Раннее Перу и Анды

Часть II
Великое перемещение
Глава 5. Изоляты: Америка и Тихоокеанский регион
5.5. Раннее Перу и Анды

Территория Перу была изолирована от Месоамерики, и развитие этих земель обуславливалось их географическим положением. Большая часть тихоокеанского побережья здесь представляет собой суровую и негостеприимную пустыню. Однако далее от берега Перу делится примерно на сорок долин, образованных реками, стекающими с Анд. В этих долинах было возможным развитие сельского хозяйства и орошения, но возникшие тут цивилизации и культуры оказывались отделены друг от друга непроходимыми пустынями. В Андах лишь высокогорные долины и бассейны озер годились для крестьянских поселений, поэтому даже в XVI веке н.э. большинство живших тут людей находились на родоплеменном уровне развития. Главные центры, где развитие всё-таки происходило, находились в бассейне озера Титикака (на границе Перу и Боливии) и на высоких плато, где можно было устроить поля и выпасы для больших стад лам.

Первые деревни в Перу возникли на побережье после 2500 года до н.э. — еще до появления гончарного дела и ткачества в 1800 году до н.э. Там же возникли и первые крупные церемониальные центры, особенно в долине Касма на северном побережье Перу. Одним из крупнейших являлся огромный курган в Секин-Альто — 250 ярдов в длину, 300 ярдов в ширину и более 100 футов в высоту. Для раннего периода характерны церемониальные площадки с монументальными сооружениями, имевшиеся во всех прибрежных деревнях. Жившие там сообщества базировались на орошаемом земледелии. Однако их лидеры должны были пользоваться значительной властью, чтобы организовать такие значительные работы. Широко распространены были и военные действия, а особый стиль искусства и культуры Шавин, по названию места Шавин де Гуантар, распространился по всему региону. Однако представляется маловероятным, что все это было достигнуто путем военных захватов и насильственного навязывания единой культуры. Вполне вероятно, что стиль искусства и культуры Шавин представлял собой мирное распространение некой формы невоинственного религиозного культа по большей части побережья Перу.

Одновременно с этим началось использование металлов — не имевшее, однако, значительного влияния на общество, так как происходило главным образом среди элиты. Центральные Анды имеют запасы очень многих видов руд, но обработка металлов началась здесь не с меди, как в Юго-Западной Азии, а с золота, которое стало самым важным металлом. Золото начали обрабатывать примерно в 1500 году до н.э., а первые литые и кованные медные изделия, покрытые тонким слоем золота, находят в могилах, датируемых 900-450 годами до н.э. Элита ценила декоративные золотые изделия, а ремесленники трудились над сплавами из меди и серебра, легкими в ковке, наряду со сплавом меди и золота (тумбага, он же тампак), дававшем великолепный золотой цвет.

Однако постепенно культура Шавин начала клониться к закату, и последующие 800 лет прибрежные районы Перу характеризуются большим разнообразием сообществ в речных долинах, где формируются некоторые черты ранних государств. На севере, где обрабатываемые участки появились не только на плодородных землях долин, но и на побережье, таким образом обеспечив необходимый избыток продовольствия, главенствовала культура Мок. На юге самой известной является культура Наска, которая ассоциируется с серией оставленных в пустыне гигантских рисунков. На далеких плоскогорьях Анд сохранились капища Тиуанаку.

Период между 600 и 1000 годами н.э. характеризуется возникновением первого настоящего государства и самой империи в Перу. Эта цивилизация возникла в долине Айякучо, в самом центре высокогорного плато. До 600 года в долине находилось несколько приблизительно равных по размерам поселений. Соперничество, возникшее между ними за естественные ресурсы в связи с ростом населения, было выиграно поселением Уари. Оно превратилось в город площадью в 1000 акров и взяло долину под свой контроль.

Уари не имели письменности, и поэтому судить об их социальной и политической структуре можно лишь по остаткам зданий. Они предполагают очень сильную централизованную власть. Город был поделен большими внутренними стенами на несколько частей, основная масса его населения проживала в строениях барачного типа. Несколько зданий в центре явно были предназначены для административных целей.

С 700 года н.э. влияние Уари распространилось за пределы долины. Его характерная иконография и архитектурный стиль обнаруживаются в некоторых прибрежных районах (впервые случилось так, что группа выходцев с гор контролировала этот район). Однако при этом следует отметить, что дальний север и южные высокогорья, где обнаружена культура Тиуанаку оставались независимыми. Возникали торговые связи, строилась сеть дорог, соединившая разные области. Точная природа экспансии Уари до сих пор не известна. Некоторые эксперты считают её подобной экспансии культуры Шавин — происходившей путем распространения религиозных идей. Другие, основываясь на признаках сильной централизованной власти в Уари, считают более правдоподобным предположение о завоевании и установлении ранней империи.

Государство Уари пришло в упадок около 1000 года н.э., и с той поры до середины XV века Перу снова отмечено набором разнообразных культур. Самой важной из них была культура Киму на севере, с центром в долине Мок и столицей Кан-Кан. Примерно в течение 400 лет после ее появления в 900 году н.э. Киму, по видимому, мало чем отличалась от ранее существовавшей здесь культуры Мок. Это было крестьянское государство, контролировавшее одну из речных долин и прилегавшие к ней территории. Примерно в 1300 году случилось особенно сильное «Эль-Ниньо», когда прибрежные тихоокеанские течения поменяли направление и вызвали чрезвычайно сильные дожди, буквально смывшие многие оросительные системы. Вместо того чтобы приложить все усилия к восстановлению систем, государство Киму перестроилось, и его элита предприняла попытки военных завоеваний для обеспечения себя необходимыми ресурсами. В окончательном варианте территория государства увеличилась в четыре раза. Оно простиралось от Тумбеса близь современной границы с Эквадором до окрестностей нынешней Лимы. Контроль над такой большой территорией, по всей видимости, ограничивался сбором податей, а большинство местных начальников было оставлено на своих местах.

Вместе с разрастанием империи увеличилась и ее столица, которая занимала теперь площадь в 10 квадратных миль. Она была разделена на 34 части, где проживала элита и ютившиеся подле нее в крохотных помещениях основное население. Однако самой замечательной чертой столицы было 10 больших зданий — по одному для каждого правителя расширившейся империи. У каждого из них было дворцовое помещение, откуда он управлял государством и где после его смерти оставшиеся в живых родственники или приближенные заботились об его мумии, воздавая ей почести в череде сложных ритуалов. По всей вероятности, некоторые члены его семьи или окружения приносились в жертву сразу после смерти правителя или позднее. Надо полагать, что подобная практика имела глубокие корни в ранней культуре Перу, так как она имела еще более широкий масштаб у инков — империи, бросившей вызов Киму в середине XV века.