Китай: династии Суй и Тан — возрождение и экспансия

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 11. Возвышение ислама (600—1000 годы)
11.5. Китай: династии Суй и Тан — возрождение и экспансия

Объединение Китая под властью династии Суй в конце VI века стало кульминацией долгого процесса, длившегося в течение предыдущего века или даже более, начиная с появления варварского народа табгачей, под чьим руководством различные княжества на севере были объединены в одно государство. Финальное завоевание в 589 году слабого государства Чэнь со столицей в Нанкине стало логическим продолжением этой политики. И Суй, и наследовавшая ей династия Тан в культуре, общественных институтах, как и в составе правящих элит, были синтезом традиций китайского народа (хань) и варварских племен, живших в основном на севере страны. Объединение Китая привело к периоду стремительной экспансии и экономическому подъему государства.

Хотя Китай был объединен под владычеством династии Суй, эти правители, как и Цзинь, первая династия, объединившая Китай в III веке до нашей эры, правили очень недолго, а затем были свергнуты с престола. Первому императору Суй, генералу Ян Цзяню, в 605 году наследовал его сын Ян. Народное недовольство войной против корейских государств привело к росту числа крестьянских восстаний, и в итоге — к восстанию знати. В 617 году Ли Юань, военачальник армии, отправленной для защиты от кочевников вдоль границы Шаньси, объединился с тюркскими племенами, захватил столицу Чанъань и основал династию Тан. До 626 года Ли Юань боролся с конкурентами и устанавливал контроль над страной. После этого он снова начал вести агрессивную завоевательную политику.

11.5.1. Завоевания

Период от 626 до 683 года — это время великой китайской военной экспансии. В 630 году, в союзе с тюрками-уйгурами, Китай победил восточных тюрков в битве южнее озера Байкал в Сибири. Это открыло путь для дальнейших завоеваний на западе — по направлению к Центральной Азии. Было завоевано королевство Гаочан, основанное китайскими колонистами несколькими веками раньше, которое контролировало путь к бассейну реки Тарим. Продвигаясь на запад, танские войска не только возвращали Китаю контроль над Великим Шелковым путем, но и присоединяли области, которые вряд ли когда-либо считались владениями народа хань.

Территории, бывшие ранее «западными землями» и самостоятельными государствами Центральной Азии, теперь становились частью Китая. Были созданы префектуры в Трансоксании, на границе с Ираном в Бухаре (Ань), в Ташкенте (Ши) и в Самарканде (Ган). В 648 году Китай был достаточно силен, чтобы основать династию правителей в Магадхе, государстве на севере Индии.

Тем не менее большая территория усложняла управление страной — гарнизон в Кашгаре (Су-ло) находился в 3000 миль от столицы Чанъань. На северо-западе войска Суй не смогли победить корейское государство Когуре, и тяжелое поражение в битве при реке Салсу в 612 году было одной из причин падения династии. Вторжение армии Тан в Корею в 645 году было успешным, и в союзе с маленьким корейским государством Силла на юге полуострова Китай завоевал Когурё и присоединил его в 660 году. Подчинив себе Корею, Китай установил свою управленческую систему в Силле и зависимом от него королевстве Поай (Пархэ по-корейски) на севере полуострова.

На юге влияние Китая расширилось до южного Вьетнама, где королевства Тьямпа и Чен-ла признали себя его вассалами. В течение пятидесяти лет власть Китая распространилась на беспрецедентное расстояние от западной границы Ирана до Кореи, Манчжурии и Монголии, а на юге — до самой дельты реки Меконг во Вьетнаме.

11.5.2. Экономика и общество

Такая феноменальная экспансия могла произойти только благодаря созданной двумя императорами Суй солидной экономической и административной базе. Ради этого пришлось пожертвовать социальной стабильностью, что привело к постоянному перемещению населения Китая на юг страны. В 606 году около одной пятой части всех сельских хозяйств находились на юге. За 150 лет это число удвоилось. Этот район был гораздо более продуктивным в отношении сельского хозяйства, в основном в выращивании риса на залитых водой полях. В некоторых местностях можно было собирать до двух урожаев в год.

