Имперское соперничество: Юго-Западная Азия около 1550—1200 годов до н.э.

ЧАСТЬ III
Ранние империи
Глава 7. Взаимодействие
7.4. Имперское соперничество: Юго-Западная Азия около 1550—1200 годов до н.э.

7.4.1. Хетты, касситы и ассирийцы

Вскоре после 1500 года до н.э., после двух веков разрухи, по всей Юго-Западной Азии наступило общее выздоровление. Появление царства хеттов в это время было только одной частью кардинальной перестройки Юго-Западного азиатского мира и началом периода борьбы между ранними империями. Экспансия хеттов началась при Тутхалие I (1430—1410 годы до н.э.), который был, вероятно, основателем новой династии. Сначала главным врагом хеттов было государство Митанни на юге, и хетты попытались использовать преимущества от победы египтян над Митанни. Однако так как мощь хеттов возросла, противники сами объединили силы против хеттов.

Значительный успех не пришел к хеттам вплоть до конца правления Суппилулиумы I (1370—1330 до н.э.). Он нанес удар на восток, пересек Евфрат, разграбил столицу Митанни Вашшуканни и взял под контроль западную половину царства (посадив на престол зависимого царя Шаттиваса), чтобы оно могло служить буфером против расширения Ассирии. После этого Суппилулиума смог установить контроль над северной Сирией, включая великие торговые города Алеппо и Карфаген.

Эти победы дали возможность другому царю — Мурсили II (1330—1295 до н.э.) — двинуться на запад. Хеттские тексты говорят, что они имели в регионе двух врагов — государства Арцава и Аххиява, хотя неизвестно точно, где они находились и что собой представляли. Арцава было побеждено, и контроль хеттов распространился до Эгейского моря. Однако Мурсили II, возможно, потерял контроль над своей столицей Хатусса, занятой племенной группой под названием «гасга», которая также остается неидентифицированной.

Могущество хеттов достигло пика при следующих двух правителях — Муваталли и Хаттусили III. Они контролировали большую часть территории Анатолии и Леванта и были достаточно сильны, чтобы навязать Египту договор о союзе. Хеттская империя процветала на протяжении примерно 400 лет, но не создала развитой инфраструктуры. Хеттский правитель, или «Великий Царь», в Хатуссе был частью развитой правящей элиты, включавшей царскую семью и аристократию. Он управлял как вновь освоенными территориями, так и более старыми политическими единицами, в которых у власти оставались прежние правители, со своим языком, обычаями и законами — обязанные только принимать верховную власть Хаттусы. «Великий Царь» командовал армией и был главным жрецом всех богов, но не считался святым при жизни.

Разрушение хеттами Вавилона в 1595 году не привело их к господству над регионом. Вавилон был захвачен касситами, которые правили регионом с 1530 примерно до 1200 года до н.э. Вероятно, они пришли с гор Загрос, но об этом долгом периоде истории Месопотамии известно очень мало — трудно даже составить основной список царей, и не похоже, чтобы язык касситов относились к какому-либо известному нам языку. Однако ясно, что это был период значительной стабильности, и, судя по хроникам других империй, Вавилония являлась тогда главным имперским государством. Вся Месопотамия была объединена после того, как удалось победить «морскую» династию на дальнем юге, что открыло доступ к важным торговым путям Залива.

Касситы взяли под свой контроль всю торговлю на юге до самого Бахрейна, а также пути через долину реки Дияла в Иран и Центральную Азию (к месторождениям высоко ценимой ляпис-лазури). На дальнем севере Месопотамии царство Ассирия было маленьким и подчинялось Митанни вплоть до поражения последней от хеттов примерно в 1340 году до н.э. Это позволило ассирийцам начать расширяться в правление Ададнерари I (1307—1275 до н.э.) Он захватил восточную часть старого царства Митанни (запад контролировали хетты), а на юге выступил против касситов. Контроль над северной частью Месопотамии был установлен при Салманасаре I (1274—1245 до н.э.), когда Ассирия стала могущественным государством — достигнув почти того же уровня, что и хетты или египтяне. При следующем императоре Тукульти-Нинурте I (1244—1208 до н.э.) ассирийцы установили эффективнный контроль над большой частью Вавилонии, сажая в столице своих марионеточных правителей.

