Периферия Восточной Евразии: Корея, Япония и государство кхмеров

ЧАСТЬ IV Великие империи
Глава 13. Эпоха Китая (1000 — ок. 1250 года)
13.6. Периферия Восточной Евразии: Корея, Япония и государство кхмеров

13.6.1. Корея

Несмотря на то что Китай династии Сун был наиболее развитой страной в Евразии, его влияние за его пределами сводилось главным образом к торговым связям с Юго-Восточной Азией. Хотя Корея и находилась под сильным влиянием китайской культуры, она оставалась буддийским государством даже после того, как буддизм в Китае начал приходить в упадок. В отличие от периодов правления династий Нань и Тан, в эпоху Сун Корея оставалась независимым государством, так как империи киданей и чжурчженей препятствовали любым попыткам Китая расширить свои территории.

В результате около 920 года на севере Кореи появилось государство Корё, которое постепенно расширялось практически на весь полуостров. В середине X века, во время правления короля Кванджона, корейское правительство предприняло попытку создать профессиональную армию и централизованную систему управления, для чего оно переняло у Китая систему экзаменов для государственных служащих. Система управления была полностью сформировала лишь к середине XI века, когда Корея была разделена на восемь провинций, пять военных округов (плюс две пограничные зоны), а управление осуществлялось из трех городов — Пхеньяна на западе, Сеула на юге и Кёнджу на востоке.

Для лучшего контроля над территорией страны король стал наделять своих приближенных землей за военную и государственную службу — но, как обычно случалось в ранних государствах, земля быстро стала личной собственностью элиты. Все большая и большая часть населения также становилась собственностью — да трети населения страны находилось в крепостной зависимости, что делало Корею самым крупным рабовладельческим государством того времени.

По мере того как крайне ограниченное в возможностях централизованное правительство теряло власть над страной, политическая ситуация в Корее становилась все менее и менее устойчивой. В 1014 году военные попытались устроить переворот, в 1170 году в результате крупного мятежа на престол взошел новый король Мёнджон, на протяжении всех 1170-х годов регулярно вспыхивали крестьянские мятежи. Мёнджон был свергнут с престола в 1196 году генералом Чхве Чхунхоном, который установил в стране военную диктатуру.

13.6.2. Япония

В Японии, которая была политически и культурно независима от Китая, в период между X и XIII веками возникла уникальная система государственного управления, которая большей частью сохранилась до 1860-х годов. Эти изменения в системе были вызваны рядом экономических, социальных и политических особенностей страны, которые складывались на протяжении нескольких предыдущих столетий.

Наиболее важным изменением было появление сельскохозяйственных поместий (сёэн), в которых на ирригированных полях выращивался рис, а также складывание отдельных социальных групп в этих поместьях. В самом низу социальной лестницы были небольшие группы рабов и крепостных, затем шли наемные работники, свободные крестьяне, потом — управляющие, а на верхушке находились землевладельцы. Все указанные группы получали различные доли урожая, которые регулировались на законодательном уровне (шики) обычно они записывались в специальных документах, а иногда — в правовых актах. Шики можно было передавать по наследству (и женщинам, и мужчинам) или делить на части (майорат здесь не действовал). Один и тот же человек мог владеть разными шики в разных поместьях.

В результате в стране возникла сложная система социальных отношений, в которой один и тот же человек мог быть подчиненным в одном поместье и управляющим — в другом. Тем не менее самой важной группой оставались землевладельцы, которые жили на доходы от поместий — многие из них были бывшими придворными или потомками императорских фамилий, которые установили свои собственные участки землепользования.

Изменения в военной системе усилили то воздействие, которое произвело появление сёэн. В 792 году была упразднена централизованная призывная армия, которая управлялась императором из Киото. Отныне военная сила стала основываться на провинциальной аристократии. Военные подразделения формировались вокруг владельцев самых значимых поместий, наиболее успешные военачальники имели право призывать на службу своих последователей — самураев, которые получали в награду землю и были связаны с военачальником клятвой верности, а не законодательным актом или контрактом.

Обстановка, сложившаяся в Японии, во многом напоминала ситуацию в Европе того же времени, когда распалась империя Каролингов. Тем не менее существовали два важных различия. Во-первых, Япония не подвергалась вторжению со стороны внешнего противника. Во-вторых, сохранялось влияние императора — если не впрямую на действия подданных, то хотя бы на словах. Хотя на деле Япония и управлялась группой местных влиятельных землевладельцев, страна не распалась на отдельные монархии, и основной причиной для столкновений между аристократами было именно стремление влиять на императорскую семью и править страной от ее имени.