Несмотря на то что сельское хозяйство было сильнее развито на юге, административный центр Китая находился на севере в Чанъане и в старой столице Лоян. Кроме того, армия должна была защищать страну от основных угроз, находившихся на севере и северо-востоке. Перевозить огромные массы еды через всю страну с помощью примитивной транспортной системы было невозможно. И династия Суй решила эту проблему, критическую для всех доиндустриальных обществ, построив систему каналов, поражающую мастерством и гениальностью инженерной мысли, удивительной для того времени. С 587 до 608 года была создана сеть каналов и рек, пригодных для навигации, соединившая долины рек Хуанхэ и Вэй с нижним течением Янцзы и далее на север от Лояна до Пекина. Единственной проблемой осталась передвижение вверх по Хуанхэ к столице Чанъань, поэтому грузы в том направлении приходилось перевозить большей частью по дорогам.

Центром всего проекта был Великий канал от Ханьчжоу до окрестностей Лояна и затем на север к порту Тяньцзинь. На строительстве были заняты более пяти миллионов крестьян, согнанных на работы со всей страны, их охраняли пятьдесят тысяч полицейских. Считается, что около половины всех строителей погибло. Длина канала — 1200 миль, ширина — более сорока ярдов. Вдоль него шла имперская дорога, на которой были предусмотрены путевые станции и места для отдыха. Были сооружены большие амбары для хранения перевозимого зерна — самый большой мог вместить 33 миллиона бушелей зерна. К началу VIII века с юга на север, в столицу, по этой дороге перевозили более 120 000 тонн риса в год.

Евразия, начало VIII века нашей эры
Карта 31. Евразия, начало VIII века нашей эры

Такое большое количество провизии было необходимо, потому что к 700 году Чанъань был самым большим городом в мире с населением в миллион жителей. (Рим, крупнейший город христианской Европы, мог похвастаться только 50 000 жителей.) Чанъань был значительно перестроен во времена Суй. Стены столицы были длиной в 6 миль с востока на запад и в пять миль с севера на юг. План города напоминал прямоугольник, 14 улиц шли с севера на юг, и 11 — перпендикулярно им. Некоторые из улиц были в 150 ярдов шириной! Они разделяли город на 110 огороженных стенами районов. Кроме того, в городе было два крупных рынка, выходивших к каналам. Площадь каждого из них была больше площади средневекового Лондона. В центре города находился императорский район, огороженный стеной. Отсюда наиболее сложно устроенное и эффективное правительство в Евразии пыталось управлять огромным китайским государством. Мэн-ся-шэн, или государственная канцелярия, проверяла и выпускала указы; Чжун-шу-шэн, или Генеральный секретариат, писал все официальные тексты. Все эти учреждения контролировал Государственный Совет, в него входили император, главы шести министерств и важнейшие фигуры королевского двора. Кроме того, там был Ю-ши-тай, или Апелляционный Совет, которым рассматривались народные жалобы на правительство и проверялись все правительственные институты. Верховный суд империи назывался Да-ли-су, он рассматривал все сложные дела, кроме того, только он мог выносить смертный приговор. Первый государственный Кодекс законов имел более 500 статей и был выпущен при династии Тан в 624 году, хотя во многом он основывался на сборниках законов, написанных в западном Китае в 268 году и Северной Чжоу в 564. На уровне провинций же сохранилась старая китайская система чжоу, или префектур.

Все эти правительственные институты требовали большого числа чиновников. Их набирали с помощью экзаменационной системы, которая, хотя и существовала еще при Хань, была формализована только в 669 году.

Сельскохозяйственной основой государства Тан была замечательная система поддержки свободных крестьян. Она происходила от системы, созданной еще в Северной Вэй в 486 году, согласно которой земля принадлежала тому, кто ее обрабатывал, в течение его жизни. Северная Вэй применяла ее на осушенных землях, а Тан с 624 года распространила такую систему на всю страну и объединила ее с налоговой системой, придуманной на 5 лет раньше. Большие землевладения были разделены на индивидуальные наделы, которые сохранялись за владельцем пожизненно или до достижения им 60 лет. Для взрослого мужчины надел составлял в среднем чуть меньше трех акров.

