Современные люди

ЧАСТЬ I
99 % человеческой истории
(около 10 000 лет до нашей эры)
Глава 2. Собирательство и охота
2.5. Современные люди

До двух последних десятилетий взгляды ученых в основном сходились на ясном разделении между технологиями, используемыми неандертальцами и Homo sapiens в период примерно от 100 000 лет назад. Неандертальцы пользовались инструментами, которые назвали мустерийскими в честь каменного убежища в Ле-Мустье на юго-западе Франции, где они были впервые найдены. Современные люди делали более сложные и меньшие по размеру орудия труда, ассоциируемые со сложными сообществами, которые образовались в южной Франции и северной Испании во время последнего ледникового периода, то есть примерно 20 000 лет назад.

Радикальный пересмотр картины эволюции, произошедший в 1980-е годы, потребовал пересмотреть это простое разделение. Теперь представляется очевидным, что на протяжении десятков тысяч лет, когда Homo sapiens жил рядом с неандертальцами и другими старыми человеческими видами, они делали такие же орудия труда, какие ранее ассоциировались лишь с неандертальцами. Однако эти орудия имели значительное превосходство над орудиями, которые производили Homo erectus.

Примерно 100 000 лет назад, сначала в Африке, а потом и в Юго-Западной Азии, появилась техника, известная под названием «подготовленная сердцевина». Основной камень теперь сильно обрабатывался для того, чтобы определить размер и форму снимаемых слоев — все это указывает не только на большие технические, но и на возросшие умственные способности в продумывании числа сложных подготовительных шагов для изготовления орудия. При отделении слоев часто использовались пробойники для создания длинных параллельных лезвий. Большинство мустерийских инструментов представляют собой каменные осколки. Было найдено более 60 разных типов подобных осколков на местах разных стоянок, таких как Ком Греналь в Перигоре. Многие из этих осколков могли насаживаться на деревянный наконечник.

Значительным шагом в развитии людей была их способность выживать в Европе в условиях ледникового периода. Примерно в течение 60 000 лет этими людьми были неандертальцы, обладавшие достаточно сложными технологиями и довольно высоким уровнем культурного и социального развития, достаточного для выживания в тех суровых условиях.

За пределами Европы, в частности в Ливане, группы Homo sapiens успешно развивались в период между 60 000 и 40 000 лет назад. Неясно, почему они появились в это время (примерно через 40 000 лет после появления современных людей) — вероятно, это связано с развитием языка как ключевого инструмента передачи культуры и технологии. Этот период отмечен появлением числа новых человеческих черт: обустроенных жилых пространств с очагами, защитой от ветра, а также использованием первых хижин, а не просто приспособленных для жилья пещер и скалистых убежищ. В добавление к этому появляется первое примитивное «искусство» — украшение тела и погребение мертвых в могилах.

Главным результатом развития было использование технологии «микролезвия», что привело и к уменьшению размеров каменных ножей, и к совершенствованию их типов. Эти лезвия тысячами изготовлялись из тщательно подготовленных конических или клиновидных «сердцевин». Затем их насаживали на рукоятки из рога, кости или дерева; они служили наконечниками стрел, копий, ножей и скребков. С помощью этой новой технологии из такого же количества камня производилось в 15 раз больше режущих поверхностей, чем по мустерийской технологии. Впервые появляется некая формальная стилистическая вариативность орудий труда, предполагающая, что эти техники могли иметь культурное и социальное значение.

Изучение используемого камня указывает, что некоторые сорта перевозились на очень большие расстояния и что эти особые камни использовались не так, как местный материал. Примерно 40 000 лет назад орудия труда перевозились на расстояние в 200 миль, а разные группы людей обменивались между собой особыми сортами камня и кремня. С камнем обращались очень бережно — три четверти его количества перерабатывалось в орудия труда, из местного кремня производилось не более 5 % орудий.

Эти усовершенствованные технологии и высокий уровень социальной организации появились в Леванте более 50 000 лет тому назад. Затем эти группы современных людей направились в Европу — их первая известная стоянка находится в пещере Бако Киро в Болгарии, ее возраст 45 000 лет. Последним убежищем неандертальцев и мустерийской технологии была Франция, но примерно 30 000 лет назад и сюда пришли Homo sapiens. По мере приспособления к новым условиям они выработали новые технологии: делали остроги, зазубренные гарпуны, лук и стрелы, а также иглы и нити для производства одежды, необходимой для суровых условий мира в котором они жили.

