Оттоманская империя

ЧАСТЬ V Мировое равновесие (1500—1750 годы)
Глава 18. Империи, государства и огнестрельное оружие
18.2. Оттоманская империя

Османская держава была последней из великих империй, подчинившей и объединившей под своим началом цивилизации Юго-Западной Азии. Она же служила связующим звеном этого региона со Средиземноморьем и Балканами. В Средиземноморье власть ислама распространилась до пределов, утерянных пятью веками ранее. Держава контролировала три великих торговых пути Юго-Западной Азии (через Босфор в Черное море, из Леванта в Месопотамию, а оттуда сушей в центральную Азию, и по Красному морю в Индийский океан), а также три основных района производства злаков (Месопотамию, Египет и берега Черного моря). На протяжении трехсот лет после 1470-х Черное и Азовское моря были «турецкими озерами».

Хотя с конца XVIII столетия Оттоманская Порта потеряла свои позиции в Европе, она сохраняла контроль над Юго-Западной Азией (кроме Египта) до 1918 года и формально не была ликвидирована вплоть до 1923 года. Ее историю, как и историю Византийской империи, часто описывают как процесс последовательного распада — однако и в XVI веке, и в последующие столетия империя процветала, продолжая расширять сферы своего влияния еще в XVIII веке. Первые серьезные потери территорий начались только в конце XVIII столетия (спустя более пятисот лет после создания империи).

18.2.1. Экспансия

После быстрой экспансии турок на Балканах, последовавшей за падением Константинополя в 1453 году, наступил период консолидации (1480— 1490-е годы). Первым признаком возобновления экспансия стала война с Венецией в 1499—1502 годах, в ходе которой две крепости в южной Греции, Модон и Корон, были захвачены (турецкая артиллерия разбила их стены). Поворотной точкой стало низложение Баязета II его сыном Селимом в 1512 году. Два года спустя иранские Сефевиды были разбиты в Чалдыранском сражении близ озера Ван, пределы Оттоманской империи расширились далеко на восток от Анатолии, и любые попытки Сефевидов продвинуться дальше на запад были блокированы. Затем Селим двинулся на юг и напал на мамлюков, захватив ключевой торговый город Алеппо в 1516 году. На следующий год в битве при Рейдании мамлюки были окончательно разбиты, и Оттоманская империя подчинила Египет. Правитель Мекки также признал ее власть, которая теперь распространилась на всю Аравию и священный город. Победа над мамлюками и контроль над Аравией способствовали укреплению среди османов мусульманства суннитского толка (важнейшей опоры тюркской политики еще со времен сельджуков) в противовес соперникам-шиитам Сефевидам. Экспансия в Левант и Египет изменила также баланс сил внутри самой Оттоманской империи — она стала по преимуществу мусульманской, а христиане на Балканах оказались в меньшинстве.

Селим умер в 1520, ему наследовал Сулейман I, который правил до 1566 года. (В Европе его часто называют «Великолепным», хотя на самом деле его прозывали «Законодателем».) Он возобновил натиск на Балканы, и в 1521 году Белград был окончательно захвачен (за ним последовал через год остров Родос в Средиземном море). Победа при Мохаче в 1526 году означала конец Венгрии в качестве независимого королевства — спустя три года Порта поставила в Будапеште марионеточного правителя, позволившего разместить турецкий гарнизон и платившего ежегодную дань.

Оттоманская империя находилась практически в апогее своего могущества. Империя простиралась от Алжира на западе до Азербайджана на востоке, от Будапешта до Басры и от Крыма до Мохи и Адена на Красном море. На западном Средиземноморье, в Черном море и в восточной части Индийского океана империя содержала флот, сражения происходили в таких удаленных друг от друга точках, как побережье Гуджарата в западной Индии и Алжир. В 1580-е годы османский флот совершал нападения на Мозамбик. Оттоманская империя стала доминирующей державой Средиземноморья, так как контролировала три четверти береговой линии. Она главенствовала в дипломатических маневрах западноевропейских стран на протяжении всего XVI столетия, будучи самым могущественным соседом. Многие из них затратили много времени и стараний, чтобы заполучить османов в союзники. История западной Европы в этот период становится понятнее, если взглянуть на нее с точки зрения Оттоманской империи, а не мелких государств у ее западных границ. Общая тенденция заключалась в том, что турки противостояли главной европейской силе — Габсбургам — и поддерживали менее значительные государства, такие, как Франция, Англия и мелкие княжества Германии.

Всех участников итальянских войн в начале XVI столетия тревожила опасность нового вторжения Оттоманской империи на полуостров и повтора ситуации с захватом Отранто в 1480 году. Империя начала играть главную роль в Европе, начиная с 1530-х годов. В 1533 году королю Франции Франциску I была выплачена субсидия в размере 100 000 золотых монет, чтобы поддержать его усилия в установлении союза с германскими князьями и англичанами против Габсбургов. В 1535 году последовала вторая субсидия, к тому же французам позволили торговать с империей; в обмен на это османские купцы получили право беспрепятственной торговли в южной Франции. В 1538 Венеция согласилась вступить в союз с Габсбургами и папой римским против турок. Она проиграла войну на Адриатике, и когда в 1540 году ее вынудили подписать мирный договор, Венеции пришлось выплатить большую контрибуцию и отдать крепости Навплион и Монемвасия в южной Греции. В 1555 году османские власти обеспечили официальную поддержку займа у частного лица, Иосифа Наси, еврейского банкира и сборщика налогов, отчего французская монархия стала еще более покладистой. Оттоманская империя преследовала не только сиюминутные политические цели, поддерживая германских протестантских князей против Габсбургов; османы были остро заинтересованы в развитии протестантизма, в котором усматривали сходство с исламом, в частности, в вопросах иконоборчества. К кальвинизму в Венгрии и Трансильвании относились терпимо, и он получил широкое распространение. Единственной серьезной потерей турок в середине XVI столетия стала неудача 1565 года, когда они не смогли захватить остров Мальту, куда перебрались рыцари-иоанниты с Родоса за сорок лет до того. Хотя разгром турок в морском сражении при Лепанто в 1571 году был воспринят христианской Европой как великая победа, он не изменил стратегической ситуации в Средиземном море. Оттоманский флот был быстро восстановлен, и испанцы не смогли помешать захвату Туниса.