7.4.2. Египет

Самые важные достижения в Юго-Западной Азии в этот период имели место в Египте. Примерно после 1550 года до н.э. египетские военачальники и их армии постепенно выдавили гиксосов назад в южный Левант и воссоздали объединенное Египетское государство. Хотя большинство египтологов склонно подчеркивать консерватизм египетского общества, это был период главных перемен и внутри общества, и внутри государства. Он отмечен появлением военного сословия в качестве решающей силы при превращении Египта в имперское государство, основанное на завоеваниях. Египетская армия уже использовала в качестве основного вооружения двухколесные колесницы.

В эту эпоху (известную как Новое Царство) Египет достиг наибольшего богатства и могущества. Внутренние проблемы в основном сдерживались, и контроль Египта распространялся от военных лагерей и укреплений в Нубии до центрального Леванта. Это было время постройки ряда величайших памятников: Абу-Симбела, Карнака, Абидоса, Западных Фив и эль-Амарна. Общая хронология периода хорошо известна и совершенно ясна, хотя детальная политическая история вряд ли может быть написана на основе лишь нескольких документов. Один из них — договор с хеттами, составленный в 1269 году до н.э. (который известен из текстов, оставленных обеими сторонами), является, вероятно, первым известным международным договором. Кроме того, существуют так называемые «Письма Амарны» — серия глиняных табличек, относящихся, в основном, к 1370-м годам до н.э. Написаны они на аккадском языке, который все еще оставался международным языком Юго-Западной Азии, и являются перепиской Египта с другими державами региона: хеттами, Кипром, Вавилонией, государством Митанни, Ассирией и, в особенности, с местными правителями в Леванте, которых египтяне пытались контролировать.

Основная перестройка Египетского государства происходила при Тутмосе I (1507—1494 до н.э.), вскоре после окончательного изгнания гиксосов. Столица была перенесена из Фив на север, в Мемфис, который имел более удобное расположение для контроля ключевых коммуникаций с государствами восточнее Синая. Это был также центр военной и внутренней администрации. Фивы были оставлены для религиозных церемоний, а в близлежащем Карнаке «долина царей» и «долина цариц» использовались для захоронения правителей. В середине XV века до н.э. египтяне проводили кампании на восток до самого Евфрата. Незадолго до 1400 года н.э., вслед за подавлением Аменхетепом II крупного мятежа в Леванте, египтяне поняли, что возможные границы их контроля лежат в центре этого региона. Были заключены соглашения с правителями Митанни, которые ранее бросали Египту вызов, и при следующем египетском правителе, Тутмосе IV, был заключен брачный союз.

Последняя фаза могущества Египта наступила при 19-й династии, в особенности при Рамсесе II (1290—1224 до н.э.). Было сделано отчаянное усилие, чтобы распространиться в Левант — но это вызвало только сопротивление Хеттской империи, которая расширялась на юг от Анатолии. Битва при Кадеше в 1285 году до н.э., хотя и провозглашенная как великий успех на монументах Рамсеса II, воздвигнутых им самому себе, на деле закончилась вничью.

В мирном договоре с хеттами от 1269 года до н.э. Рамсес изображает себя милостиво принимающим мольбы подчиненных. На самом же деле это был мир равных, в котором нуждались обе стороны — особенно египтяне, так как они находились под давлением групп, рвущихся в Египет из пустыни на запад. В 1256 году до н.э. хеттская принцесса вышла замуж за Рамсеса II, и войн между двумя силами больше не происходило. Имперская природа Египетского государства хорошо иллюстрировалась монументами, воздвигаемыми правителями. Громадные храмы и вымощенные дороги для процессий создавались, чтобы поразить воображение людей, а также дабы обеспечить достаточное пространство для массовых общественных и религиозных празднеств. Резьба и тексты, написанные иероглифами, сообщают о военных победах, поражение врага и публичных казнях пленных. Божественность природы правителя, данный ему теперь формально титул пер’ао или «фараон», означающий «Великий Дом», стала центральной для государственной идеологии.