Именно на юго-востоке Франции и севере Испании в самые суровые годы последнего ледникового периода около 20 000 лет назад сложился замечательный образ жизни охотников и собирателей, известный нам, в частности, по пещерному искусству. В то время большая часть территории Европы, включая почти всю Великобританию, был покрыт гигантским ледяным панцирем толщиной в сотни футов. К югу, примерно до Средиземноморья, простирались степные пространства, кое-где прерываемые небольшими группами деревьев в укрытых долинах. Так как эта степь находилась намного дальше к югу, чем современная Сибирь, климат там был мягче (средняя летняя температура — около 10 градусов по Цельсию, а зимняя — около нуля), а разнообразие животных намного больше, что обеспечивало богатые запасы пищи. На территории Дордони и Пиренеев условия были особенно благоприятны. Дважды в год там происходила сезонная миграция северного оленя: на восток — на летние пастбища, а в речные долины на западе — зимой. Реки изобиловали лососем, а леса были полны черники, малины, желудей и орехов.

Плотность населения здесь была намного выше, чем в других областях Европы, их группы вели полуоседлый образ жизни и эффективно использовали огромные стада северных оленей. Главным образом люди обитали в обращенных на юг пещерах, близко к воде и с хорошим видом на оленьи стада. Вероятно, они пользовались занавесками у входа и даже палатками внутри пещер для обеспечения дополнительных убежищ. Главные стоянки, такие как Верхний и Нижний Ложери в Дордони и Ла-Мадлен, служили, вероятно, местом сбора больших групп людей в то время года, когда пища была в изобилии. Тогда происходили главные социальные события: свадьбы, ритуалы инициации и обмен разными экзотическими товарами, такими как морские ракушки из северной Франции и янтарь с дальнего севера.

Способность местной окружающей среды обеспечить большое количество людей в полуоседлом состоянии дала наиболее совершенное искусство среди всех известных групп охотников и собирателей. По всей Юго-Западной Европе находят более 200 пещер с разнообразными видами рисунков на стенах и более 10 000 скульптурных и гравированных объектов. Очевидно, все они имели важное символическое значение для создавших их людей, но попытки понять это значение увенчались лишь частичным успехом.

Самые ранние работы, чей возраст насчитывает около 30 000 лет, представляют собой изображения животных, вырезанные из слоновой кости, гравировки и даже костяную флейту. Так называемые «Венеры» — женские фигурки с преувеличенными грудью, бедрами и ягодицами — обнаруживаются повсеместно от России до Дордони, их возраст примерно 25 000 лет, однако делали их очень недолго. Они хорошо известны, хотя и довольно редки. Их часто ассоциируют с неким обрядом плодородия, но нам такая интерпретация представляется маловероятной, так как лишь несколько фигурок представлены беременными, а половые органы часто не подчеркиваются.



Схема 2. Эволюция клиновидного письма

Великие произведения пещерного искусства в таких местах, как Ласко и Альтамира, почти все датируются вершиной ледникового периода — примерно 18 000 лет назад, однако до сих пор неизвестно, создавались ли они многими людьми на протяжении тысяч лет, или всего лишь несколькими художниками в коротком промежутке времени. Некоторые животные изображены вокруг естественных каменных выступов — как бы для того, чтобы подчеркнуть движение, но большинство пещер на первый взгляд кажутся просто усеянными изображениями больших и маленьких животных, человеческими фигурами, отпечатками рук, точками и знаками.

Идентификация изображенных животных затруднительна, однако самыми распространенными являются рисунки лошади, бизона, зубра, северного и красного оленей. Хищников, рыб и птиц изображали редко, а грызунов — вообще никогда. Однако один факт очевиден — частота изображенных животных не имеет прямой зависимости от тех видов, на которых действительно охотились, это видно из состава костей, найденных в пещерах. Ясно, что изображения зверей являются не просто картинками, а имеют какое-то символическое значение. Люди не изображались с такой же четкостью, как животные, хотя в пещерах находят множество узоров и отпечатков ладоней. До сих по идут споры по поводу так называемого «колдуна» — человеческой фигуры, предположительно в маске с рогами на голове и конским хвостом, найденной в Труа Фрер в Арьеже.