18.2.2. Характеристика империи

Оттоманскую империю официально именовали «владениями дома Османа»; это была династическая империя (подобно своему великому противнику в Европе — Габсбургам) управляющая рядом очень различных территорий. Империя эта отличалась некоторой терпимостью, поскольку в ее пределах уживались, без особых проблем, все три основные монотеистические религии и множество самых разнообразных многоязыковых сообществ, каждое — со сложной историей и взаимосвязями. Десятки тысяч евреев, изгнанных из христианских государств — Испании, Португалии и Италии, — осели в пределах империи. Мориски, изгнанные в середине XVI столетия из Андалузии, поселились в Константинополе. Несколько позже староверам из России, спасающимся от преследований на родине, позволили селиться в Анатолии. Основная проблема после завоевания Балкан и включения в состав империи многочисленного христианского населения заключалась в том, что у этих людей, в отличие от населения Юго-Западной Азии, не было опыта существования под властью мусульман. Однако политика терпимости — а в сельских районах, где проживало большинство населения, и полного невмешательства в местные обычаи, в сочетании с правильным поведением поставленных чиновников, устранивших самые худшие черты правления прежних, христианских, землевладельцев и мелких правителей, — обеспечила стабильность. Оттоманские власти даже разрешили забой свиней, вопреки запретам ислама. В Венгрии наиболее крупные землевладельцы бежали на запад, во владения Габсбургов, но продолжали требовать оброк со своих крепостных, оставшихся в Оттоманской империи, и новые власти позволяли им получать оный. Одновременно с этим из Анатолии начали прибывать переселенцы, и к началу XVI столетия примерно пятую часть населения Балкан составляли мусульмане. Из них более трети представляли собой новообращенных христиан, и в таких областях, как Босния (где издавна были сильны богомилы) обращение в ислам стало массовым явлением.

Центральной фигурой османской системы являлся на протяжении XVI столетия султан; но проблема наследования оставалась нерешенной, поскольку еще действовал старый кочевнический обычай избирать наследником не старшего сына, а лучшего из возможных. Обычай позволял избежать прихода к власти слабых правителей, но приводил к возникновению распрь, которые обычно заканчивались физическим уничтожением проигравших. Однако к началу XVII столетия выработалась бюрократическая система управления, при которой личным качествам султана не придавалось былого значения. Империей управлял коллегиальный совет, а не родственники правителя, как во многих европейских государствах. Важные военные и административные функции осуществляли визири, а также губернаторы провинций и областей, и государственные судьи, в распоряжении которых были имперские законы (относившиеся ко всем подданным империи; у мусульман имелся еще свой свод законов — шариат), и большое количество чиновников более низких рангов. Действовала система так называемых «дирликов» (dirlik), согласно которой местные губернаторы и чиновники не владели землей, но могли пользоваться доходами с определенных территорий, пока исполняли свои должности. В городах местные управители получали часть таможенных сборов и налогов от торговли. Губернаторы были также обязаны снабжать войска, выделяя на это средства из местных доходов. Основными источниками доходов султана и имперского правительства были рудники, леса и торговые сборы с крупных городов, таких как Константинополь и Алеппо. Султан также содержал на свои средства войсковую элиту и военный флот. К концу XVI столетия контроль центра над провинциями усилился, особенно в Леванте, Египте и областях, отвоеванных у Сефевидов. Османское правительство, по-видимому, было не менее эффективно, чем любое другое в доиндустриальную эпоху, с учетом тех жестких условий, в которых все они существовали.

Оттоманская империя в середине XVI столетия
Карта 52. Оттоманская империя в середине XVI столетия

Османская политическая система не исключала христианское меньшинство из круга возможных должностей и профессий. В большинстве стран Европы ожидали, что христианское население восстанет против «оттоманского ига» — но внутри империи существовал иной взгляд на «угнетателей». Вплоть до XIX столетия сопротивления в какой-либо форме практически не возникало. Более того, многие из европейских христиан активно искали себе службу в Оттоманской империи. Одним из наиболее могущественных чиновников в конце XVI столетия был евнух Хасан Ага, родом из Большого Ярмута — на самом деле Самсон Роули, британец по рождению. Среди его многочисленных обязанностей были контакты с английскими купцами, получившими позволение торговать в определенной части империи. В Алжире государственный палач Абд-эс-Салам был бывшим мясником из Эксетера по имени Авессалом. Один из наиболее выдающихся османских генералов, Кэмпбелл из Шотландии, принял ислам и вступил в ряды янычаров. В 1606 году принял ислам английский консул в Египте Бенджамин Бишоп. Несколько позже в том же столетии Карл II отправил некоего капитана Гамильтона выкупить англичан, попавших в рабство в Северной Африке. Его миссия потерпела полный провал — рабы успели подняться достаточно высоко в правительственной иерархии, нажили намного больше богатства, чем им удалось бы в Англии, и женились на местных женщинах. Все они отказались возвращаться.