Китай, Великий канал
Карта 32. Китай, Великий канал

В системе, однако, не было равноправия — старикам, больным, вдовам и монахам давали меньшие наделы, а государственные чиновники получали от восьми до восьми сотен акров в зависимости от их положения. Князья получали еще больше. В дальнейшем они разделяли эти наделы земли между крестьянами для обработки. Точный размер надела земли зависел от интенсивности сельского хозяйства в данном регионе — в районах тутовых деревьев, где выращивали шелковичных червей, и в районах разведения конопли наделы были меньше. Такая система требовала высокой эффективности от чиновников, всегда нужно было иметь информацию о численности населения и поддерживать продуктивность региона. Правительству также нужно было иметь достаточно власти, чтобы производить регулярный передел земли.

Ранее считалось, что при Тан такая система существовала только в теории, однако недавно найденные в Центральной Азии документы доказывают, что она реально функционировала и что передел земли происходил из поколения в поколение, хотя точных данных по высокопродуктивным регионам, где возделывали рис, так и не найдено.

Способность правительства инициировать передел земли не давала сформироваться классу крупных землевладельцев, как в Европе, а заставляла вместо этого каждого заслуживать право на землю своим трудом. Такая система была связана с налогообложением, оно рассчитывалась не по количеству земли или по желанию землевладельца, а по каждому крестьянину отдельно. Это еще больше улучшало положение свободных крестьян. Крестьяне платили три налога: цзу — злаки, дяо — шелк и коноплю, и юн — государственные работы. Единственной проблемой налогообложения было то, что бремя налогов за чиновников, аристократов и религиозные институты тоже ложилось на плечи крестьян.

Одна из причин, почему Тан поддерживала свободных крестьян, — китайская армия формировалась в основном из них. Эта система была заимствована у Северной Чжоу, где существовали постоянные войска, защищавшие границы. Тан распространили такую практику на всю империю и мобилизовали крестьян по мере надобности. Однако высшие должности в армии занимали аристократы, и из них же формировали кавалерию. Они, а вовсе не гражданские чиновники, были правящей элитой империи.

В эпоху Тан сильно возросло значение кавалерии, и особенно конных лучников с арбалетами — как и в великих кочевых империях. Вначале лошадей захватывали в боях у тюрков, но уже к 650 году существовали государственные лошадиные фермы общим поголовьем в 700 000 лошадей, они снабжали армию и позволяли империи и дальше захватывать земли. Вначале использовались невысокие лошади монгольского типа, родом из степей, но потом их скрестили с уроженцами центральной Азии и Тибета. В 703 году Китай получил в подарок несколько арабских лошадей. Правительству приходилось пристально следить за поголовьем лошадей для кавалерии, которое обеспечивало высокую эффективность армии, практически до конца VII века.

В конце VII — начале VIII века в империи Тан начались внутренние проблемы. Правителем стала By Чжао, бывшая наложница двух императоров Тан — Тай-цзуна (626—649) и Гао-цзуна (649—683). После их смерти By Чжао стала первой императрицей в китайской истории, а также единственным представителем династии Чжоу. Она перевела столицу в Лоян и казнила многих аристократов. Зато она пользовалась поддержкой буддистов, которым она благоволила. Она смогла сохранить власть до смерти, и только после ее кончины в 705 году на трон вернулась династия Тан.

В правление императора Сюань-цзуна (712—756) Тан успешно поддерживали систему, созданную более ста лет назад, хотя она и ощущала все возрастающее напряжение. В 721—724 годах чиновничество были реформировано, теперь в его обязанности входило собирать налоги и возвращать землю в государственное владение при необходимости. Проблемы с армией и амбициями генералов продолжали расти — однако до середины VIII века, когда усилилось внешнее давление, возникшее из-за соперничества империй в Центральной Азии, династия Тан оставалась способна поддерживать систему в рабочем состоянии, и Китай был мощным, процветающим и единым государством.