Интерпретации этих рисунков вылились в огромное множество теорий. Мысль о том, что это было искусство ради искусства, имеет мало сторонников. Точно так же мало ученых поддерживают гипотезу о том, что это просто была форма охотничьей магии — то есть изображение сцен охоты и убийства животных (а таких на самом деле мало) увеличивало успех на настоящей охоте. Другая гипотеза делит пещеры на зоны, а животных — на мужские и женские особи, отмечающие принадлежность этих зон. Проблема этой точки зрения состоит в том, мы не знаем точной структуры пещер 20 тысяч лет назад. Они, безусловно, не раз менялись за этот период. У разных исследователей существуют абсолютно разные точки зрения на зоны внутри пещеры, на принадлежность тех или иных животных женской или мужской половинам.

Ясно одно — разнообразные точки и линии явно являются частью какой-то системы и добавлялись с течением времени. Они могут быть каким либо способом отмечать время (возможно, лунные циклы). Некоторые части пещер (в частности, более темные внутренние пространства) могли использоваться для неких ритуалов инициации — вероятно для нескольких групп клана.

Изучение современных групп охотников и собирателей, таких как австралийские аборигены, показывает, что у них существует сложная система верований. Они используют искусство и ритуалы для структурирования и объяснения смысла своего существования — частично через символическое изображение непрерывной связи между животными и человеком и их миром. Очевидно, что пещерное искусство последнего ледникового периода несет сходную функцию.

Условия окружающей среды на юго-западе Европы в разгар последнего ледникового периода были достаточно благоприятны для человека, однако на остальной части континента они оказались более трудными. Открытые равнины были покрыты снегом девять месяцев в году, и существование здесь оказывалось достаточно суровым. Способность к выживанию в этих условиях показывает, что человеческие группы совершили значительный скачок в технологическом и социальном развитии за предыдущие десятки тысяч лет.

Особый образ жизни сформировался в восточной и центральной Европе для использования особых природных ресурсов. Один из них — использование огромных стад северных оленей, дважды в год мигрировавших между зимними пастбищами на севере Германской и Венгерской равнин, а также пространств около Черного моря, и летними пастбищами в Юра, южнее Германской возвышенности и Карпат соответственно. Люди либо шли за оленями в течение года, либо дважды в год устраивали ловушки на пути их миграции.

Часто этих людей представляют исключительно охотниками на оленей, но это не так. На практике охота оказывается крайне неэффективной формой добычи пищи — она может лишь навести панику среди стад. По результатам нескольких серий исследований обнаруженных сезонных лагерей с определением действительного числу убиваемых животных стало понятно, что на самом деле эти люди были пастухами. Они следовали за стадами, загоняли их в долины, где за ними можно было наблюдать и управлять ими, затем отделяли некоторых животных от стада и забивали. Выбор жертвы также был не случаен — в 90 % это были взрослые самцы. Это число очень близко к тому, что мы обнаруживаем у современных оленеводов, и оно очень эффективно. Самцы являются излишком, и размер стада может поддерживаться и без них. Человек и животные жили в тесном контакте, однако этот образ жизни мог обеспечить лишь небольшое количество людей.

Существование других групп первоначально зависело от мамонтов, хотя позже они начали охотиться на бизонов и на песцов (на последних — из-за меха). Стоянка в Дольни Вестоницы на реке Дие в Моравии была постоянным лагерем для 100—120 человек. Ее возраст составляет примерно 25 000 лет. Она замечательна по нескольким причинам. Здесь было найдено несколько обожженных в печах фигурок. Это первые обожженные предметы в мире. Также на стоянке находят признаки организованного человеческого захоронения — что предполагает наличие, по крайней мере примитивных религиозных верований. Были обнаружены три тела с подвесками из слоновой кости на шее; до того как могила была засыпана, над ними был зажжен костер.


Далее к востоку находятся два интересных места — в Костенках на реке Дон и у Межиричей в долине реки Днепр, к юго-востоку от Киева. Первая стоянка находилась в очень сложных условиях — всего лишь в 430 милях от массивного континентального ледяного панциря. Главная хижина в Костенках занимала 430 кв. футов. Пять хижин в Межиричах были диаметром 22 фута каждая и занимали в два раза большую площадь, чем в Костенках. Фундамент хижин составляли кости мамонта, которые поддерживали более маленькие кости ребер и позвоночника, формировавшие каркас хижины и стропила крыши. Хижины были строго разделены на очаг, рабочие зоны и глубокие ямы в вечной мерзлоте, предназначенные для хранения мяса. Условия обитания в Костенках были настолько суровыми, что там даже были оборудованы подземные помещения.

<-- Образ жизни
Заселение мира -->