К концу X века в Японии почти непрерывно происходили военные столкновения между отдельными региональными военными формированиями. Некоторые из них, такие как Сэйва Гэндзи в регионе Канто, вели военные действия очень успешно и подчинили себе север Хонсю — таким образом окончательно включив этот район в состав Японии. Местные военные группировки заключали союзы с различными придворными фракциями при императорском дворе и различными буддийскими монастырями, у которых теперь были свои собственные военные силы для обороны.

Главной опорой императорского двора и особенно для ушедших на покой императоров (так как они редко правили до самой смерти) было семейство Исэ Хэйкэ, которое контролировало основную часть территории вокруг Внутреннего Японского моря. Во время смуты Хоген в 1156 году и смуты Хэйдзи в 1159—1160 годах Исэ Хэйкэ установили военный контроль над Киото, где находилась резиденция императоров — но не смогли подчинить себе сколь-нибудь значимую территорию за пределами города. Во время мятежа в 1180 году воины Исэ Хэйкэ бежали из Киото, забрав императора с собой, но впоследствии были разбиты (а император — утоплен) во время масштабного морского боя при Данноура в 1185 году, после того как в военные действия оказалась вовлечена вся Япония.

В результате этой гражданской войны армия из региона Канто под предводительством Ёритомо установила свой контроль над значительной территорией, и другие провинциальные военачальники признали превосходство Ёритомо. Он отобрал земли у своих бывших соперников и отдал их своим последователям, но сделал это не напрямую — официально землей распоряжалось правительство в Киото, которое продолжало действовать и содержалось за счет своих собственных земель. Распределив по провинциям своих управляющих, или дзито, Ёритомо смог установить некоторый контроль над местными землевладельцами. У них были свои собственные шики в поместьях, которыми они управляли, они не назначались владельцами поместий, а их пост вскоре стал передаваться по наследству. Дзито были представителями центральной власти на местах, они следили за тем, чтобы шики в поместьях распределялись правильно. Таким образом, они были местными судьями и сборщиками хёромаи — налога на производство риса, который взимался в размере 2% от всего урожая. В каждой провинции был один дзито, который назначался сюго, или защитником, и в чьи обязанности входило руководить другими дзито и осуществлять над ними контроль. Эта система эффективно действовала главным образом в Киото и вокруг Канто, в других же областях существовала лишь теоретически. Западнее Киото и на севере Хонсю власть Ёритомо была ограниченной.

Личная власть Ёритомо сосредоточивалась вокруг Камакуры в Канто, и его личные владения стали центром той власти, которую он имел над Японией. Законодательным центром стал Монтюдзё, или «Комитет расследований», в 1232 году он выпустил письменный сборник законов — «Список Дзёэй», — который стал основанием системы общего права в Японии. Однако в то же время Ёритомо имел свое собственное правительство, действия которого лишь формально нуждались в одобрении императора в Киото. В 1192 году эта система была закреплена законодательно, когда Ёритомо был назначен сэйи-тайсегуном, или «уничтожающим варваров генералиссимусом». Этот титул использовался для императорских военачальников в VIII веке во время войн с Эйну на севере Хонсю. Его восстановление означало, по крайней мере теоретически, появление императорской военной диктатуры. Титул сегуна стал обычным для военных правителей из различных семей, которые правили Японией до 1868 году.

Императорское гражданское правительство, которое называлось бакуфу, находилось в Киото и не имело практически никакой власти. К концу XII века был учрежден сегунат Камакура (названный так по названию столицы). Его власть основывалась главным образом на личной верности вассалов членам правящей семьи. К вассалам относились дзито, представляющие на местах центральную власть и собирающие налог с риса в пользу Камакуры. Ёритомо убил всех членов своей семьи, которые могли стать его соперниками, и оставил в живых только своих двоих малолетних сыновей. В результате началась длительная борьба за власть среди его сторонников, в которой победила семья Ходзё. Они распространили своих дзито по большему количеству поместий и учредили различные ведомства, чтобы руководить остатками императорского правительства. Правление Ходзё продлилось до XIV века.