Точная природа святости фараона и различных египетских богов находилась в центре диспутов во время так называемого «периода Амарны», последствия этих споров прослеживаются от Эхнатона (1364—1347 до н.э.) до Харемхеба (1332—1306 до н.э.). Это был основной период внутренних проблем в Египте, однако они не отразились на степени внешнего контроля над присоединенными областями. Египетская религия никогда не была статичной, она постоянно развивалась, пока не была захлестнута греческим влиянием в конце IV века до н.э. Ее теология, развитая священниками, строилась вокруг магии имен и слов в попытке объединить две противоположные идеи — исторически сложившееся многообразие богов и требуемое обеспечение единства священной власти, выраженное через власть солнца. Поэтому солнцу-богу Ра было дано семьдесят пять имен, которые являлись также именами других богов, когда-то бывших божествами природы. Человеческое обличие бога-солнца, Амон-Ра из Фив, имело особенно могущественный культ. Оно было также привязано к египетской идее маат —которая лучше всего понимается как «правда», «справедливость» и правильный порядок Вселенной. Маат стала богиней в качестве дочери Ра.

Эта система была перевернута Аменхетепом IV, когда он переименовал себя в Эхнатона в честь атен — солнечного диска; на изображении из фигуры фараона исходили многочисленные лучи и заканчивались в его ладони. Эхнатон увидел в атен вселенского создателя всей жизни. Это не было новым, к Амону-Ра в Фивах часто обращались таким же образом. В этом особом внимании к атен можно также увидеть кульминацию более ранних проявлений особого внимания к власти бога-солнца. Новым было стирание образов других богов, которые больше не считались излучениями солнца, подчеркнутое внимание к солнцу-диску без человеческих черт и отмена Вселенной, населенной множеством священных существ. Одновременно ресурсы храмов других богов были перемещены в пользу единого бога Атона.

Вдобавок была усилена роль Эхнатона как единого земного воплощения атен — а отсюда следовало дальнейшее упрочение слияния бога и фараона. Эхнатон регулярно описывал себя как человека, который «живет по маат», — закладывая новую правду в природу бога. Он создал абсолютно новый город на полпути между Мемфисом и Фивами, в области, где не было других храмов, чтобы поклонение атен не загрязнялось ничем. Город, известный теперь как Амарна, должен был называться Эхнатон — «горизонт солнца». Его строительство потребовало огромных усилий государства и мобилизации массы рабочих — на самом пике население города составляло примерно 50 000 человек.

Как интерпретировать этот эпизод — вопрос дискуссионный. На монументах, которые воздвиг Эхнатон, он обычно изображен с крайне сильно искаженными чертами лица, как и все его ближайшие родственники. Есть мнение, что он страдал от особой наследственной болезни. Но скорее всего искажение лиц является умышленной попыткой изобразить Эхнатона и его семью как не людей, а полусвятых.

Конечно, Эхнатон и его главная жена Нефертити были признаны священными, и в течение жизни считались вместилищами сути атен. Для многих толкователей культ Эхнатона кажется близким к монотеизму — и в западной традиции это рассматривается как шаг на более высокую ступень по сравнению со старыми верованиями, то есть как «прогресс» (является ли монотеистическим христианство, трудный вопрос). В некоторых аспектах Эхнатона вполне можно рассматривать предшественником иудаизма. Однако идеи атен не относились к моральному совершенствованию — они просто являлись источником жизни. Поэтому они очень отличались от более поздней (возникшей несколько веков спустя) иудейской веры в бога Яхве, который был вспыльчивым, вмешивался в человеческие дела и дал евреям исключительность по сравнению со всеми остальными людьми.

После смерти Эхнатона все его идеи были отвергнуты, культ атен пресекся, а великий город Амарна был разрушен. Он быстро стал просто «врагом», и его правление считалось ужасом, попыткой низвергнуть принятую и давно устоявшуюся египетскую систему верований. Неизвестно точно, почему последовала такая ярая реакция. Ясно то, что она не распространилась на наследников Эхнатона — которые продолжали править как часть 19-й династии. Ему наследовал Тутанхамон, который, возможно, являлся его братом и женился на одной из дочерей Эхнатона. Его первое имя было Тутанхатон; изменение имени символизировало восстановление старого порядка с Амоном-Ра во главе богов. Ему наследовал Эйе — вероятно, отец главной жены Эхнатона, Нефертити. Последний правитель 19-й династии, Харемхеб, который умер в 1306 году до н.э., был женат на дочери Эйе, то есть сестре Нефертити.