11.5.3. Вероисповедание

Во время правления Суй и Тан Китай был буддистским государством. Он играл ключевую роль в эволюции восточно-евразийского буддизма — китайские школы буддистов, которые развивались в это время, стали проводниками буддизма в Японии. Вера была важной частью китайского общества и основой влияния на Корею и Японию. В середине VII века в Китае было 185 команд переводчиков, работающих над великими индийскими текстами. Множество пилигримов путешествовали в Индию. Сюань-цзун, свободно владевший санскритом, отправился туда по суше и привез в Китай тексты софистически сложной философской школы Виджнанавады, которая впоследствии сильно повлияла на развитие философской мысли Японии.

Были и другие знаменитые путешественики — корейский монах ХуЧао, который путешествовал в Индию по морю и вернулся через Центральную Азию в 729 году, и У-кун, который повторил это путешествие, уехав в 751 и вернувшись в 790 году. Китай находился под влиянием работ индийских философов в течение всего VII века — тантрический буддизм по морю попал Шри-Ланку и Юго-Западную Азию, а затем в Центральную Азию и Тибет. Первые его последователи достигли Китая в 716 году, а основные тексты были переведены в 750-х годах. В Китае также развивались два важнейших буддийских течения. Школа Чистой Земли была сильно упрощенной формой буддизма, последователи ее поклонялись Будде Амитабха и должны были возрождаться в Чистой Земле. Более важным стало развитие в восьмом веке учения Чань (Чистого Света) — которое в Японии стало известно под названием дзен. Оно не признавало изображений, было враждебно традициям и считало, что неожиданное просветление с помощью парадоксов лучше изнурительных долгих тренировок.

Китай также был открыт различным влияниям, особенно через основные центраьно-азиатские торговые пути. Во всех крупных городах Китая имелись иностранные кварталы, а Чанъань был фактически многонациональным городом. Первый зороастрийский храм был построен в столице в 631 году, а потом их построили и во всех крупных городах. Манихейство стало легальным учением с 694 года.

Другое внешнее влияние оказывало несторианство — хотя то, как оно потеряло почти все свое оригинальное содержание под влиянием буддизма, иллюстрирует сложности культурной преемственности из Евразии. Несторий был патриархом Константинополя в начале V века, он утверждал двойную природу Христа. Его признали еретиком и отлучили от церкви. Несторианская церковь развивалась в империи Сасанидов, потому что ее последователи были настроены враждебно к Восточной Римской империи и подвергались преследованиям в ней. Зато они были толерантны к мусульманам — что позволило им распространиться на восток вдоль торговых путей. Миссионер Алопен был принят императором Тан Тай-Цзуном в 635 году, через три года ему позволили проповедовать. Император сказал: «Это учение дружелюбно всем существам и выгодно всем людям. Так что пусть оно свободно идет по моей империи». В Китае его знали как по-су цзин-цзяо («религия священных текстов Ирана») — но оно оставалось чуждым обществу и сообщалось с ним основном с помощью согдианских купцов. Некоторое время спустя в нем еще хорошо угадывалось христианство, что демонстрирует стела в несторианской церкви в Чанъане, воздвигнутая в 781 году с двуязычным текстом на сирийском и китайском (когда иезуитские миссионеры нашли ее в XVII веке, они были уверены, что это мистификация).

Однако китайцы, с их даосистским и буддийским прошлым, не понимали концепты христианства, даже несмотря на то, что несторианская церковь заимствовала буддийские термины, назвала свои тексты сутрами, а святых — буддами. Окончательно она потеряла свои христианские корни, по описанию епископа Кириакуса, главы церкви в Чаньане, в начале VIII века. Его «Сутра таинственного отдыха и удовольствия» не содержит ничего христианского, а вместо идей Иисуса учит буддийским идеям об избежании желаний и важности недеяния.

На юг Китая ислам проник с торговцами из Индии и Юго-Западной Азии. Особенно много его последователей было в Кантоне (по-арабски Ханфу), где было две мечети — Сунни и Шиа.