Япония во время раннего сёгуната
Карта 39. Япония во время раннего сёгуната

13.6.3 Кхмеры

На юго-восточной оконечности азиатского материка, вследствие появления ирригационных систем и возделывания риса на заливных полях, сельскохозяйственная продукция производилась с большим избытком, что также привело к появлению государств. В отличие от Японии, они были сильно подвержены воздействию других стран — таких, как Индия, мусульманские страны и Китай. Это происходило потому, что через эти государства проходили торговые пути, связывавшие восток и запад Азии. В результате значительную часть их государственного дохода составляли налоги на торговлю вдоль этих путей.

Наиболее важным является развитие государства кхмеров. Оно существовало благодаря небольшой, но очень эффективно обрабатываемой посевной площади, которая позволяла выращивать два урожая риса в год с большим излишком. Развитие сложной социальной системы было очень типичным для окраинного региона, который находился под влиянием соседних государств. Примерно с VI века основная часть излишков урожая сосредоточилась в руках клановых вождей, которые становились все более могущественными благодаря своим связям с индийскими торговцами, жившими в прибрежной зоне и продававшими редкие и дорогие товары.

Постепенно вожди перенимали все больше и больше индийских религиозных обрядов, поклонялись пантеону индуистских богов. Увеличив степень своего влияния и укрепив свою власть, присвоили себе статусы, сходные со статусом королей. К концу XI века, во время правления Индравармана I, были возведены первые крупные общественные здания и храмы. Общество кхмеров стремительно разделялось на слои, в нем складывалась эксплуатация одного слоя другим. В самом низу социальной лестницы находились кхнумы — пленники войны и их потомки, которые фактически являлись рабами и работали группами на полях.

Теоретически главной силой, объединявшей общество кхмеров, были храмы, которые владели землей и распределяли излишки урожая — но на практике власть принадлежала правителям и элите. Земля выделялась храмам, но она оставалась собственностью аристократических семей, а храмам принадлежало только право обрабатывать ее и забирать себе часть урожая. Вдобавок к этому сами храмы также контролировались элитой, которая таким образом могла управлять распределением пищи. Роль правителя заключалась в том, чтобы управлять сложной системой распределения земли, регулировать ту часть продовольствия, которой могла распоряжаться элита, и, соответственно, степень влияния отдельных групп аристократов.

Власть правителя и элиты росла по мере того, как все большая и большая часть излишков урожая оказывалась в их руках, и все больше и больше крестьян оказывалось в зависимости от них. Однако полноценной государственной структуры так и не сложилось. Кхмеры построили огромные храмовые системы, плотины, мосты и дороги — все они были расположены с севера на юг или с востока на запад, что символизировало небесный порядок на земле. В начале XII века, во время правления Сурьявармана II, в Ангкор-Вате были возведены огромные храмы, посвященные союзу земного правителя с богом Вишну. Эклектичность верований правителей проявлялась в том, что позже в том же XII веке, во время правления Джаявармана VII, в Ангкор-Тхоме были возведены буддийские храмы в честь Бодхисаттвы Локешвары, хотя здесь же имелись и храмы в честь Шивы и Вишну. Сохранившиеся в некоторых из храмов документы демонстрируют, сколько людей их обслуживало. В конце XII века храме Та Прохм жило 12640 человек, включая 18 верховных жрецов, 2740 священников и 2632 служителя (из которых 615 было танцовщиками, 439 — отшельниками и 970 — учениками). Храм имел свои собственные земельные владения, на которых работали рабы и крепостные, производившие 2500 тонн риса в год.

Общее число кхмеров было около 300 тысяч человек, большая часть которых была расселена по 13 000 деревень. Крупных городов не было, самыми крупными образованьями являлись храмовые комплексы. К XI веку «государство» кхмеров распространило свое влияние на северный Таиланд и перешеек Кра и имело сообщение не только с торговыми центрами на вьетнамском побережье, но и с мусульманским торговым портом Такуа Па на западном побережье полуострова Малакка, а также и с чольскими купцами из Северной Индии.

Кхмеры подвергалась давлению со стороны буддийского королевства Паган в Бирме, а их союзниками обычно оказывались правители из Полоннарувы, столицы Шри-Ланки. «Государство» кхмеров существовало до XIII века, когда сюда пришли монголы. Вскоре после этого оно распалось в результате крестьянского мятежа и разногласий внутри элиты.