Эти внутренние потрясения в течение последней половины XIV века до н.э. оказали мало влияния на функционирование Египетского государства в период Нового царства. Храмы и громадные места захоронений фараонов, с их огромным количеством священников, поддерживались продуктами и рабочими с ряда поместий. Например, Лахун, город, предназначенный для содержания пирамиды в порядке и проведения обрядов для Сенусерта II, был разбит по строгому плану. Там было несколько больших домов со сложной планировкой, где жили представители элиты. Большое количество населения, около 3000 человек, жило в 220 домах, каждый размером в одну двадцатую от размера домов элиты. Эти люди явно были организованы в команды или группы для различных занятий, и каждая такая группа целиком зависела от одного из амбаров в домах элиты — не существовало центрального хранилища для всего города. При других храмах штат обслуги был организован по группам — обычно было десять групп, и каждая работала в храме в течение месяца, прежде чем вернуться к работе в деревне. Это был единственный путь сочетания храмовой и государственной службы с нуждами производства сельскохозяйственных излишков, от которых зависела элита.

Людям, работавшим на храм, платили натурой. Писцы фиксировали первичный сбор зерна, контролировали его транспортировку к хранилищу, дабы удостовериться в отсутствии краж, и снова проверяли вес по прибытии. Зерно превращали в хлеб и пиво — последнее в действительности было густой жидкостью, содержащей мало алкоголя. Писцы не контролировали процесс производства в деталях, но в целом знали, сколько хлеба и пива ждать от данного количества зерна. Хлеб обычно изготавливали в стандартных формах, и работники обычно получали десять буханок в день, а также определенное количество пива. У людей, находящихся выше по социальной лестнице, норма была выше, и она возрастала в зависимости от ранга серией фиксированных ступеней.

На основных строительных объектах все работники, включая чиновников, архитекторов и мастеров, а также массу рабочих, нанимались непосредственно государством. Поставка материалов и нормы выработки находились в ведении писцов. Мало известно о подробностях конструирования пирамид и храмов — но строительство каждого объекта подразумевало полное государственное управление наймом людей, постройкой бараков, разработкой каменоломен и транспортировкой камня, возведением громадных лесов, по которым рабочие могли взбираться на более высокие уровни, а также уборкой огромного количества обломков в конце. Некоторые представления о масштабах этой деятельности могут быть получены из записей об одном государственном объекте, которые сохранились до наших дней и были найдены экспедицией в каменоломнях Вади Хаммамат. Смета проекта включала 18 600 рабочих разной квалификации, охотников, солдат, мельников, пивоваров и пекарей. Их контролировали восемьдесят чиновников, двадцать «мэров» из городов, которые обеспечивали поставки рабочих, и восемь писцов.

Ясно, что государство оставалось главным фактором в египетской экономике — но существует множество свидетельств существования развитой торговли и хозяйственной активности вне государственного контроля. На государственных и храмовых объектах старшие чиновники могли получать до 500 буханок в день. Так как их штат получал свою пищу отдельно, и некоторые задачи состояли из комплекса мелких дел, которые не могли быть оценены и учтены, должна была существовать система кредита и способ обмена этих «хлебов» на другие продукты. Как это делалось, нам неизвестно. Земля не могла находиться в частной собственности, покупаться, продаваться или арендоваться. Но существовали частные амбары, и ссуды могли браться под запасы зерна. Цены зерна не были зафиксированы государством, несмотря на его сильное влияние через объемы произведенного им зерна. Есть множество свидетельств скачков цен на зерно вдесятеро в голодные времена — несмотря на то, что зернохранилища принадлежали государству.

Многие крестьяне почти не имели возможности торговать — такое положение сохранялось в большинстве обществ на протяжении многих тысячелетий. Но есть множество свидетельств существования бартера и торговли широким спектром продуктов на деревенском уровне. Один папирус описывает покупку быка за кувшин жира, две туники, несколько кусочков меди и бронзы и меру растительного масла. Важно, что этот странный набор предметов оценивается как эквивалент пятидесяти кусочков меди, а расписка выдана в ценах серебра — что демонстрирует существование единицы счета и денежного эквивалента. И действительно, в египетской экономике в обращении имелось значительное количество серебра. Торговля вверх и вниз по Нилу была экстенсивной, и нет свидетельств, что зарубежная торговля являлась государственной монополией, хотя социальный статус купцов был не особенно высок.