), а население достигало 5000 человек. Дома были построены из высушенных на солнце кирпичей и стояли спина к спине. Сохранилась роспись на стенах, представляющая быков и женщин, исполняющих, по-видимому, ритуалы плодородия. Общество в таких городках ремесленников и жрецов явно было уже более неоднородным, чем в ранних сельскохозяйственных деревнях.
Своим процветанием Катал Гуюк был обязан контролю над местным месторождением крайне ценного обсидиана, из которого делались очень хорошие орудия труда. Это служит свидетельством торговых связей между разными селениями Леванта, Анатолии и гор Загрос. Хотя развитие сельского хозяйства в регионе происходило независимо, очевиден обмен идеями и техниками. Везде сельскохозяйственные сообщества развились около 6000 года до н.э. Оригинальные зерновые культуры стали более продуктивными благодаря селекции — первая хлебная пшеница появилась около 6000 года до н.э. в Иране, когда одомашненный эммер скрестили с дикой пшеницей и получили более стойкое растение. Наряду с этим проводилась селекция овец для получения шерсти. Крупный домашний скот, животные более трудные для приручения, был одомашнен между 7000 и 6000 лет до н.э. — хотя прошло, вероятно, еще несколько тысяч лет до того, как были отобраны животные для производства дополнительного количества молока и человек начал употреблять в пищу молочные продукты. Одомашнивание свиней впервые произошло, по всей вероятности, в районе Кайоню в Анатолии.
С переходом на сельское хозяйство прирост населения шел медленно — примерно около 10 % в столетие. Перемены были незаметны для современников, но долгосрочные последствия оказались велики. По всему региону образовывались городки и деревни, и хотя их население казалось однородным, их социальная организация достигла более высокого уровня. Каждое такое поселение имело свои собственные сложные ритуалы, включавшие поклонение предкам, а особенно обряды плодородия, так как их жизнь зависела от посаженных растений и одомашненных животных.